Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛариса Офросимова
1 Теория внешних эффектов в экономике природопользования.
2 Вопросы лекции 1.Понятие, причины и классификация внешних эффектов. 2. Интернализация внешних эффектов по А. Пигу. 3. Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности. Теорема Коуза.
3 Понятие внешнего эффекта Обычно рыночные сделки заключаются добровольно и их экономические последствия касаются только их участников. Однако бывают ситуации, когда результаты частной рыночной сделки влияют на экономическое положение субъектов, не принимавших в них участия (third party). Такая ситуация называется внешним эффектом или экстерналией (externality).
4 Классификация внешних эффектов Внешние эффекты различаются: по способу проявления; с точки зрения последствий; в зависимости от участников.
5 Классификация внешних эффектов По способу проявления внешние эффекты бывают технологическими и пекуниарными. Технологические внешние эффекты это последствия экономической деятельности, которые не отражаются в рыночных ценах и ведут к неэффективному распределению ресурсов, а также предполагают наличие технологической цепочки воздействия на третьи лица. Пекуниарные внешние эффекты отражаются в рыночных ценах и не ведут к нарушению экономической эффективности.
6 Классификация внешних эффектов С точки зрения последствий внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные. Положительный внешний эффект существует, когда третьи лица извлекают бесплатную выгоду. В этом случае общественная полезность превышает частную, но это не отражается в рыночной цене, и товары, вызывающие положительные внешние эффекты, выпускаются в количестве, меньшем оптимального уровня. Отрицательный внешний эффект предполагает, что третьи лица несут некомпенсируемые издержки, что сопровождается разрывом между общественными и частными издержками. Поскольку рыночная цена не несет полной информации об издержках, товары, вызывающие отрицательные внешние эффекты, выпускаются в количестве, превышающем оптимальный уровень.
7 Классификация внешних эффектов В зависимости от участников внешние эффекты подразделяются на: Потребительские, которые возникают, когда экономическая деятельность потребителя в лице домашнего хозяйства влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств, но не оказывает влияния на производственную сферу экономики. Производственные, при которых экономическая деятельность фирмы влияет на производственные результаты одной или более фирм, но не оказывает влияния на уровни полезности домашних хозяйств. Производственно- потребительские, при которых экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на производственные результаты одной или более фирм, или экономическая деятельность фирмы влияет на уровень полезности одного или более домашних хозяйств.
8 Отрицательный внешний эффект: микроэкономическая модель Допущения модели: Имеется рынок товара, производство которого наносит ущерб третьим лицам; Пример: рынок стали, выпуск которой сопровождается выбросом диоксида серы, вызывающего кислотный дождь, негативно влияющий на урожайность картофеля; Предполагается, что ущерб является постоянной величиной.
9 Отрицательный внешний эффект: микроэкономическая модель D – кривая спроса на продукцию фирмы S – кривая предложения, совпадающая с кривой частных предельных издержек PMC (private marginal cost). Равновесие спроса и предложения E1 характеризуется параметрами Q1 и P1 P Q 0 D S = PMC SMC = PMC + MEC E1 E2 Q1Q1Q* P1 P*
10 Комментарии к модели Общественные предельные издержки SMC (social marginal cost) превышают частные предельные издержки PMC на величину внешних предельных издержек MEC (marginal external cost), равных предельному ущербу; Оптимальным является выпуск Q* при цене Р*, который соответствует точке пресечения кривых SMC и D; Очевидно, что Q1 > Q*, а Р1 < Р*, то есть реальный выпуск больше оптимального уровня, а реальная цена – меньше.
11 Положительный внешний эффект: микроэкономическая модель Допущения модели: Имеется товар, потребление которого приносит выигрыш третьим лицам. Пример: рынок биодизельного топлива. Предполагается, что этот выигрыш является постоянной величиной.
12 Положительный внешний эффект: микроэкономическая модель S – кривая предложения товара D – кривая спроса на товар, совпадающая с кривой частного предельного выигрыша PMB (private marginal benefit) Рыночное равновесие характеризуется параметрами P1 и Q1 P Q 0 S SMB = PMB + MEB D = PMB E2 E1 P* P1 Q1 Q*
13 Положительный внешний эффект: микроэкономическая модель Общественный предельный выигрыш SMB (social marginal benefit) превышает частный предельный выигрыш PMB на величину внешнего предельного выигрыша MEB (marginal external benefit); Оптимальным является выпуск Q* при цене Р*, который соответствует точке пресечения кривых SMB и S; Очевидно, что Q1 < Q*, и Р1 < Р*, то есть и реальный выпуск, и реальная цена меньше оптимального уровня.
14 Интернализация внешних эффектов Движение от реального уровня выпуска к оптимальному, т.е. преодоление разрыва между частными и общественными издержками или выигрышами, обеспечивается путем интернализации внешнего эффекта. Интернализация – это трансформация издержек или выигрышей третьих лиц в издержки или выигрыши субъектов, деятельность которых вызвала внешний эффект.
15 Интернализация внешних эффектов по А. Пигу По Пигу внешние эффекты сопровождаются разрывом между частными и общественными издержками или выигрышами, который служит причиной неэффективного распределения ресурсов. Согласно Пигу, отрицательные внешние эффекты устраняются с помощью корректирующего налога, а положительные с помощью субсидии. При этом налог должен в точности равняться предельному ущербу посторонних субъектов, а субсидия – их предельному выигрышу. Такое решение проблемы интернализации требует участия государства, которое обладает законными полномочиями в области налогообложения и субсидирования.
16 Интернализация внешних эффектов по А. Пигу: практические трудности Для определения точной ставки экологического налога необходимо выяснить: Какая именно деятельность вызвала ущерб, каковы типы и объемы загрязнений, обусловленных конкретными производственными процессами. Какая часть загрязнений поступает в окружающую среду вследствие природных процессов (извержения вулканов, землетрясения и т.п.) Какие именно загрязняющие вещества наносят анализируемый ущерб. Какова денежная оценка ущерба. Кроме того, в идеале нужно дать оценку ущерба каждого источника загрязнения, в соответствии с которой ему будет установлен дифференцированный налог. В наше время это технически невозможно.
17 Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности: подход Р. Коуза По Р. Коузу: Понятие фактора производства включает право на выполнение определенных действий. Следовательно, право на неблагоприятные для других субъектов действия тоже является фактором производства. Реализация прав всегда сопровождается нанесением ущерба третьим лицам.
18 Интернализация внешних эффектов с позиции прав собственности: подход Р. Коуза По Р. Коузу: Интернализацию внешних эффектов можно обеспечить путем установления прав собственности на объекты окружающей среды и природные ресурсы. В этом случае урегулирование отношений между заинтересованными сторонами не требует вмешательства государства и осуществляется путем переговоров.
19 Теорема Коуза Независимо от первоначального распределения прав собственности при отсутствии трансакционных издержек в ходе переговоров может быть достигнуто решение, соответствующее критериям экономической эффективности.
20 Интернализация отрицательного внешнего эффекта по Коузу: микроэкономическая модель Допущения модели: Имеется товар, выпуск которого наносит ущерб третьим лицам. Право на окружающую среду принадлежит фирме-производителю Фирма действует в условиях совершенной конкуренции, т.е. принимает цену как данную, и ее кривая спроса совпадает с кривой предельной выручки.
21 Интернализация отрицательного внешнего эффекта по Коузу: микроэкономическая модель P Q 0 Q*Q2Q1 P* D = MR S = PMC SMC = PMC + MEC E2E1 A B G MEC = MD
22 Интернализация отрицательного внешнего эффекта по Коузу: микроэкономическая модель Обозначения: D – кривая спроса на товар, совпадающая с кривой предельной выручки (MR); S – кривая предложения товара на основе частных предельных издержек (PMC); SMC – кривая общественных предельных издержек; MEC – предельные внешние издержки, равные предельному ущербу (MD) Q1 – реальный выпуск; Q* - оптимальный выпуск.
23 Интернализация отрицательного внешнего эффекта по Коузу: микроэкономическая модель При выпуске Q1 фирма находится в равновесии: MR = PMC. Но MD > 0 Для выпуска Q2: AG = MD, прибыль = BG = MR – PMC > 0, но AG > BG есть повод для переговоров. Для выпуска Q* прибыль фирмы равняется предельному ущербу жертвы загрязнения.
24 Интернализация отрицательного внешнего эффекта по Коузу: недостатки Условие нулевых трансакционных издержек очень редко соблюдается в реальной жизни. Для проведения переговоров важно, чтобы были зафиксированы негативные последствия и точно определены виновник и жертва загрязнения окружающей среды. Вследствие отдаленности негативных последствий загрязнения окружающей среды во времени и в пространстве это не всегда возможно. Положительный исход переговоров возможен только при небольшом числе участников. В реальной жизни задействованных сторон бывает много, и им сложно прийти к соглашению. Существует проблема асимметричной информации: жертва загрязнения стремится преувеличить размеры своего ущерба, а виновник – величину природоохранных издержек.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.