Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСергей Станкевич
1 Управление по образованию и науке г. Сочи Лазаревский территориальный отдел управления по образованию и науке Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа 99 г. Сочи имени Героя России Д.Д. Тормахова
2 Моя профессия – школьный библиотекарь /рассказ-эссе/ « И верю я, не рухнет мир вовеки, покуда свет горит в библиотеке!» Я иду на работу.. Замечаю, как приоделась природа. Весна! Всю дорогу мне поет свою нехитрую песенку синица. Под звон птахи легко думается. Вот уже, почти тридцать лет, как я библиотекарь… Десять лет из них - школьный библиотекарь… Сколько помню себя, всегда была с книгой. Большую роль в этом сыграла моя прабабушка Надежда, которая была большой мастерицей рассказывать, читать сказки.. На всю жизнь я запомнила эти ее уроки волшебства, доброты, радости. Это она открыла для меня особый, неповторимый мир. Мир книг.. Где было все так необычно: можно было переноситься в другие страны, времена, миры, галактики.. Я вошла в этот мир… Книги стали постоянными спутниками моей жизни. После окончания школы пошла работать в Лазаревскую централизованную библиотечную систему и заочно закончила Воронежское культурно-просветительное училище по специальности «библиотечное дело». Очень хорошо помню свой первый рабочий день в библиотеке. «Библиотека.. Тишина.. Столетья.. История и тысячи имен!» Меня поразил особый запах, тишина и книги, книги. Я раньше никогда не видела столько книг! Наблюдая за работой коллег, поражалась их мастерству и профессионализму. Столько знать! Столько уметь! Мне казалось, что я никогда этому не научусь. В самом начале пути мне пришлось поработать в разных отделах ЦБС. Я училась обрабатывать книги, работать с читателями, постигала тайны профессии. И, наконец, судьба преподнесла мне подарок: меня пригласили на постоянную работу в детскую районную библиотеку. Приходилось осваивать наряду с библиотечной профессией и психологию, и педагогику. Ведь мои читатели – дети. Пришло время, и я поняла, что сделала правильный выбор. Это моё. С детства мечтала быть учительницей, а здесь - и работа с детьми, и любимые книги - рядом. Двадцать лет промелькнули, как один миг. Я многому научилась за это время: работать с книгой, читателями, искусству работы с аудиторией. Копила опыт.. Так сложилось, что в 1999 году я перешла работать в основную общеобразовательную школу 99, тогда еще УВК. И стала школьным библиотекарем. 1
3 Моя профессия – школьный библиотекарь У меня появилась возможность открыть новые грани в профессии. В школьной библиотеке я работаю, без малого, десять лет. И могу ответственно заявить, что профессия школьного библиотекаря более творческая, многогранная и этим интересная. Итак, кто же мы, школьные библиотекари? Берегини книжных сокровищ? Хранители мудрости? Затейники? В массовых библиотеках целый штат сотрудников, а в школьной – всего один-два. Именно, поэтому, в нашей профессии нет однообразия! Каждый последующий день не похож на предыдущий. Кто на многочисленные вопросы: что? где? почему? – всегда находит ответы ? Кто за один рабочий день может выступить в роли психолога, художника, артиста, воспитателя, библиографа? Кто проводит викторины, беседы, библиотечные уроки? Кто умеет работать с разной техникой: видео-, теле-, аудио-, компьютером, а если не умеет, то враз ею овладевает? Кто умеет покрасить дверь, окно, отремонтировать книгу? Кто умеет почти все-все? Ответ очевиден – это школьный библиотекарь! В нашей профессии все важно – внешний вид библиотекаря, его настроение, доброжелательность. «Нам грустить по штату не положено. За порогом горечь оставляем. Даже, если сердце растревожено, мы в других уверенность вселяем.» А еще надо хорошо владеть речью. Ведь речь библиотекаря – его инструмент. Именно словом мы убеждаем, советуем, помогаем. Речь должна быть яркой, красивой, эмоциональной. И над этим приходится много работать. Мало рассказать о чем-то, надо это сделать так, чтобы ученику захотелось поскорее прочитать самостоятельно об этом предмете. Неважно, что проводит библиотекарь: беседу, обзор, утренник, вечер. Умение перевоплощаться помогает библиотекарю лучше донести до читателя любую информацию. А это уже артистизм. Школьный библиотекарь работает с самой разной аудиторией: с первого по одиннадцатый класс, в этом его универсальность. Он умеет быть интересным и тем, и другим. Это искусство, помноженное на профессионализм. Помимо всего прочего, школьный библиотекарь должен обладать художественным вкусом, для того, чтобы создать уютную библиотеку. Мебель – это еще не все. Надо впустить в этот дом душу, выдумку, фантазию. Сделать так, чтобы читатели вновь и вновь приходили сюда! 2
4 Моя профессия – школьный библиотекарь «Что такое книжный дом? Есть хозяюшка при нем. Книжек лучшие страницы у нее ручные птицы. Стеллажи – как строй солдат, полки чистотой блестят. Глаз веселый огонек, для души вам даст урок.» Школьная библиотека – это зона психологического комфорта, где нет напряженности, оценок, а есть ощущение покоя и защищенности, чувство благополучного дома, которого так не хватает сейчас многим детям в их настоящих домах. Очень важно согреть таких ребят теплом, пониманием. Это место, где можно просто отдохнуть от суеты, полистать журналы, познакомиться с редкими, красивыми книгами, получить полезную информацию, или просто пообщаться. И здесь, школьный библиотекарь уже психолог. Важно, чтобы диалог «ребенок-библиотекарь» состоялся. А для этого необходимо как можно больше узнать о личности ученика, его читательские вкусы, интересы. Это так непросто разговорить молчуна, найти подход к замкнутым, стеснительным, расположить к себе любого! Главная миссия библиотекаря – помочь ребенку найти свою Книгу, которая перевернет его жизнь, наполнит ее радостью, светом, душой! Для того, чтобы шагать в ногу со временем приходится постоянно совершенствоваться, учиться. Ведь «только тот, кто сам постоянно учится, имеет право учить других». Понятно, что в современных условиях никуда не деться от компьютерных технологий. Они помогают существовать с читателями в одном информационном пространстве. За время работы в школьной библиотеке я очень многому научилась: освоила компьютер, стала его использовать не только, как печатную машинку, но и для оформления выставок, проведения электронных игр, викторин, что делает массовые мероприятия интереснее. Научившись сама, смогла научить этому и читателей. На библиотечных уроках я им передаю библиотечно-библиографические знания, которые пригодятся им при работе с книгой, другими носителями информации. Перечислять составляющие профессии школьного библиотекаря можно долго. Она мне очень много дала: уверенность в себе, чувство нужности, развила мои творческие способности. Понимаешь, что «школьный библиотекарь – это не просто профессия. Это особое состояние души.» В заключении хочу сказать, что поистине великое счастье – найти себя в профессии. Я счастливый человек! 3
5 «… Читатель - лицо незаменимое. Без него не только все наши книги, но и все, что создано Гомером, Данте, Шекспиром, Гете, Пушкиным – всего лишь немая и мертвая груда бумаги..» С.Я. Маршак Тема моей творческой работы в рамках конкурса «Школьный библиотекарь года – 2009» выбрана не случайна, а явилась результатом анализа десятилетнего опыта деятельности в качестве школьного библиотекаря. Самая главная цель, которая подчиняет все формы и методы библиотечной работы – это организация чтения детей, формирование потребности в чтении и читательского вкуса. Человечество не знает иного пути эффективного приобретения знаний, кроме чтения, поэтому все десять (одиннадцать) лет школьной жизни ребенка – программное обучение и самостоятельное приобретение знаний – суть чтения книг. Чтение активизирует развитие человека сильнее, чем иные средства. Медики утверждают, что для нормального функционирования человеческого мозга каждый человек должен ежедневно прочитывать страниц художественного текста. Отсюда вытекает первейшая задача школьной библиотеки: привить навыки работы с книгой, научить вдумчивому чтению, исключающему прочтение- верхоглядство, работе с каталогами, справочной литературой. Ведь школьная библиотека – особое, уникальное место в современной системе образования. Она не учит ребенка читать, а воспитывает и формирует у него тягу к книге, «она, подобно Пигмалиону, лепит из него читателя». От того, как успешно это задача будет решена, зависит наше будущее, будущее нашей страны, потому что оно – в деталях! Какими они вырастут: духовно-богатыми, зрелыми людьми или пустыми и жестокими – в ответе и школьная библиотека! 4 От первого визита – к Читателю с большой буквы
6 Ведь сюда приходит первоклассник, а уходит молодой человек, вступающий во взрослую жизнь. В наше сложное время многие семьи, к сожаленью, не могут привить привычку к чтению, любовь к книге в раннем возрасте. Причин этому много, зачастую это просто недоступность книги, иногда их не на что купить. Чаще, нежелание, отсутствие интереса к чтению у самих родителей. И, наконец, замена общения с книгой телевидением, компьютером, просмотром CD,DVD-фильмов: боевиков, сериалов. Все это во сто крат увеличивает роль библиотеки и библиотекаря в воспитании и образовании детей. Главное не упустить время: «…Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души. Слово, раскрывающее благородные идеи, навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности, из которых складывается совесть»,- писал В.А Сухомлинский. Учиться никогда не поздно, а вот в воспитании то, что не заложено в детстве, невозможно наверстать. Марк Твен, Жюль Верн, Купер и другие детские кумиры, не прочитанные в детстве, так и останутся неизведанными мирами, если не увлечь ребенка чтением в первые его школьные годы. Надо помнить, что испытание эмоционального подъема, озарения, вдохновения в момент чтения великой книги побуждает человека вновь и вновь обращаться к ней. Многие признают, что наслаждение творчеством – это высшее из наслаждений. Если мы, взрослые, хотим, чтобы ребенок читал, чтобы нудное с его точки зрения занятие стало моментом счастья, наша задача – возбудить и поддержать в нем творческое начало. Ведь «чтение великой литературы способно рождать великих людей». 5 От первого визита – к Читателю с большой буквы
7 Каждый библиотекарь определяет для себя разные формы и методы работы по привлечению детей к чтению, есть они и у меня. Главное, о чем всегда надо помнить, это то, что в этом деле нет мелочей! Начну с отправной точки. Первое посещение ребенком библиотеки. Совсем не важно, сколько ему лет. Для ребенка – это событие. Это уже шаг к книге, самое начало пути к чтению. К появлению читателя библиотекарь должен подготовиться заранее, ведь он всегда ждет его! Надо суметь создать такую комфортную библиотечную среду, которая привлечет ребенка вновь и вновь. Хорошо, когда есть удобная специальная мебель, но даже, если этого нет, задача выполнима. Главное, постараться сделать уютным, информационно значимым, удобным библиотечное пространство. К оформлению библиотеки надо подходить со вкусом, продумывая цветовую гамму стендов, выставок, полочных разделителей. Попытаться сделать это в едином ключе, от этого выиграют все. На начальном этапе знакомства ребенка с библиотекой очень важны выставки. Еще К.Д. Ушинский сказал, что «дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Книжная выставка – своеобразная визитная карточка библиотеки. Правильно и красочно оформленная, она всегда остановит на себе взгляд читателя, пригласит его к творчеству, ненавязчиво расскажет о том, что есть интересного по самым разным темам. Замысел выставки, ее идея, оформление, общий образ, складывающийся из множества деталей – все имеет значение. Цель любой выставки – привлечь читателя к теме, проблеме, книге! В нашей библиотеке пять основных, постоянно действующих выставок. Расскажу о них. 6 От первого визита – к Читателю с большой буквы
8 Очень востребована следующая : Информационный уголок читателя – большая, сложная по строению, ориентированная на учащихся разных возрастов (2-9 кл.) Состоит из двух стеллажей с шестью разделами. Первый стеллаж собрал книги, которые помогут читателю в учебе и отдыхе. Сами разделы укажут на это: твои помощники- энциклопедии, за страницами школьных учебников, мир твоих увлечен ий. А цитата выставки подскажет, что « полезнее те книги, которые больше других заставляют вас думать.» /Паркер Т./ На втором стеллаже – книги и журналы, которые введут ребенка в мир самой разной информации. Разделы подскажут и здесь: памятные даты месяца, выбор профессии, вести со всего света. Эта выставка поможет читателю в самостоятельной работе, в самостоятельном поиске, приглашает его использовать фонд справочной, энциклопедической литературы, периодических изданий, литературы по профориентации. Очень популярна среди учащихся выставка «Живая планета». Яркая, пестрящая очень красивыми книгами, журналами, она привлекает к себе читателя. Да и цитата-обращение заставляет задуматься: «Берегите землю, берегите! Жаворонка в голубом зените, бабочку на листьях повилики, на тропинках солнечные блики. На камнях играющего краба, над пустыней тень от баобаба, ястреба, парящего над полем, ясный месяц над родным покоем, ласточку, мелькающую в жите. Берегите землю! Берегите!» /М. Дудин/ Разделы помогут читателю найти необходимое: сохраним наш мир, в мире животных, зеленый наряд планеты, домашние питомцы. Надо рассказывать ребенку о мире, в котором мы живем, о соседях по планете. Цель и задача выставки – формировать у читателей библиотеки бережное отношение к окружающей природе, привлечь к изданиям, посвященным проблемам экологии, к чтению художественной литературы о мире природы. 7 От первого визита – к Читателю с большой буквы
9 Конечно, в библиотеке есть выставка, посвященная Великой Отечественной войне г.г. Очень важно воспитывать у ребят чувства патриотизма, гордости за свою Родину, а также развивать интерес к чтению лучших публицистических, художественных произведений писателей об этих событиях. «Негасимый огонь памяти» - выставка - рассказ о том страшном времени с разделами: сороковые-роковые, подвигу жить, гроза над Кубань ю. Цитата словно подводит итог: «Есть память, которой не будет забвенья и слава, которой не будет конца». /Р. Рождественский./ Очень часто провожу беседы по книгам этой выставки. «Не допустить беды! » – это выставка – призыв. Как никогда остро стоит проблема наркомании в нашей стране, да и во всем мире. И в пору бить в набат, потому что детство в опасности! Как утверждают статистики 90 % использующих наркотики – это молодые люди от 15 до 25 лет, но зачастую на крючок наркотиков попадают и девятилетние дети! Каждый пятый несовершеннолетний употребляет наркотики. Это большая беда! Цитаты выставки напоминают: «Кто предупрежден – тот вооружен. Путь в пропасть – мгновенье, путь из пропасти – годы. » Цель выставки - не столько привлечь внимание к проблеме, сколько попытаться защитить детей, вооружить родителей, учителей. Беда эта ходит рядом с нами, и нет никакой уверенности, что она не войдет в наш дом. Первый раздел выставки: наркомания – дело не личное, и это, действительно, так. В разделе, помимо книг о проблемах наркомании в стране, информация о Законе Краснодарского края 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», второй раздел расскажет обо« всем, что вы хотели бы знать », он так и называется. В нем представлены книги, буклеты, рассказывающие о том, что такое наркомания, что необходимо знать родителям, учителям, и как себя вести, если беда вошла в дом.. 8 От первого визита – к Читателю с большой буквы
10 Не принимая, запрещая наркотики детям, мы должны предложить им альтернативу. Например, здоровый образ жизни. Об этом третий и четвертый разделы выставки: олимпийская азбука, в здоровом теле – здоровый дух. На полках этих разделов не только книги, но и журналы: «Советский спорт. Футбол», «Спортивная жизнь России», которые пользуются спросом у детей и педагогов. Большую помощь ученикам и педагогам в изучении и преподавании кубановедения оказывает выставка «Мы живем на Кубани». Солнечная, с красочными книгами она всегда притягивает ребят. Тема малой Родины актуальна как никогда. «Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя». Наша Родина – Краснодарский край. «Ты красив и весел, щедр ты по-кубански, край хлебов и песен – край наш Краснодарский!» / Подкопаев В./- гласит цитата выставки. Мы живем в богатейшем уголке России и должны знать какими богатствами обладаем. Это и бескрайние поля-нивы, и целебные минеральные источники, и другие полезные ископаемые, море, теплый климат, уникальная природа. Обо всем об этом расскажут книги, газеты, журналы этой выставки. Разделы выставки: прошлое и настоящее Кубани, природные ресурсы, культурная жизнь края, солнечный Город помогут читателю сориентироваться в целом море информации по теме краеведения. Все выставки оформлены с использованием программы Microsoft Power Point, с помощью шаблонов для презентаций. К каждой тщательно подбирала цвет, шрифт, картинки, фотографии, все подчинено общей теме. Например, в выставке «Живая планета», основа - зеленый фон - цвет жизни, надежды, возрождения. Стремилась, чтобы разделы и цитаты были выполнены в единой тематике. А при оформлении краеведческой выставки основным цветом стал желтый, как символ солнечного, хлебного края. Работа по оформлению выставок трудоемкая, но очень творческая и тем интересная. Отмечу, что все выставки пользуются большой популярностью у читателей разных возрастов, а значит, моя работа не напрасна. 9 От первого визита – к Читателю с большой буквы
11 Следующий шаг по завоеванию Читателя – это беседы при записи. Необходимо в ненавязчивой, доброжелательной манере выяснить, чем увлекается ребенок, о чем любит читать, какие кружки, секции посещает, рассказать о правилах пользования библиотекой. И обязательно провести экскурсию по библиотеке, сделать подробный обзор выставок, обратить внимание ребенка на то, как расставлен фонд ( по темам) в абонементе, в читальном зале. Особенно выделить темы, которые могут его заинтересовать, учитывая возрастные особенности. А после экскурсии предложить читателю самостоятельно выбрать книгу, журнал. Если же он не справился с этим, нужно порекомендовать ему что-нибудь, исходя из его интересов. Рекомендуемые книга или журнал должны быть интересными, по возможности, с хорошими фотографиями, иллюстрациями. Изданиями, которые обязательно захватят ребенка. Это главное условие. Необходимо сделать так, чтобы это первое посещение запомнилось ребенку, и ему захотелось прийти сюда еще. Для первоклассников ежегодно провожу «Посвящение в читатели». К мероприятию тщательно готовлюсь, привлекаю к этому родителей. Так как хочется, чтобы этот день ребятам запомнился. Родители готовят малышам в память об этом дне подарки. При проведении мероприятия использую опыт коллег – готовые презентации по этой теме. В конце мероприятия вопросы от самой Королевы Книги, а задают их электронные сказочные герои. На экране монитора библиотечного компьютера появляются Буратино, Дюймовочка, Баба-Яга, Серый Волк и другие. Детям очень нравятся такие викторины. Так, играючи, ребята повторяют правила пользования библиотекой, учатся бережному отношению к книге, проверяют себя. Итак, первый шаг сделан – в библиотеке появился новый читатель. 10 От первого визита – к Читателю с большой буквы
12 Теперь предстоит продолжать начатую работу: растить Читателя. Чтобы испытать наслаждение чтением, в руки ребенка должна попасть хорошая книга, а дать ему ее – задача библиотекаря. Выдавая ее ребенку, библиотекарь, ратующий за полноценное чтение, прибавляет к книге и свои добрые слова о ней. При каждом посещении надо проводить и дальше рекомендательные беседы, пропагандируя как книжный, так и журнальный фонды. Стремиться определить интерес, а выявив, поддерживать его. Составлять для ребят с устоявшимся интересом индивидуальные планы чтения по темам, используя самые лучшие произведения известных писателей. Так бывает, что ученик сам не знает, что ему хочется, здесь нужно пробовать разные жанры. А для детей, выбирающих только один жанр, надо попытаться переключать их на другие темы. Самое главное в этой работе – это искренность, желание помочь ребенку ориентироваться в книжном море. В рекомендациях использовать приемы по привлечению внимания ребенка: захватить его сюжетом истории, почитать вслух, посмотреть с ним иллюстрации и т.д. Как можно больше разговаривать с детьми: о прочитанном, о том, что его волнует, на самые разные темы. Важность личностного общения с детьми на материале чтения, не регламентированного никакими алгоритмами, трудно переоценить. Процесс по привлечению детей к чтению очень трудоемкий, рассчитанный на длительный период. Проводить эту работу надо не только индивидуально, но и в группах (классах), делать это регулярно. Использовать при пропаганде книжного и журнального фондов самые разные формы библиотечной работы: беседы, обзоры. 11 От первого визита – к Читателю с большой буквы
13 Темы для бесед, обзоров подбирать актуальные, интересные: об окружающей природе, правилах поведения, о загадках и тайнах нашей планеты и др. Но каким бы не было мероприятие, в конце всегда – игра, викторина, на закрепление той информации, которую дети получили. И конечно, необходимо показать книги, которые помогли осветить тему, порекомендовать их для самостоятельного изучения. Воспитывать настоящего Читателя помогают и библиотечные уроки, уроки библиотечно-библиографической грамотности. Книга, ведь как музыкальный инструмент: умеешь играть – получишь музыку. Писарев Д.И. говорил, что « много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для людей, которые умеют читать», умеют грамотно работать с книгой. В нашей школе я регулярно провожу эти уроки с 1 по 9 класс, согласно плану. На библиотечных уроках, из года в год, ученики накапливают библиотечно-библиографические знания. Все это помогает читателю и в дальнейшем, когда он покинет нашу школу, после девятого класса. На этих уроках я учу ребят не только, как работать с книгой, но и с другими носителями информации. Обращаю их внимание на современные издания книг, в которых читателя отправляют к различным сайтам, электронным адресам в Интернете. Там они могут найти дополнительную информацию по теме. Так же считаю важным, что для примеров на библиотечных уроках, надо подбирать информацию из новых книг, журналов, календаря знаменательных дат. Например, на уроке, посвященном структуре книги, использую новинки краеведческой тематики, информируя ребят о книгах по кубановедению. А по теме «Справочный фонд», рассказывая об универсальных энциклопедиях, для примера выбираю информацию, в соответствии с календарем знаменательных дат. 12 От первого визита – к Читателю с большой буквы
14 На закрепление тем провожу библиографические игры. Ребятам очень нравится такая форма проверки знаний. Они любят соревноваться: находить ответы на мои многочисленные вопросы, используя справочный аппарат книг, библиотеки. Очень популярны игры среди учащихся начальной школы, взятые из журналов по теме: «Детская периодика». Уроки по этой теме всегда проходят интересно и нетрадиционно. На библиотечных уроках дети учатся еще и формировать свое отношение к произведению, автору, героям: в своих отзывах о прочитанных книгах. Одна из тем библиотечных уроков «Читательский дневник» расскажет, как вести читательский дневник, для чего он нужен, чем он поможет читателю. Даю рекомендации не только по содержанию отзывов, дневников, но и по оформлению работ. Отзыв о книге, читательский дневник – это первые творческие работы учащихся, опыт работы над ними очень важен для читателей. Также использую мероприятия, в которых сочетаются библиотечные методы работы и опыт деятельности учителя –предметника. Так называемые интегрированные библиотечные уроки, посвященные теме: «Создатели книг - писатели». На уроке, посвященный жизни и творчеству писателя Бажова П.П, ученики еще узнают много интересного о каменных породах, минералах, а завершит встречу – выставка этих самоцветов, подготовленная учителем природоведения. Использование различных видов работы в течение урока позволяет поддерживать внимание учеников на высоком уровне, снижает утомляемость, снимает усталость, напряжение. Интегрированный урок вовлекает учителей-предметников в совместную работу со школьной библиотекой, тем самым используется и педагогический потенциал. Подобные мероприятия усиливают читательский интерес у учащихся, побуждают их к познанию окружающей действительности. 13 От первого визита – к Читателю с большой буквы
15 Работая над формированием читательского интереса, использую разные формы и методы работы, но больше всего нравится проводить, так называемые, активные, творческие мероприятия: утренники, литературные вечера, устные журналы, КВНы, литературные гостиные, театрализованные представления ( праздники книг) и другие. Все эти мероприятия готовятся совместно с детьми. Они уже не пассивные слушатели, а участники действия. Опыт убеждает: именно творчество, а не что иное, способно вовлечь ребенка в мир литературных образов и сделать из него Читателя. На творческих формах работы остановлюсь подробно. КВНы (клубы внимательных и начитанных), игры провожу со второго по шестой класс. Они бывают экологические : «Путешествие в природу», «Разноликая природа», «В мире животных» и литературны е: «В гостях у сказки», «Литературный калейдоскоп» «Путешествие в Читай- город» и др. Заранее определяются игроки, капитаны команд, болельщики, объявляется тема игры или заседания в КВН. Каждая команда представляет свою эмблему, девиз. Всё нацелено на развитие в читателе творческой активности. С классными руководителями обговариваются поощрительные призы победителям и активным участникам. За свою активность дети поощряются не только подарками, но и отличными отметками по предмету. Ребятам интересно само состязание, возможность проверить свои силы. Эти мероприятия пробуждают интерес к книге, к какой-то конкретной теме. 14 От первого визита – к Читателю с большой буквы
16 В нашей школе ежегодным стал Праздник Книги, который проводится с 1999 года. Это мероприятие проходит в форме театрализованного путешествия по страницам известных книг писателей-юбиляров. Театрализованное действие позволяет учащимся попробовать себя в роли актеров, художников. Это помогает проявить их творческие способности, дает рост дальнейшему развитию личности. Этому мероприятию предшествует длительная подготовка, в которой участвует творческий коллектив учащихся 5-8 классов, а зрителями выступают учащиеся начальной школы. Актеры работают над образами героев: учатся «оживлять» персонажи, а художники вместе с учителем рисования занимаются оформлением спектакля. Оно всегда разное, но есть обязательный атрибут – Большая книга (макет). Она напоминает всем, что все начинается с книги. Звучит музыка, которая дает начало представлению… И происходит чудо: «оживают» герои лучших детских книг. А после спектакля, вижу горящие, одухотворенные глаза ребят, понимаю, какая это великая сила – творчество! Преимущества театрализации перед другими продуктами читательского творчества состоит в том, что она: отвечает потребности ребенка к перевоплощению; побуждает к интенсивному, творческому чтению инсценируемого произведения; посредством заучивания наизусть текста роли стимулирует развитие памяти ребенка; развивает психологическую культуру через проникновение в глубину характера играемого персонажа; дает навыки коллективного творчества и общения с партнерами по сценическому действию; 15 От первого визита – к Читателю с большой буквы
17 через участие в создании декораций, костюмов, грима и другого антуража спектакля развивает разнообразные творческие способности. Именно в творчестве лежит ключ к гармонизации личности с самим собой и окружающим миром. После спектакля ребята активно стремятся перечитать полюбившиеся произведения, сцены из которых увидели, а также открыть для себя новые. В этом году Праздник книги был посвящен писателям-юбилярам годов: Н.Носову, Ю.К.Олеше, П.П. Бажову, Н.В. Гоголю. Зрители повстречались с Королевой Фантазией, ее дочерью Сказкой. Сказка, ведущая спектакля, предложила ребятам оправиться в путешествие по страницам известных книг. Зрители побывали в Королевстве Трех Толстяков, на Урале у Хозяйки Медной горы, в Цветочном городе у Незнайки, в селе Диканьки.. Этот спектакль был показан в начальной школе, учащимся 5-6 классов. Он получился ярким, запоминающимся. Настоящим праздником читательских удовольствий. Сценарий мероприятия прилагаю в приложении работы. Также воспитывают Читателя и развивают его творческий потенциал всевозможные читательские конкурсы. М. Пришвин сказал: « Человек живет и рождает новое, и от него остается навсегда то небывалое, что он рождает словами». В нашей школе конкурс «Лу ЧиК» /Лучший читатель книг/ проходит за месяц до Праздника книги. Он адресован всем, кто любит книгу, кто желает попробовать себя в роли поэта, художника, драматурга, писателя, публициста. Участникам конкурса предлагаются следующие номинации: Слово о книге, Наша семейная полка, За книжными страницами. Очень важно убедить читателей поучаствовать в конкурсе, открыть для себя мир творческий, созидательный. Также необходимо продумать призы для победителей и остальных участников. 16 От первого визита – к Читателю с большой буквы
18 Стараюсь каждого, кто принял участие, как-то поощрить. Я бы сказала, что в этом конкурсе главное - участие, которое поможет ребенку открыть стороны, о которых он даже не подозревал, научит его вдумчивой работе с книгой, поможет стать увереннее в жизни. Это целый путь – «от маленького писателя к большому читателю». Какие бы виды творческих работ, рожденных чтением, библиотека ни стимулировала, все они ведут к главному продукту – творчеству самой жизни. Все это помогает ребенку состояться, как личность. За то время, пока ученик находится в стенах школы надо постараться из него вырастить Читателя, сделать его счастливым. Ведь, как сказал Джон Хершел: « Привейте человеку вкус к чтению и предоставьте ему возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым». Если это происходит – задача библиотекарем выполнена. Читатель состоялся. И хочется пожелать ему и всем другим: « Читайте, читайте, творите, мечтайте, найдете удачу в пути. Читайте, читайте, страницы листайте, свой мир открывайте, в нем все впереди». 17 От первого визита – к Читателю с большой буквы
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.