Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМаксим Швецов
1 1 Технология моделирования проблемного урока (Сообщение с курсов)
2 2 Какой урок можно считать современным? Современный – отвечающий на вызовы времени и закладывающий основания для будущего.
3 3 Урок должен быть: 1) обучающим – умению эффективно действовать в нестандартной ситуации на основе целостной картины мира.
4 4 2) воспитывающим – высшие ценности, смыслы, высокие мотивы, «само процессы», субъективность.
5 5 3) развивающим – деятельность, мышление, рефлексию.
6 6 Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся. (М. И. Махмутов)
7 7 «Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления». ( Джон Дьюи )
8 8 Сформулированы правила активизации процесса обучения, которые отражают принципы организации проблемного обучения:
9 9 1)вести учащихся к обобщению, а не давать им готовые определения, понятия;
10 10 2) развивать самостоятельность мысли с помощью творческих заданий;
11 11 3) эпизодически знакомить учащихся с методами науки.
12 12 Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.
13 13 Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить – вот основной тезис, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.
14 14 Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют на уроке. Этот метод органично сочетается с групповыми (collaborative or cooperative learning) методами.
15 15 Развитие видов деятельности стратегическая деятельность Исследование Проектирование Сценирование
16 16 Этапы стратегической деятельности 3) план 4) средства 5) организация 6) действия 7) результат 8) анализ 1) мотив 2) цель
17 17 Исследование 3) гипотеза 4) проверка- сбор новых фактов 5) вывод 1) факт 2) проблема
18 18 Проектирование 3) рефлексия 1) замысел 2) реализация
19 19 Сценирование Выстраивание вариантов сценария разворачивания событий
20 20 Классификационные параметры технологии: По уровню применения: общепедагогическая. По ориентации на личностные структуры: 1) ЗУН + 2) СУД По типу управления: система малых групп. По подходу к ребенку: свободное воспитание По направлению модернизации: активизация и интенсификация деятельности уч-ся. По категории обучающихся : массовая, все категории.
21 21 Учебная проблема существует в двух основных формах: как вопрос для исследования, который иногда воспроизводит формулировку темы урока; как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который будет новое знание, являющее темой урока.
22 22 Постановить учебную проблему – значить помочь ученикам самим сформулировать либо тему урока, либо не сходный с темой урока вопрос, исследование ответа на который выведет на тему урока.
23 23 Три пути постановки учебной проблемы на уроке: 1) создание проблемной ситуации (побуждающий диалог); 2) подводящий диалог; 3) сообщение учителем темы урока в готовом виде, но с применением мотивирующего приёма.
24 24 Первый путь Постановка учебной проблемы через проблемную ситуацию или побуждающий от проблемной ситуации диалог.
25 25 Проблемная ситуация – это противоречие между: двумя фактами, новым фактом и старой теорией, необходимостью и невозможностью. Создать проблемную ситуацию – значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у учеников эмоциональную реакцию удивления, ощущение творческого затруднения.
26 26 Два типа проблемных ситуаций: 1) «С затруднением» 2) « С удивлением»
27 27 Существует три приёма создания проблемных ситуаций «с затруднением»:
28 28 Первый приём. Дать практическое задание, невыполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Какой будет тема урока?
29 29 Второй приём. Дать невыполнимое практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем оно не похоже на предыдущие? Какой будет тема урока?
30 30 Третий приём. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Какой будет тема урока?
31 31 Проблемная ситуация « С удивлением» Столкнуть противоречивые факты, теории или мнения учеников. Что удивляет? Какие видите факты? Сколько есть мнений? Сравните их. Вы как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос? Сформулируйте проблему. Какой будет тема урока?
32 32 Второй путь постановки учебной проблемы на уроке - подводящий диалог Подводящий диалог – система (логическая цепочка) посильных вопросов и заданий, которые приводят класс к формулированию темы урока.
33 33 Все звенья подведения опираются на уже пройденный материал, а последний обобщающий вопрос на формулирование темы урока. Данный путь не требует создания проблемной ситуации.
34 34 Третий путь постановки учебной проблемы на уроке – сообщение темы с мотивирующим приёмом.
35 35 Приём «яркое пятно» - сообщение интригующего материала (исторические факты, сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы и.тд)
36 36 Приём «актуальность» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.
37 37 Продуктивные задания на воспроизведение знаний: задания на формулирование; составление опорного сигнала в форме символа, схемы, таблицы; создание художественных образов в форме метафоры, загадки, стихотворения.
38 38 Обобщенный алгоритм подготовки проблемного урока: 1. Актуализация знаний 2. Постановка проблемы 3. «Открытие» учащимися нового знания 4. Самостоятельная работа 5. Рефлексия
39 39 Методические рекомендации учителю:
40 40 1) Необходимо учитывать тип нового знания. Различают 4 основных типа знания: а) факт – единичная информация; б) правило – алгоритм действия; в) понятие – выделение существенных признаков предмета; г) закономерность – отражение связи между понятиями.
41 41 2) Классная доска должна иметь две зоны: а) «рабочая» - выполняются текущие записи; б) « опорная часть» - зона «сухого остатка» урока, где появляется новое знание.
42 42 3) В конспекте урока должен быть прописан диалог (учитель, ученики) 4) Обязательна рефлексия урока.
43 43 Роли: учитель - ученик
44 44 Учитель: профессионально компетентный; гуманист; равноправный с учащимися партнер; организатор учебной деятельности в образовательном пространстве; участник коллективного процесса познания.
45 45 Ученик: целостная личность; субъект учения; участник учебного сотрудничества; критически мыслящий человек; не ученик, а учащийся, т.е. учащий себя под руководством учителя.
46 46 Система взаимоотношений: сотрудничество; партнерство; сотворчество; сопереживание; совместная деятельность; диалог.
47 47 Результаты обучения 1) Компетентность (способность человека результативно действовать в нестандартных ситуациях) 2) Целостная картина мира 3) Субъективность (стремление брать на себя ответственность за исход дела, способность к отчету) 4) Владение полной структурой деятельности
48 48 Автор презентации: Антоненко Ирина Григорьевна год
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.