Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнжела Лундышева
1 НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ Подготовила: Сафронова Т.П. Старший воспитатель МДОУ Сортавальского МР РК ДС 28 «Родничок» (по материалам выступления К.Ю.Белой)
2 Учебная модель– строится по принципу разделённых учебных методик, каждые из которых имеют свою логику построения. Предметная среда обслуживает занятие и приобретает вид «учебных пособий» Позиция взрослого - учительская, у него вся инициатива. Комплексно-тематическая модель - по принципу эмоционально- образовательного представления материала детям, т.е эмоциональное проживание ребенком темы в разных видах детской деятельности, Позиция взрослого – равноправный партнёр, Предметная среда –подвижная - отражается тема проживания + творчество воспитателя в оформление группы, выбрать темы – сложный процесс. Предметно-средовая модель – содержание образования проецируется на предметную среду. Классический пример – система Монтессори; взрослый- организатор предметных сред, он наблюдает, корректирует, проводит индивидуальную работу. Три модели организации образовательного процесса в ДОУ
3 комплексно-тематическая модель + предметно-средовая модель = оптимальная модель (ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала) Оптимальная модель организации образовательного процесса в ДОУ:
4 Учебный блок Блок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей Основная форма – занятие (в соответствии с сеткой занятий) Режимные моменты, в ходе которых осуществляется решение образовательных задач (утренний прием, прогулка, подготовка ко сну, питание и др…) Предметно- развивающую и игровую среду создает педагог (уголки, зоны и др.) Наиболее распространённая модель организации образовательного процесса (до введения ФГТ)
5 Совместная деятельность взрослого и детей Самостоятельная деятельность детей 1. Непосредственно образовательная деятельность. Основные формы – игра, наблюдение, экспериментирование, разговор, решение проблемных ситуаций, проектная деятельность и др. 2. Решение образовательных задач в ходе режимных моментов. Разнообразная, гибко-меняющаяся предметно-развивающая и игровая среда. В соответствии с ФГТ предлагается следующая модель организации образовательного процесса в ДОУ
6 1. Исключение учебного блока (но не процесса обучения!); 2. Увеличение объема блока совместной деятельности взрослого и детей, в который входит уже не только образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов, но и непосредственно образовательная деятельность; 3. Изменение содержания понятия «совместная деятельность взрослого и детей» с учетом ее сущностных, а не формальных признаков (партнёрская) 4. Изменение объема и содержания понятия «непосредственно образовательная деятельность» Принципиальные отличия модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГТ от «старой» модели
7 Совместной деятельности ребенка со взрослым в самостоятельной деятельности детей в ходе режимных моментов в непосредственно образовательной деятельности (в процессе организации детских видов деятельности) Образовательные задачи решаются в процессе:
8 Совместная партнерская деятельность взрослого c детьми Для детей 3-5 лет Свободная самостоятельная деятельность детей Учебный блок: н-р, а) уметь готовиться к деятельности, завершать деятельность б) организация дежурства по подготовке к занятиям (подумайте, что нужно для лепки…) Для детей 5-7 лет Структура образовательного процесса:
9 Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми; Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) Н-р, в группе доска: «Чем хочу сегодня заниматься», «Мое настроение» Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства, н-р, не рисовать стоя!) Открытый временной конец занятия (каждый ребенок обучается в своем темпе). Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми (Н.А.Короткова)
10 Мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагоги разделение «игра – учебные занятия», приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, наиболее психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности К чему должны сегодня стремиться практики:
11 Первый фактор - реальные события, происходящие в окружающем мире и вызывающие интерес у детей (яркие природные явления, общественные события, праздники) Второй фактор - воображаемые события, описываемые в художественных произведениях, которые воспитатель читает детям (если есть в режиме чтение художественной литературы). Это мощный темообразующий фактор, как и реальные события. Третий фактор - события, специально «смоделированные» воспитателем исходя из развивающих задач. Это внесение в группу предметов, раннее неизвестных детям, с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое?», «Что с этим делать?», «Как это действует?») Четвертый фактор - события, происходящие в жизни возрастной группы, «заражающие» детей и приводящие к удерживающимся какое- то время интересам, корни которых лежат, как правило, в средствах массовой коммуникации и игрушечной индустрии (например, увлечение динозаврами, и т.п.) Все эти факторы могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса Возможные темообразующие факторы:
12 Определяется ДОУ самостоятельно с учетом: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан Пин); Федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; типа и вида учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования, наличия приоритетных направлений образовательной деятельности; рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса. Общий объем образовательной нагрузки (как непосредственно образовательной деятельности, так и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов)
13 Реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач. В соответствии с возрастом детей, наличием приоритетных направлений образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса рекомендуется учитывать следующие параметры: Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
14 Общий объем НОД в неделю; Продолжительность периодов непрерывной НОД; Количество периодов непрерывной НОД в течение дня Распределение периодов непрерывной НОД в течение дня (в 1 и 2 половину дня); Перерывы между периодами непрерывной НОД; Основные виды деятельности детей в конкретные периоды НОД в течение дня, недели и их чередование; Образовательные области, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов непрерывной НОД; Формы работы, в которых осуществляется НОД. Непосредственно образовательная деятельность (НОД)
15 РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЕОБУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
16 Детская деятельность Примерные формы Двигательная Подвижная дидактическая игра, подвижная игра с правилами, игровые упражнения, соревнования Игровая Сюжетные игры, игры с правилами Коммуникативная Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами) Трудовая Совместные действия, дежурства, поручение, реализация проекта Познавательно-исследовательская Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, игры с правилами, реализация проекта Формы непосредственно образовательной деятельности
17 Детская деятельность Примерные формы Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Музыкально-художественная Слушание, исполнение, импровизация, экспериментирование, музыкально-дидактическая игра Чтение художественной литературы Чтение, обсуждение, разучивание Формы непосредственно образовательной деятельности (продолжение)
18 Устанавливается ДОУ самостоятельно с учетом: времени пребывания детей в группе; действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Сан Пин); федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования; рекомендаций примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования; специфики условий (климатических, демографических, национально-культурных и др.) осуществления образовательного процесса. времени года и др. Режим дня
19 День недели /дата Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, вес помещения группы) Взаимодействие с родителями /социальными партнерами (театрами, спортивными и худ.школами, образовательными учреждениями) Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Групповая, подгрупповая индивидуальная Варианты планирования работы воспитателя ГДОУ 69 г.Санкт-Петербург
20 неделя События в окружающем Познавательно- исследовательская деятельность (Что это такое? Как? Почему?) Предметн ый материал («смоделир ованные «события) Продуктив ная деятельность (Не сделать ли нам? Как это сделать?) Художест венные тексты (воображаемые события) 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Детские увлечения: Варианты планирования работы воспитателя План работы на месяц. Автор – Н.А.Короткова
21 Дата, день недели Время Основные виды деятельности детей Интеграция образовательных областей Формы работы понедельник Двигательная Физическая культура Коммуникация Социализация Безопасность Игровая беседа с элементами движений, игровые подвижные упражнения, игра подвижная Чтение худ/лит Чтение х/л Коммуникация Социализация Ситуативный разговор с детьми, чтение х/л Примерная форма планирования НОД (для детей 3-4 лет)
22 Желаю всем оптимизма и творческих успехов!!!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.