Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЮлия Юсупова
2 Главными целями тренингов являются освоение учащимися социокультурных ценностей и накопление социокультурного опыта - в первую очередь навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, приемов эффективного взаимодействия, обеспечивающих достижение значимых для индивидуума и группы результатов.
3 Методика тренинга строится на основе следующих принципов: -Принцип активности - предусматривает участие всех членов группы в практических занятиях. -Принцип опоры - данный принцип допускает обсуждение только таких проблем и ситуаций, опыт положительного решения которых имеется у учащихся. - Принцип творческой позиции участников тренинга - в ходе тренинга создается креативная среда, характеризующаяся проблемностью обсуждаемых вопросов, неопределенностью вариантов выполнения задания, принятием различных точек зрения, безоценочностью суждений и отношений участников группы.
4 -Принцип рефлексивной оценки результатов работы в тренинге - предполагает выявление степени интереса, а также значимости обсуждаемых вопросов для учеников, возможности использования полученных знаний в практической деятельности. -Принцип диалогового общения -предусматривает общение в группе на уровне «Взрослый» - «Взрослый», что связано с осмыслением способов достижения результата, способностью договариваться, приходить к единому мнению. -Принцип положительного подкрепления результатов деятельности - означает, что каждый даже маленький результат социокультурного развития учащегося и группы должен получить положительное подкрепление в виде похвалы, одобрения, вознаграждения взаимопониманием, доверием, любимой работой. - Принцип психологической безопасности и доверия в группе- его реализация способствует замене оценивающей коммуникации на описательную, и переориентации контролирующего поведения педагога на совместное решение проблем.
5 В каждом тренинге выделяется пять аспектов: -Содержательный аспект -освоение социокультурных категорий предмета «Истоки» (например, «правда», «верность», «честь»); -Коммуникативный аспект- развитие способностей присоединяться к партнеру по общению, видеть, слышать, чувствовать каждого, терпимость к другому, к отличному от своего мнению; -Управленческий аспект – умение управлять собственной деятельностью и деятельностью группы, умение организовывать дискуссию так, чтобы дать возможность высказаться всем и прийти к согласию; -Психологический аспект – предполагает формирование мотиваций на работу в группе и совместное достижение значимых результатов на основе принципов согласия; -Социокультурный аспект – заключается в том, что ученики получают опыт взаимодействия, позволяющий им в дальнейшем самоутверждаться в обществе.
6 Данная педагогическая технология создает основу для организации личностно-ориентированного общения и обеспечивает единство рационального и эмоционального в психическом развитии ребенка. Она позволяет снизить чувства изолированности, формирует доверие к людям, создает условия для взаимопонимания в учебном процессе. Социокультурная технология развития группы позволяет снять проблему конкуренции в учебной деятельности. При этом у учеников развивается такое качество, как альтруизм – способность отдавать свои знания, умения, не рассчитывая на получения личного вознаграждения, приоритета своего «Я», так как главным становится достижение результата всей группой
7 Социокультурные тренинги отличаются следующими основными характеристиками: -методикой тренинга предусмотрено активное участие всей группы в практических занятиях; -аналоговое общение между преподавателем и учащимися осуществляется на уровне «Взрослый» - «Взрослый»; -в ходе тренинга все его участники находятся в прочувствованном состоянии; -используемая система вознаграждения (7-балльная оценка) направлена на формирование ресурса успеха и самоутверждения всех участников образовательного процесса; - в группе последовательно развивается единый контекст на уровне восприятия, мышления, чувствования, мотивации к самосовершенствования и т.д.
8 Развитие единого контекста в группе обеспечивается проведением ресурсного круга. Он проводится как в начале урока с целью актуализации имеющегося у учащихся опыта и знаний, так и в его заключительной части, для того чтобы воспринятая и осмысленная информация была прочувствованна учениками, и у них появилась мотивация к ее применению. Работа в ресурсном круге требует от учителя умения вести беседу, вовремя направлять ее в нужное русло, подводить итог того, что было уже сказано.
9 Для «присоединения» к учащимся используется различные методы, которые позволяют использование разных модальностей, а, значит, ученикам увидеть, услышать и прочувствовать воспринимаемую информацию. Необходимо внимательно следить за интонацией, темпом речи, тембром голоса, мимикой, жестами – теми компонентами общения, которым до настоящего времени в учебном процессе не уделяется достаточно времени. В ресурсном круге необходимо предоставить возможность высказаться каждому ученику
10 При проведении ресурсного круга необходимо чтобы ученики усвоили следующие правила своего участия в нем: - внимательно слушай говорящего; - смотри на того, кто говорит, не перебивай его; - высказываться можно по желанию; - если пока затрудняешься с ответом, передай слово следующему прикосновением или взглядом; - если услышал похожий ответ, скажи: «Я присоединяюсь».
11 Как и в каждом тренинге, ресурсный круг имеет три этапа: -подготовительный -создание мотивации учащихся на выполнение заданий. В ходе его проведения учителю важно присоединиться к особенностям восприятия и мышления учащихся, объяснить цель предстоящей работы и как можно точно описать результат, который необходимо достигнуть; -основной -предполагает активное участие учителя в работе группы. Учитель внимательно наблюдает за общением. Он взглядом, жестом, словом выражает свое отношение к происходящему, поддерживает интерес, привлекает внимание к наиболее ярким ответам учеников; - обсуждение результатов работы в классе, рефлексия - связан с осмыслением значимости проделанной работы, возможности использовать полученные знания в жизни, а также предполагает анализ характера общения отношений в группе.
12 С целью создания единого пространства следует передавать какой-то предмет или передавать право на ответ прикосновением руки.
13 МНЕМОТЕХНИКА -является одним из активных форм обучения и впервые появляется в курсе «Истоков». Суть метода заключается в том, что учащимся предлагают запомнить ряд слов и объясняют, что для запоминания каждого слова будет даваться время. В течение этого времени необходимо как можно более ярко представить образы, которые вызывает данное слово: увидеть картинку, озвучить ее, наполнить чувствами и ощущениями.
14 Основной этап: Учитель диктует слова с интервалом в 15 секунд. По завершении учащиеся должны записать слова в той последовательности, в которой они были продиктованы учителем. Проверка результатов и экспертная оценка: Учитель выясняет, кто из учащихся и в какой степени справился с заданием. Один из учеников, запомнивших наибольшее количество слов, читает записанные слова классу. Дается экспертная оценка. Рефлексия: Учащиеся, которые успешнее других справились с заданием, говорят о том, как у них это получилось.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.