Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГригорий Бежин
2 Познание истины – одна из важнейших потребностей человека Logos (греч.) – слово, понятие, рассуждение, разум Область знания Мыслить логично – значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки Мыслить логично – значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки
3 Логика как наука Логика – наука о законах и формах рационального мышления, методах формализации содержательных теорий Основатель - Аристотель Аристотель Основатель - Аристотель Аристотель систематизировал формы и правила мышления; систематизировал формы и правила мышления; исследовал категории «понятие» и «суждение»; исследовал категории «понятие» и «суждение»; разработал теорию умозаключений и доказательств; разработал теорию умозаключений и доказательств; описал ряд логических операций; описал ряд логических операций; сформулировал основные законы мышления. сформулировал основные законы мышления. с систематизировал формы и правила мышления; и исследовал категории «понятие» и «суждение»; р разработал теорию умозаключений и доказательств; о описал ряд логических операций; с сформулировал основные законы мышления. Предмет исследования – человеческое мышление
4 Формы мышления Предмет исследования науки логики – человеческое мышление Понятие Понятие СуждениеСуждение Умозаключение Умозаключение
5 Понятие Понятие Понятие – форма мышления, в которой отражаются отличительные существенные признаки предметов Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединяя однородные предметы в множество. Существенными называются такие признаки, каждый из которых, взятый отдельно, необходим, а все вместе достаточны, чтобы с их помощью отличить (выделить) данный предмет (явление) от всех остальных и сделать обобщение, объединяя однородные предметы в множество.
6 Логические характеристики понятия Содержание Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии Учитель- это Педагог - это Объем Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия Задание 1. Приведите элементы множеств понятий учитель и педагог, исходя из определенных ранее содержаний этих понятий. Задание 1. Приведите элементы множеств понятий учитель и педагог, исходя из определенных ранее содержаний этих понятий. лицо, занимающееся преподавательской и воспитательной работой лицо, которое обучает чему-н.; глава учения, тот, кто учит чему-н. (высок.)
7 Логические характеристики понятия Содержание Содержание понятия – совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии Объем Объем понятия – множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия
8 Круги Круги Эйлера (геометрическая иллюстрация объемов понятий и отношений между ними)Эйлера Отобразить схематично множество животных (А), птиц (Б), насекомых (В), динозавров (Г) и животных, умеющих плавать (Е). А ВБЕ
9 Понятия Несравнимые - Сравнимые Совместимые Несовместимые далекие друг от друга по содержанию, не имеющие общих признаков объемы понятий совпадают полностью или частично объемы понятий не совпадают ни по одному элементу Отношения между понятиями Объем понятия – это множество (М) предметов (А) (элементов множества ): А М
10 Множество – есть многое, мыслимое нами как единое. Георг Кантор
11 Тождество (равнозначность) Виды отношений между совместимыми понятиями Х, Y Пересечение (перекрещивание) Пересечение (перекрещивание) Подчинение (субординация) Подчинение (субординация) ХY Х – Ю. Гагарин Y – первый космонавт Х – Ю. Гагарин Y – первый космонавт Х – книга Y – учебник Х – книга Y – учебник Х – растение Y – цветы Х – растение Y – цветы Y Х Y подчинен Х
12 Виды отношений между несовместимыми понятиями Противоположность Противоречие Соподчинение А – большой дом В – маленький дом А – большой дом В – маленький дом А – береза В – ель С - дерево А – береза В – ель С - дерево С А В А и В соподчинены С АВАВ А – большой дом В – небольшой дом А – большой дом В – небольшой дом
13 Суждение Суждение (высказывание, утверждение) - форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях между ними. Свойства суждений: языковым выражением суждений являются повествовательные предложения; суждения бывают простыми или сложными; всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным по своему содержанию. Свойства суждений: языковым выражением суждений являются повествовательные предложения; суждения бывают простыми или сложными; всякое суждение может быть либо истинным, либо ложным по своему содержанию. Содержание суждения – это то, о чем в нем идет речь, его смысл. Содержание суждения – субъективно
14 Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, по определенным правилам вывода получают суждение- заключение (вывод умозаключения) Всякое умозаключение имеет свою форму Посылками умозаключения могут быть только истинные суждения
15 Словарь персоналий Аристотель – Аристотель – древнегреческий философ, ученик Платона. Предложил систему мировоззрения, включающую логику, этику, эстетику, метафизику, политику и науку. Аристотель – Аристотель – древнегреческий философ, ученик Платона. Предложил систему мировоззрения, включающую логику, этику, эстетику, метафизику, политику и науку до н.э.
16 Готфрид Вильгельм Лейбниц – (Германия) гг. Леонард Эйлер Леонард Эйлер - математик, физик, астроном гг. Джордж Венн (Англия) Конец XIX в.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.