Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Рыкачева
1 Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия
2 Условия совершенной конкуренции большое число покупателей и продавцов; доля каждой фирмы на рынке отрасли незначительна; отсутствие ценовой дискриминации (производители и покупатели выступают как ценополучатели); кривая спроса на продукцию фирмы всегда горизонтальна (абсолютно эластична) полная мобильность всех ресурсов; свобода вступления в отрасль и выхода из нее; однородность товаров и услуг (стандартная продукция); абсолютная информированность производителей и потребителей.
3 Преимущества совершенной конкуренции Эффективное распределение ресурсов MR = MC = AC = P 2. Максимальное удовлетворение потребностей покупателей MC = P
4 Недостатки совершенной конкуренции не учитываются положительные и отрицательные экстерналии; не предусматривает производство общественных благ (противопожарная безопасность, национальная оборона); не способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП; не учитывает диапазон потребительского выбора.
5 Классификация основных рыночных структур Мелкие фирмы Крупные фирмы Размеры фирмы Виды рыночных структур 1 Число фирм Совершенная конкуренция Олигополия Монополистическая конкуренция Чистая монополия
6 Типы рыночных структур Монопсония - наличие на рынке одного покупателя. Фирма, использующая ценовую дискриминацию - фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене. Двусторонняя монополия - столкновение монопсониста-покупателя с монополистом- продавцом. Дуополия - функционирование двух фирм в отрасли (частный случай олигополии).
7 Барьеры для вступления в отрасль экономия от масштаба (автомобильная, сталелитейная промышленность); естественная монополия (фирмы в сфере почты, связи, газо- и водоснабжения закрепляют свое монопольное положение, получая привилегии от правительства).
8 Цена и объем производства В условиях совершенной конкуренции: Р = MR На монополизированном рынке: Р > MR
9 Цена и предельный доход в условиях чистой монополии Пример: монополист решает снизить цену со 110 д.ед. до 100 д.ед. При этом спрос растет с 4 единиц до 6 единиц. Убытки: (P1- Р2) Q1 = ( )х 4 = 40 д.ед. Прибыль: (Q2 – Q1) P2 = (6 - 4) х 100 = 200 д.ед. Чистое приращение прибыли равно 160 д.ед. P P1P1 Q Q1Q1 Q2Q2 P2P2 Убыток Прибыль
10 Спрос, MR и TR в условиях чистой монополии Эластичный Неэластичный Q Q Доход фирмы 0 0 TR MR D
11 Цена и объема производства в условиях чистой монополии MR Q P 0 D B MC E A На конкурентном рынке равновесие в точке Е (Рс = МС). На монополистическом рынке перемещаемся к монопольной цене Рm и количеству Qm. Поскольку Рm > МС, то величина излишка потребителей и излишка производителей меняются. Площадь треугольника ABE соответствует величине чистых убытков от монопольной власти, или так называемой величине мертвого груза монополии. Pc Pm QmQc
12 Мифы монополии Монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. Рост цен ограничивается ценовой эластичностью спроса на продукцию данной фирмы. Монополист всегда стремится ограничивать выпуск продукции.
13 Определение Х- неэффективности A B C D X - неэффективность Q ATC QcQm ATCm ATCc ATC Х-неэффективность возникает, когда фактические издержки при любом объеме производства выше ATC. При конкуренции фирма увеличивает производство до точки, где пересекутся предельные и средние издержки, в нашем случае до минимума АТС (точка А)
14 Монопольная власть Монопольная власть является величиной обратной эластичности спроса на продукцию (1 / Е).
15 Индекс Лернера (1934 г.) I L = (Pm - MC) / Pm В условиях совершенной конкуренции МС = Р. Следовательно, I L = 0. Если I L > 0, то фирма обладает монопольной властью.
16 Индекс Лернера На практике предельные издержки заменяют средними издержками. I L = (Pm - AC) / Pm
17 Индекс Лернера IL = (Pm - AC)Q / PmQ = = Прибыль / TR !!! Показатель Лернера рассматривает высокие прибыли как признак монополии.
18 Индекс Херфиндаля Хиршмана (I НН ) I НН = S S S S n 2 I НН индекс Херфиндаля Хиршмана; S 1 2 удельный вес самой крупной фирмы; S 2 2 удельный вес следующей по величине фирмы; S n 2 удельный вес наименьшей фирмы. Если в отрасли функционирует лишь одна фирма (чистая монополия), то S 1 = 100%, а I НН = В США высокомонополизированной считается отрасль, в которой I НН > 1800.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.