Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктор Костомаров
1 Интегрированный урок музыка - литература «Влияние музыки на литературное творчество» Учитель музыки: Кимаковский И.С. Учитель литературы: Кимаковская И.И.
3 С каким видом искусства связаны данные понятия? Музыкант – песня –музыкальный инструмент - композитор. Музыкант – песня –музыкальный инструмент - композитор. Поэт – стихи – песнь – рассказ - книга. Поэт – стихи – песнь – рассказ - книга.
4 Что объединяет А.С.Пушкина и М.И.Глинка? и с к у с с т в о Т О
6 ЦЕЛИ УРОКА: Показать взаимосвязь различных видов искусства: музыки, литературы, живописи; Показать взаимосвязь различных видов искусства: музыки, литературы, живописи; Дать учащимся возможность почувствовать мелодичность пушкинского стиха; Дать учащимся возможность почувствовать мелодичность пушкинского стиха; Формировать эстетическую культуру. Формировать эстетическую культуру. Обобщить представление учащихся о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой, их взаимовлиянии и взаимодополнении. Обобщить представление учащихся о многообразии и богатстве связей между музыкой и литературой, их взаимовлиянии и взаимодополнении.
7 Э ПИГРАФЫ к уроку: Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках. Шостакович Дмитрий Шостакович Дмитрий Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою. Авербах Бертольд Авербах Бертольд Поэзия музыка слов. Поэзия музыка слов. Фуллер Томас
8 Поэзия музыка слов. Поэзия музыка слов. Рифма Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк. Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.Ритм Закономерное чередование и повторяемость слогов. Закономерное чередование и повторяемость слогов.
9 Рифма бывает: Парная (смежная) ААББ 1-2, 3-4 Парная (смежная) ААББ 1-2, 3-4 Перекрёстная АБАБ 1-3, 2-4 Перекрёстная АБАБ 1-3, 2-4 Опоясывающая АББА 1-4, 2-3 Опоясывающая АББА 1-4, 2-3
10 Найдите в этих строчках рифмующиеся слова У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо песнь заводит, Налево сказку говорит. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо песнь заводит, Налево сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух... там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету... В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух... там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету...
11 Композитор начал работать над оперой в 1837 году. Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября того же года на сцене Большого театра в Петербурге. В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость.
12 О п е р а Опера ( от лат. Opera – действие, произведение) – это музыкальный жанр, предназначенный для сценической постановки. Опера ( от лат. Opera – действие, произведение) – это музыкальный жанр, предназначенный для сценической постановки. В основу оперы положено либретто (текст крупного музыкального произведения). В основу оперы положено либретто (текст крупного музыкального произведения).
13 «Я помню чудное мгновенье…» М.И.Глинка, А.С.Пушкин. Это стихотворение Пушкин посвятил Екатерине Ермолаевне Керн. Этот романс – вершина русской вокальной лирики 19 века. Художественное совершенство в полном слиянии музыкального языка с поэтическим. 3 раздела – 3 поворота сюжета (встреча, разлука, надежда на новую встречу); и каждый из разделов точно соответствует настроению стиха.
14 Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? «Музыкант-чародей»
15 « Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет… Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше- в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает. « Жил-был на свете музыкант. Начал он играть еще с малых лет. Пасет бывало коров на лужайке, сделает себе дудочку и как заиграет… Так коровы перестанут жевать травку- навострят уши и слушают. Птички в лесу притихнут, даже лягушки по болотам не квакают. Когда играл маленький музыкант, каждому казалось, будто сладость какая-то пролилась ему на сердце, какая-то неведомая сила подхватила его и несет все выше и выше- в чистое синее небо, к ясным звездам. И хочется сидеть вот так всю жизнь и слушать игру музыканта. Играл он весело – все веселились. Играл печально – на всех тоска нападала. Вот такой был музыкант – чародей, что захочет, то с сердцем и сделает.
16 Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея. Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков. Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат. А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. « Эх, погибать так с музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка…. Замерли кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли. Подрос музыкант, смастерил себе скрипочку и пошел ходить по свету. Простые, добрые люди любили его и его музыку. А были и злые, те кто завидовал таланту музыканта. И решили злые люди погубить нашего музыканта – чародея. Сговорились, заманили в лес и натравили 20 голодных волков. Загородили волки музыканту дорогу, зубами щелкают, рычат. А у музыканта в руках, кроме скрипочки ничего нет. « Эх, погибать так с музыкой» - подумал музыкант, достал скрипку, прислонился к дереву и провел смычком по струнам. Как живая заговорила скрипочка…. Замерли кусты и деревья, а волки как стояли разинув пасти, так и застыли. Слушают во все уши и о голоде своем забыли.
17 Перестал музыкант играть, а волки, как сонные в лес потянулись. Вот какой был музыкант- чародей » Понравилась вам сказка? Назовите героев сказки. Кто же главный герой сказки?
18 Музыкальная минутка … Представьте, что вас заколдовал волшебник, но представил на выбор превращение в любой инструмент симфонического оркестра. Какой инструмент вы бы предпочли? Передайте жестами «звучание» этого инструмента.
19 «Волшебный смычок» (народная норвежская песня)
20 Музыка в литературе Музыка часто «звучит» не только в сказках, но и в баснях И.А.Крылова. Назовите басни, в которых музыка – «главное действующее лицо»
21 Подумай и ответь. Назови ключевые слова сегодняшнего урока… Назови ключевые слова сегодняшнего урока… Что нового ты сегодня узнал? Что нового ты сегодня узнал? Какие литературные произведения и какая музыка сегодня звучали? Какие литературные произведения и какая музыка сегодня звучали? Нужны ли такие уроки? Нужны ли такие уроки? Музыка и литература обогащают… Музыка и литература обогащают…
22 Музыка и литература- два вида искусства, которые дополняют и обогащают друг друга.
23 Домашнее задание 1. Творческое задание: даны рифмованные концы: даны рифмованные концы: небес, лес, дожди, подожди, сочини по ним «стишки». 2. Разучи народную песню «Волшебный смычок»
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.