Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлёна Беляева
2 Леонид Николаевич Андреев ( Леонид Николаевич Андреев ( ) Чтение этого писателя - сродни хождению по заминированному полю. (П.Басинский) ???
3 Рембрандт Харменс ван Рейн. "Иуда возвращает тридцать сребреников"
4 «1… Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал: истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст меня. 2. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком он говорит Иисус отвечал: тот, кому о, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. 4. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорей. 5. Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь. 6. Когда он вышел, Иисус сказал: ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в нем». 7. «Вошел же Сатана в Иуду, прозванного Искариотом,.. и пошел он и говорил с первосвященником» "Христос в Гефсиманском саду" И. Глазунов Каноническое представление о предательстве Иуды.
5 Каноническоевосприятие Иуды Искариота. Матфей считает мотивом предательства сребролюбие: «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф.26:14- 15); Марк тоже настаивает на единственной и главенствующей роли сребролюбия: «И пошел Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники» (Мк.14:10-11); Лука комбинирует, считая мотивом предательства и сребролюбии и участие сатаны: «Вошел же сатана в Иуду» (Лк.22:3), «…и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег» (Лк.22:4-5); Иоанн умалчивает о деньгах и настаивает на участии сатаны: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин.13:27)
6 Образ Иуды в Новом Завете. Образ Иуды в Новом Завете. Вор, разбойник, предатель. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства. «Поцелуй Иуды» стал идиомой, обозначающей высшую степень коварства. Имя Иуды стало нарицательным для обозначения предательства.
7 Преда́тельство нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед чем-либо. Предательство – отказ от своей Божественной Сути Николай Ге, «Иуда» («Совесть»), В каком аспекте рассматривает проблему предательства Л.Андреев ?
8 Леонид Андреев « Иуда Искариот». (1907 год) «Я знаю, что БОГ и Дьявол только символы, но мне кажется, что вся жизнь людей, весь ее смысл в том, чтобы бесконечно, беспредельно расширять эти символы, питая их кровью и плотью мира». Л. Андреев. «…нечто по психологии, этике и практике предательства". Л. Андреев. Трудно, тяжело и, может быть, неблагодарно приближаться к тайне Иуды, легче и спокойнее ее не замечать, прикрывая розами красоты церковной. С. Булгаков, религиозный философ. З А Ч Е М ?
9 У каждого человеческого дела два лица..... Одно из них на виду у всех это фальшивое, другое спрятано оно-то и есть настоящее. М. Горький 1. человек очень дурной славы,корыстолюбив, крадет искусно, его нужно остерегаться. уродина, наказанная собака, насекомое, чудовищный плод, суровый тюремщик, старый обманщик, серый камень. 2. «Короткие рыжие волосы не скрывали странной … формы его черепа :за таким черепом не может быть тишины и согласия, за таким черепом всегда слышится шум кровавых и беспощадных битв». 3. «Двоилось также и лицо Иуды: одна сторона его, с чёрным, остро высматривающим глазом, была живая, подвижная, охотно собиравшаяся в многочисленные кривые морщинки. На другой же не было морщин, и была она мёртвенно – гладкая, плоская и застывшая». 4. разные глаза- один черный и острый, другой слепой, не смыкающийся, покрытый белесой мутью. Рисунок В.Н.Луговского, Какое значение имеет это для понимания произведения?
10 Противоречия. Противоречия. «А так уж ли плох Иуда?» «Никто не любит бедного Иуду» Положительное: Любит Христа. Бросает деньги в лица первосвященника и судей. Бросается защищать Иисуса от толпы. Верит до конца, что Христос совершит чудо и избавит себя от страданий Сам лишает себя жизни …Я иду к нему! Отрицательное: Презирает людей, мать,отца, жену. Ворует деньги из казны. Ждет благодарности от него. Проверяет силу Христа. Становится предателем Внутренний конфликт Внутренний конфликт
11 Основной парадокс повествования. Если Иуда ненавидел Иисуса или просто окаменел сердцем и был к Нему равнодушен, то почему он покончил с собой? Ведь только смерть того, без кого жизнь теряет всякий смысл, может толкнуть человека на самоубийство. Выходит, Иуда любил Христа? Но тогда почему отдал Иисуса в руки тех, кто приговорил Его к смерти?
12 Основной конфликт. Иисус. Гармония, божественное присутствие, красота. В основе мира и человека лежит добро и любовь, люди по природе своей добры и способны на любовь и сострадание. Всеобъемлющая любовь ко всем грешным, и безгрешным. Неприятие лжи ни при каких обстоятельствах. Установка на веру и авторитет. Непротивление злу насилием. Иуда. Сомнения, страх, неверие в возможность жизни согласно учению Христа Мир людей недостоин ни любви, ни жертвы, ни прощения. Ложь во спасение. «…дрогнул и пришел в движение весь этот чудовищный хаос». Свободный, творческий разум. Утверждение возможности постижения истины через насилие. Мировоззренческий.
13 Одиночество, отверженность Обида Зависть Безмерная гордыня Жертвенность Мятежное своеволие Богоборческие мотивы Этюд к картине "Тайная вечеря«. Николай Ге. Сребролюбие. Воля Божья Ненависть к людям Эгоизм Что лежит в основе предательства Иуды? Тщеславие
14 Что сближает Иуду и Иисуса в глазах автора? Илья Репин. Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня (Мк. 14, 35 36). О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). - Ты знаешь, куда иду я, господи? Но ведь ты знаешь, что я люблю тебя. Ты все знаешь. Повели мне остаться!…Освободи меня. Сними тяжесть, она тяжелее гор и свинца. Разве ты не слышишь, как трещит под нею грудь Иуды из Кариота? Они рады бы отделиться друг от друга, но терновый венец связывает их неразрывно. В.Л.Андреев. В.Н.Луговской «Голова Иуды»
15 Психологический портрет. Провокатор Толкал остальных на заведомо ложные поступки Уму Искариота недоступно понимание искупительной жертвы. Насилие – средство утверждения истины Посредник между Иисусом и людьми: «Мой отец не дьявол, а козел» Предатель: « высоко над теменем земли поднимает на кресте любовью распятую любовь». Иисус в Гефсиманском саду
16 Кого пытается спровоцировать Иуда? Мысли Иуды: «…когда иудеи увидят страдания Христа в железных руках римских солдат, они поднимут восстание и свергнут власть римлян и фарисеев». Зачем нужна эта провокация?
17 Два варианта исхода этого эксперимента, по мнению Иуды: Первый вариант: если толпа спасёт Иисуса и пойдёт за ним, то предательство Иуды будет оправдано и послужит благой цели. Второй вариант: если не спасёт, тогда для кого учение Христа? Для трусливых людей, оставивших в беде своего Учителя? Тогда и сам Иуда не предатель. А цель оправдывает средства!
18 « Иуда Искариот и другие». Кто эти « другие»? Что вызвало сомнение Л.Андреева? Конфликт: творческое самосознание, мятежный ум… и слепая вера большинства Андрей Рублев «Апостолы и ангелы» Противопоставление Иуды одиннадцати апостолам, толпе..
19 Иуда и … другие. Оправдания учеников: Что могли мы сделать? Я обнажил меч, он сказал- не надо Кто не повинуется ему, тот идет в геенну огненную; Он сам хотел этой жертвы. Его жертва прекрасна; Он грех всех людей взял на себя; Как могли мы убить всех врагов? Учитель не велел убивать. Если бы все умерли, кто бы рассказал об Иисусе? Кто бы понес людям его учение? Восстать против власти. Какой суд важнее для апостолов? Высший. Обвинения Иуды: Как вы позволили? Где же была ваша любовь? Кто любит, тот не спрашивает, что делать?; И ты послушался? Разве понимает он что- нибудь в людях? ; Отчего ты не пошел? Зачем тебе душа, если ты не смеешь бросить ее в огонь?; Разве есть прекрасная жертва? Где жертва, там и палач, и позор для всех! Вы на себя взяли весь грех! Разве не от тебя начнется род предателей? Разве он запретил вам умирать? Почему же вы живы, когда он мертв? Что такое правда в устах предателя? Разве не ложью становится она? Чего требует Иуда от других учеников? Какой суд важнее для Иуды? Земной. ? Богоборческий конфликт. Богоборческий конфликт.
20 Каков основной мотив произведения? Мотив жизни и смерти. Мотив добра и зла. Мотив жертвенности и искупления. Мотив любви и ненависти. Мотив прощения. Мотив одиночества.
21 Основные проблемы. Соотношение христианской истины и реальной жизни. Соотношение духовного и материального. Соотношение света и тени в душе человека. Проблема нравственного выбора. Философские вопросы. Абсолютна ли свобода или только в моменте выбора свободен человек? Почему добро так неудержимо влечет к себе зло? Почему свету нужна тень чтобы был виден свет? Почему предательство, зло в чистом виде, может утверждать добро?
22 - Так кто же Иуд а: пре дате ль или жертва, чья судьба так же предопределена, как и судьба сам ого Иис уса; победитель или проигравший схватку со зло м или он сам о зло? «Так кто же обманул бедного Иуду?»
23 Н. Н. Ге
24 Почему в произведении нет самого важного : Воскресения Христа? Воскресение утверждает вечную победу добра над злом, света над тьмой, истины над ложью. Вместо христианской идеи победы Христа автор останавливается на борьбе света и тьмы в самом человеке. Почему? Ибо эта борьба представляется ему вечной и является основным законом жизни. Концепция человека выглядит следующим образом: человек – существо двойственное, совмещающее в себе свет и тьму, жизнь и смерть. В каждом человеке живут и борются Христос и Иуда; на современном Андрееву этапе побеждает Иуда, ибо в своей оценке людей он прав: общество еще не готово, или уже пропустило момент для восприятия идей Христа.
25 Идея рассказа « Иуда Искариот». Автор намеревался не оправдать предательство, но выставить напоказ иные, не столь явные, но типичные его формы. Героями его рассказа стали именно "другие" - ученики Христа, его апостолы, которые, как "кучка напуганных ягнят" теснились и разбежались перед воинами, пришедшими взять учителя. В "день мести", свой последний земной день, Иуда пришел к ним, чтобы обличить и приравнять к холодным убийцам- первосвященникам. Так проясняется главная идея рассказа: кто не встал за правду и не сумел за нее погибнуть, - тоже предатель. Можно выделить отголоски следующих идей: человечеству во все времена нужен был козёл отпущения, на которого можно было всё свалить и остаться чистенькими; идея (идеология, вера) переживает своего пророка, но неизменно извращается и опошляется последователями; религии- идеологии нужна усреднённая стадоподобная масса последователей – сильные, умные и проницательные личности, способные оспорить догму, подрывают её основы. Согласны ли вы с этим утверждением? Иуда у Андреева – это человек ХХ века в мире, где уже «умер Бог», где сознание мечется в поисках истины, где оно может объясняться понятиями выверт и надрыв. «Иуда Искариот и другие»
27 Гапон разоблачен эсерами как агент охранки и повешен ими в Озерках Провокатор Азеф выдал полиции членов партии эсеров. «У Азефа была своя философия, глупо думать, что он предал только ради заработка». Л.Андреев
28 Суд истории
30 Джеймс Жак Тисо Поцелуй Иуды Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,Мф. 6: 14. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.МФ.6:15.
31 «А было так удобно на всё твердить: "Твоя Святая воля! " А вдруг - моя?» Л. Улицкая « Люди нашего царя». «Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня» (Мк. 14, 35-36). « О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет»(Лк. 22, 42). « Чувство вины за все, совершающееся вокруг него – это чувство свободного человека Н.Бердяев.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.