Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕвгений Дьяченко
1 Технологии педагогической поддержки воспитанников в деятельности детского дома Виктор Зикратов, доцент кафедры коррекционно- развивающего образования, канд. пед. наук
2 Что нужно педагогу о педагогической поддержке воспитанника ? Цель Стандарты социализации Критерии успешной социализации воспитанников Технологии педагогической поддержки
3 Задание Обсудите в группе и зафиксируйте в таблице особенности психического развития воспитанников детского дома
4 Критерии успешной социализации 1. Наличие социальной компетентности (планирование семейной жизни, профессиональной карьеры, достижение намеченных планов); 2. Способность справляться с возникающими трудностями или в случае необходимости знать, где и от кого можно получить помощь, умение вовремя за ней обратиться; 3. Наличие позитивной «Я-концепции», стремление к «Себе лучшему»; 4.. Рефлексивное осмысление своих поступков, возможностей и ограничений, т.е. рефлексия -основной механизм социализации; 5. Освоение видов социального опыта (ценностный, операционный, рефлексия, сотрудничество, привычной активизации )
5 Педагогическая поддержка: основные понятия, принципы, модели, этапы и их содержание. Ключевые компетенции педагога
6 Задание Обсудите в группе и обозначьте понимание термина «педагогическая поддержка»
7 Задание Проанализируйте предложенные определения термина «педагогическая поддержка» и выделите ключевые слова, объединяющие эти определения
8 Основные понятия Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самообразованием). О.С. Гозман Воспитание и педагогическая поддержка детей
9 «Под понятием «педагогическая поддержка» теперь понимается воздействие, направленное на сохранение и укрепление физических и духовных сил ребенка в жизненно важных ситуациях его развития. Действия педагога в системе отношений, направленные на оказание помощи в ситуации «здесь и сейчас» во имя личностного развития» (С.И. Попова Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя)
10 Педагогическая поддержка - система педагогической деятельности, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала ребенка, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей (В. П. Бердеханова, С.Д.Поляков, И. Якиманская, И. Фрумин, Т.Анохина, Т.Фролова)
11 Педагогическая поддержка представляет собой: деятельность по "выращиванию" субъектной позиции ребенка;деятельность по "выращиванию" субъектной позиции ребенка; деятельность педагога в условиях проблемной ситуации ребенка;деятельность педагога в условиях проблемной ситуации ребенка; деятельность, опирающуюся на активность ребенка и служащую опорой этой активности;деятельность, опирающуюся на активность ребенка и служащую опорой этой активности; деятельность, которая принципиально создает условия для самоопределения и самореализации ребенка в естественной, конкретной жизненной ситуации.деятельность, которая принципиально создает условия для самоопределения и самореализации ребенка в естественной, конкретной жизненной ситуации. (Н.Михайлова, Н. Касицина Педагогическая поддержка: гарантия права на риск)
12 Цель педагогической поддержки Целью педагогической поддержки является "выращивание" субъектной позиции ребенка. Такой, которая предполагает: а) наличие развитого сознания, способного к самостоятельному выбору; б) наличие воли, механизма удержания концентрации внимания и усилий, направленных на практическую деятельность по осуществлению выбора; в) наличие деятельности, которую необходимо спланировать и реализовать, а значит, наличие умения проектировать. (Н.Михайлова, Н. Касицина Педагогическая поддержка: гарантия права на риск)
13 Предмет педагогической поддержки Предметом педагогической поддержки является «процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни». (О.С. Газман Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы, М., ИД «Новый учебник», 2003 )
14 Задание Исходя из понятия «педагогическая поддержка», ее цели и предмета, попытайтесь сформулировать в группах основные принципы педагогической поддержки
15 Принципы педагогической поддержки Согласие ребенка на помощь и поддержку; Согласие ребенка на помощь и поддержку; Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; Вера в эти возможности; Вера в эти возможности; Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия; Совместность, сотрудничество, содействие; Совместность, сотрудничество, содействие;
16 Принципы педагогической поддержки Конфиденциальность (анонимность); Конфиденциальность (анонимность); Доброжелательность и безоценочность; Доброжелательность и безоценочность; Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; Реализация принципа «Не навреди»; Реализация принципа «Не навреди»; Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату (Т. В. Анохина Педагогическая поддержка как реальность современного образования)
17 Принципы педагогической поддержки принцип развития ( ) принцип развития ( учет основных закономерностей психического развития, значения последовательных стадий развития для формирования развития личности ребенка ) принцип коррекции ( постановка в центр внимания «завтрашний день развития», а основным содержанием работы считать создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка ) принцип коррекции ( постановка в центр внимания «завтрашний день развития», а основным содержанием работы считать создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка ) принцип системности развития ( ) принцип системности развития ( устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка ) деятельностный принцип ( ) деятельностный принцип ( выбор средств, путей и способов достижений поставленной цели; методологический принцип процесса реализации педагогической поддержки как элемента профессионального мастерства учителя ) (С. И. Попова Педагогическая поддержка в работе учителя и классного руководителя)
18 Модели педагогической поддержки «Пропагандистская» «Локальная система» «Профессиональное сотрудничество» «Системно развивающаяся»
19 Задание С опорой на собственный опыт и опыт группы, попытайтесь охарактеризовать предложенные модели педагогической поддержки в ОУ по схеме: позиция педагога; позиция педагога; позиция администрации; позиция администрации; полюсы принятия идеи; полюсы принятия идеи; сотрудничество между педагогами. сотрудничество между педагогами.
20 Модели педагогической поддержки «Пропагандистская» Педагог только пропагандирует идеи педагогической поддержки, приспосабливая их к сложив-шимся отношениям. Неприятие системы администрацией ОУ. Полюсы: доброжелательная поддержка - резко агрессивное неприятие. «Локальная система» Открытое обсуждение идей, единич-ная инициатива конкретного специалиста. Поддержка со стороны администрации ОУ.
21 Модели педагогической поддержки «Профессиональное сотрудничество». В связке работают несколько классных руководителей одной параллели деятельностно реализующих идеи педагогической поддержки. Полюс: принятие педагогами идеи педагогической поддержки на уровне параллели. Поддержка со стороны администрации ОУ. «Системно развивающаяся». Связь с другими явлениями системы ОУ. Идеи педагогической поддержки – концептуальные основы деятельности ОУ. Отбор учителей на основе открытого предъявления требований. Администрация ОУ активно реализует педагогическую поддержку в системе
22 Задание Мысленно возвратитесь в ваше образовательное учреждение и определите модель реализации педагогической поддержки в нем. Аргументируйте свой ответ примерами из практики
23 Этапы организации педагогической поддержки Этапы педагогической поддержки учащегося в деятельности классного руководителя: диагностический; диагностический; поисковый; поисковый;договорной;деятельностный;рефлексивный (Т. В. Анохина Педагогическая поддержка как реальность современного образования)
24 Этапы педагогической поддержки по Т.В.Анохиной Диагностический – фиксация факта или сигнала проблемности, проектирование условий диагностики проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация проблемы ребенком, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка
25 Этапы педагогической поддержки по Т.В.Анохиной Поисковый – организация совместного с ребенком поиска причин возникновения проблем/трудностей, взгляд на проблему со стороны глазами ребенка
26 Этапы педагогической поддержки по Т.В.Анохиной Договорной – проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме
27 Этапы педагогической поддержки по Т.В.Анохиной Деятельностный: а) действует сам ребенок: со стороны педагога – одобрение действий ребенка, стимулирование, создание ситуации успеха, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику, подстановка себя вместо ребенка Позиции ребенка: Позиции ребенка: ребенок – плакса; ребенок – жертва обстоятельств; ребенок субъект
28 Этапы педагогической поддержки по Т.В.Анохиной Рефлексивный – совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулированные затруднения, осмысление педагогом и ребенком нового жизненного опыта
29 Задание Объединитесь в группы и попытайтесь сформулировать ключевые компетенции педагога, работающего в режиме педагогической поддержки
30 Ключевые компетенции педагога, работающего в режиме педагогической поддержки Личностно-профессиональное самоопределение в ценностях педагогической деятельности; Рефлексивная практика; Децентрация педагога с личностных и личных проблем на проблемы ребенка; Понимание границ собственной компетентности; Проектирование деятельности по педагогической поддержке
31 Личностно-профессиональное самоопределение в ценностях педагогической деятельности Ответ на вопрос: «Каким я вижу ребенка – человеком, который должен выполнять не задумываясь все требования старших, жить в тех нормах, которые ему предъявляются извне, или ребенок как целостная, развивающаяся личность, приобретающая способность к самостоятельному мышлению, принятию решений и ответственности за свои поступки?»
32 Рефлексивная практика Критический анализ собственной деятельности с ответом на ключевые вопросы: Чего я хочу? – цель собственной деятельности; Почему я этого хочу? – собственная мотивация; Что я хочу от этого получить? – результативность собственной деятельности; Достиг ли я цели, действуя так? – собственное отношение к средствам достижения цели и др.
33 Децентрация педагога с личностных и личных проблем на проблемы ребенка Педагог, обращенный к проблеме ребенка, может определять ее границы и решать, где и как нужно помочь ребенку, так, чтобы не подменять самого ребенка, а дать ему возможность научиться самостоятельно справлять с собственными проблемами
34 Понимание границ собственной компетентности Понимание педагогом границ собственной компетентности в разрешении проблем ребенка помогает ему организовать профессиональную кооперацию с другими специалистами, семьей по достижению положительного результата поддерживающей деятельности
35 Проектирование деятельности по педагогической поддержке Учет конкретики ситуации и личного потенциала ребенка; учет возможностей всех заинтересованных лиц в разрешении конкретной ситуации; учет особенностей системы педагогической поддержки в ОУ; планирование поддерживающей деятельности; Рефлексия и корректировка поддерживающей деятельности
36 Задание Какие компетенции, по вашему мнению, у педагогов сформированы сегодня слабо?Какие компетенции, по вашему мнению, у педагогов сформированы сегодня слабо? Аргументируйте свое мнение или мнение группы Аргументируйте свое мнение или мнение группы
37 Технологии педагогической поддержки воспитанников
38 Технологии педагогической поддержки Технологии педагогической поддержки Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н.Е.Щурковой; Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова
39 Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой Осложненное поведение – это Осложненное поведение – это поведение ситуативных или устойчивых характеристик асоциального или антисоциального плана, свойственных детям в силу определенных причин социально-психологического, психофизического, социально-ситуативного характера. Главный признак Главный признак – разрушение социальных отношений
40 Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 1 шаг – «Не удивляться …..» Парадигма: «Это я уже видел(а)..», «К сожалению, в вашем возрасте это бывает..» Назначение шага: снятие ореола героя и весельчака
41 Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 2 шаг – «Присоединение …..» Парадигма: «Я тоже когда-то…..», «Мне когда-то казалось, что поведение достойного человека….» Назначение шага: сохранение позитивного отношения окружающих к учащемуся
42 Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 3 шаг – «Описание предметного содержания содеянного …..» Парадигма: «Как же нам теперь дальше работать…..», «Теперь так сложились обстоятельства, что мы не можем….» Назначение шага: «обезоруживание» весельчака
43 Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 4 шаг – «Аппеляция к разуму ребенка» Парадигма: «Что ты думаешь по этому поводу…..», «Как ты оцениваешь эту ситуацию….» Назначение шага: перевод ситуации из проблемы учителя в проблему ребенка
44 Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 5 шаг – «Положительное подкрепление» Парадигма: «Приятно иметь дело с понимающим…..», «Нельзя не признать, что ты не из боязливых….» Назначение шага: организация поиска выхода из ситуации учеником, озвучивание позитивной оценки предложений учащегося
45 Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 6 шаг – «Предложение помощи» Парадигма: «Нужна ли тебе помощь?», «Ты сам справишься или необходимо что-то для тебя сделать» Назначение шага: предложение учителем способа разрешения ситуации
46 Технология педагогической поддержки детей с «осложненным» поведением Н. Е. Щурковой 7 шаг – «Я - сообщение» Парадигма: «Я всегда думал(а)……..», «Мне всегда хорошо, когда люди могут сами разрешать свои проблемы» Назначение шага: выражение собственной удовлетворенности по поводу разрешения ситуации
47 Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский Психологический словарь)
48 Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова Следствия: сложные вопросы и трудные для возраста задачи возникают в жизни каждого ребенка, поэтому беспроблемных детей нет; сложные вопросы и трудные для возраста задачи возникают в жизни каждого ребенка, поэтому беспроблемных детей нет; учащегося невозможно избавить от проблем, но ему можно и нужно помочь адекватно действовать в различных ситуациях; учащегося невозможно избавить от проблем, но ему можно и нужно помочь адекватно действовать в различных ситуациях; не всякую трудность следует считать проблемой, а лишь ту, которую ребенок не может преодолеть без педагогической поддержки и помощи не всякую трудность следует считать проблемой, а лишь ту, которую ребенок не может преодолеть без педагогической поддержки и помощи
49 Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова Условия педагогической поддержки: восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой; восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой; конгруэнтность педагога; конгруэнтность педагога; безусловно положительное отношение педагога к ребенку; безусловно положительное отношение педагога к ребенку; эмпатийное понимание ребенка; эмпатийное понимание ребенка; ощущение ребенком конгруэнтности, понимания и эмпатии педагога. ощущение ребенком конгруэнтности, понимания и эмпатии педагога.
50 Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова Этапы педагогической поддержки: 1 этап – сигнальный
51 Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова 2 этап – контактно-созидательный Цель: установление позитивных отношений с ребенком Приемы и методы: ситуативное тестирование; ритуальное коммуникативное воздействие; «Я - высказывание», «Ты – высказывание»
52 Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова 3 этап – диагностический Цель: «раскодирование» проблемы и определение причин ее возникновения Приемы и методы: активное эмпатийное слушание, корректная невербальная и вербальная поддержка; «Перифраза», «Редакция», Запрет: внесение своего смысла (смысла взрослого) в при обобщении (редактировании) в мысли, высказанные ребенком
53 Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова 4 этап – проектный Цель: проектирование поддерживающей деятельности совместно с учащимся: ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы разрешения проблемы;ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы разрешения проблемы; педагог и ребенок договариваются о формах и способах взаимодействия в деятельности по разрешению проблемыпедагог и ребенок договариваются о формах и способах взаимодействия в деятельности по разрешению проблемы Приемы и методы: самопроектирование и педпроектирование, договор, «анализ способа решения чужой проблемы»
54 Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова 5 этап – деятельностный Цель: реализация поддерживающей деятельности и конкретного замысла Задача воспитателя: обеспечение поддержки активности ребенка по осуществлению разработанного плана Приемы и методы: методы стимулирования, консультация, позитивная оценка сделанного, подкрепление
55 Технология педагогической поддержки ребенка в решении проблемы Е. Н. Степанова 6 этап – результативно - рефлексивный Цель: совместная оценка достижений и неудач в ходе реализации конкретного замысла Приемы и методы: саморефлексия и рефлексия
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.