Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВладислав Малышко
1 Рафаэль Санти (биография) Рафаэль родился в маленьком городке Урбино, в 1483 г., в семье живописца и поэта Джовани Санти. Его отец женился поздно, на дочери урбинского купца Мадже Чарла. Детей у них было трое, но в живых остался только старший - Рафаэль. Родителей он потерял рано, мать в восемь лет, а отца три года спустя. По началу заботу о ребенке взял на себя его дядя Симоне Чарла, но уже в пятнадцать лет Рафаэль начинает сам устраивать свою жизнь. С самого раннего детства Рафаэль занимался живописью. Рафаэль родился в маленьком городке Урбино, в 1483 г., в семье живописца и поэта Джовани Санти. Его отец женился поздно, на дочери урбинского купца Мадже Чарла. Детей у них было трое, но в живых остался только старший - Рафаэль. Родителей он потерял рано, мать в восемь лет, а отца три года спустя. По началу заботу о ребенке взял на себя его дядя Симоне Чарла, но уже в пятнадцать лет Рафаэль начинает сам устраивать свою жизнь. С самого раннего детства Рафаэль занимался живописью. Во дворце Монтефельтро, куда Джовани брал сына, можно было увидеть первоклассную коллекцию картин. Там царила интеллектуальная, утонченная атмосфера. В кругу придворных, ученых, поэтов в философских беседах сформировалось представление об идеальном, об универсальном, о прекрасном человеке, у которого разум и чувства пребывают в гармонии. Именно при таких дворах был создан этикет, который впоследствии приняли по всей Европе. Этой среде Рафаэль во многом обязан своему образованию. С 1499 года Рафаэль начал работать в мастерской Пьера Перулжино. Рафаэль не был женат и не имел детей, но очень хорошо понимал позы младенцев. К ранним работам Рафаэля относиться "Мадонна Конестабиле" - одна из жемчужен коллекции итальянской живописи Эрмитажа. Во дворце Монтефельтро, куда Джовани брал сына, можно было увидеть первоклассную коллекцию картин. Там царила интеллектуальная, утонченная атмосфера. В кругу придворных, ученых, поэтов в философских беседах сформировалось представление об идеальном, об универсальном, о прекрасном человеке, у которого разум и чувства пребывают в гармонии. Именно при таких дворах был создан этикет, который впоследствии приняли по всей Европе. Этой среде Рафаэль во многом обязан своему образованию. С 1499 года Рафаэль начал работать в мастерской Пьера Перулжино. Рафаэль не был женат и не имел детей, но очень хорошо понимал позы младенцев. К ранним работам Рафаэля относиться "Мадонна Конестабиле" - одна из жемчужен коллекции итальянской живописи Эрмитажа. В 1504 г., Рафаэлю указывают, как пройти к дому маэстро Микеланджело. Через полчаса он входит в мастерскую хмурого человека, заваленную глыбами мрамора, называет себя, просит показать картон, "о котором все говорят". В 1504 г., Рафаэлю указывают, как пройти к дому маэстро Микеланджело. Через полчаса он входит в мастерскую хмурого человека, заваленную глыбами мрамора, называет себя, просит показать картон, "о котором все говорят". Рафаэль - ученик уважаемого Перуджино, к тому же явно нравится Микеланджело: учтив и деликатен, невысок и хрупок, миловиден, как девушка, с длинными густыми волосами до плеч, прекрасными глазами. Рафаэль - ученик уважаемого Перуджино, к тому же явно нравится Микеланджело: учтив и деликатен, невысок и хрупок, миловиден, как девушка, с длинными густыми волосами до плеч, прекрасными глазами.
2 Рафаэль Санти (биография) Рафаэль Санти (биография) И, разрешив ему копировать картон "Битва при Кашине", мастер спустя несколько часов отмечает, что рука Рафаэля решительна, вынослива и искусна. Сам же молодой провинциал столь же восхищен мастерством Микеланджело, который старше его на восемь лет, сколь и растерян: оказывается, то, что он умеет, - здесь, во Флоренции, уже давно пройдено и пережито. Надо учиться заново! А ведь он уже знает себе цену. Когда не копирует Перуджино, пишет самостоятельно, его работы куда нежнее и лиричнее вещей наставника. Он обогнал учителя. Но природный гений подсказывает, у кого и чему теперь надо учиться, чтобы не потерять в ученичестве самого себя. В те дни Рафаэлю исполнился 21 год. И, разрешив ему копировать картон "Битва при Кашине", мастер спустя несколько часов отмечает, что рука Рафаэля решительна, вынослива и искусна. Сам же молодой провинциал столь же восхищен мастерством Микеланджело, который старше его на восемь лет, сколь и растерян: оказывается, то, что он умеет, - здесь, во Флоренции, уже давно пройдено и пережито. Надо учиться заново! А ведь он уже знает себе цену. Когда не копирует Перуджино, пишет самостоятельно, его работы куда нежнее и лиричнее вещей наставника. Он обогнал учителя. Но природный гений подсказывает, у кого и чему теперь надо учиться, чтобы не потерять в ученичестве самого себя. В те дни Рафаэлю исполнился 21 год. В 1506 году он приезжает во Флоренцию. Здесь совершенствуется его мастерство и он становится зрелым художником. В 1506 году он приезжает во Флоренцию. Здесь совершенствуется его мастерство и он становится зрелым художником. В 1508 году папа Юлий второй нанял Рафаэля расписывать Ватиканские залы. В 1508 году папа Юлий второй нанял Рафаэля расписывать Ватиканские залы. В 37 лет Рафаэль умер от лихорадки. Умер в самом рассвете своего таланта. В памяти потомков он остался художником, воплотившим в картинах образ идеального человека. И сам Рафаэль был олицетворением совершенного человека. Надпись на могиле Рафаэля в Римском Пантеоне: Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной. А после его смерти она боялась умереть". В 37 лет Рафаэль умер от лихорадки. Умер в самом рассвете своего таланта. В памяти потомков он остался художником, воплотившим в картинах образ идеального человека. И сам Рафаэль был олицетворением совершенного человека. Надпись на могиле Рафаэля в Римском Пантеоне: Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной. А после его смерти она боялась умереть".
3 Рафаэль (творчество) Рафаэль (творчество) Рафаэля, несомненно, можно назвать одним из самых талантливых и искусных представителей эпохи Высокого Возрождения. Его творческий потенциал воплотился не только в живописи, но и в графике и скульптуре. Рафаэль создал неповторимую манеру письма, опираясь на творческие находки Леонардо да Винчи и Микеланджело. В основном Рафаэль писал на религиозную тему, большую популярность, как во Флоренции, так и во всем мире получили его знаменитые Мадонны, которых насчитывается около 15. Они созданы необычайным зрительским воображением Рафаэля, в котором никто не мог соперничать. «Прекрасна как Мадонна Рафаэля»- эти слова звучат высшей похвалой красоте женщины. Эта тема была для художника неисчерпаема, и вряд ли ему хватило бы ста лет жизни, чтобы реализовать все свои эскизы и идеи. В основном Рафаэль писал на религиозную тему, большую популярность, как во Флоренции, так и во всем мире получили его знаменитые Мадонны, которых насчитывается около 15. Они созданы необычайным зрительским воображением Рафаэля, в котором никто не мог соперничать. «Прекрасна как Мадонна Рафаэля»- эти слова звучат высшей похвалой красоте женщины. Эта тема была для художника неисчерпаема, и вряд ли ему хватило бы ста лет жизни, чтобы реализовать все свои эскизы и идеи. Искусство Рафаэля предельно гармонично, дышит внутренним миром, душевной чистотой, умиротворением. Идиллистические пейзажи, идеальные образы Мадонн и др. до боли реальны и, по словам Вазари, «кажутся скорее вылепленными из плоти и крови, нежели красками и рисунком». Гармоничное построение картин, идеальное соотношение фигур, прозрачность воздуха создают то ощущение пространства, которое характерно для Рафаэля. Искусство Рафаэля предельно гармонично, дышит внутренним миром, душевной чистотой, умиротворением. Идиллистические пейзажи, идеальные образы Мадонн и др. до боли реальны и, по словам Вазари, «кажутся скорее вылепленными из плоти и крови, нежели красками и рисунком». Гармоничное построение картин, идеальное соотношение фигур, прозрачность воздуха создают то ощущение пространства, которое характерно для Рафаэля. Ясное композиционное чутье, безупречное владение пространством позволили Рафаэлю живописно рассказать о красоте разумного совершенного человека – идеала итальянских гуманистов.
5 Мадонна в кресле ( г.)
6 Папа Юлиус II ( г.)
7 Св. Себастьян ( г.)
8 Автопортрет с другом( г.) Автопортрет с другом( г.)
9 Портрет молодого человека Портрет молодого человека
10 Мадонна Конестабиле ( г.)
11 Св. Павел проповедует в Афинах Св. Павел проповедует в Афинах
12 Рождение Венеры Рождение Венеры
13 Триумф Галатеи Триумф Галатеи
14 Мадона Бальдаччино( г) Мадона Бальдаччино( г)
16 Афинская школа( )
17 Заключение. Искусство Рафаэля связано с традициями и отношением итальянских художников Возрождения к античной культуре и искусству. Именно в античности, в её архитектуре, скульптуре черпает Рафаэль свойственное его искусству чувство меры, которое проявляется во всём его творчестве. Рафаэль написал много религиозных картин, и его мадонны стали пленительным и недосягаемым образцом такого рода живописи. Рафаэль создал монументально-декоративные композиции, явившиеся предметом подражания для многих художников и архитекторов мира. Произведения, созданные Рафаэлем стали классическими в самом подлинном значении этого слова, то есть пользующимися всеобщим признанием. Рафаэль был не только непревзойдённым мастером идеально уравновешенной композиции: колорит его, яркий и блестящий и одновременно прозрачный и лёгкий, чудесно сочетается с его рисунком. Рафаэлю не были чужды зодчество и ваяние. После смерти Браманте он руководил строительством знаменитого римского собора святого Петра: планы его были одобрены, но он успел заложить только фундамент. Среди учеников Рафаэля был и ваятель – Лоренцо Лоренцетто. По эскизам и под руководством своего великого учителя он выполнил несколько скульптур, из которых до нас дошла только одна – «Мёртвый мальчик на дельфине». В ней воплощены в мраморе рафаэлевский идеал красоты, его ритм и гармония: нет ужаса смерти, кажется, будто ребёнок мирно заснул. Это единственное свидетельство скульптурного гения Рафаэля хранится в нашем Эрмитаже. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделённого божественным даром художника. Имя Рафаэля превратилось в нарицательное имя идеального художника. Таков был этот великий мастер Высокого Возрождения. Искусство Рафаэля связано с традициями и отношением итальянских художников Возрождения к античной культуре и искусству. Именно в античности, в её архитектуре, скульптуре черпает Рафаэль свойственное его искусству чувство меры, которое проявляется во всём его творчестве. Рафаэль написал много религиозных картин, и его мадонны стали пленительным и недосягаемым образцом такого рода живописи. Рафаэль создал монументально-декоративные композиции, явившиеся предметом подражания для многих художников и архитекторов мира. Произведения, созданные Рафаэлем стали классическими в самом подлинном значении этого слова, то есть пользующимися всеобщим признанием. Рафаэль был не только непревзойдённым мастером идеально уравновешенной композиции: колорит его, яркий и блестящий и одновременно прозрачный и лёгкий, чудесно сочетается с его рисунком. Рафаэлю не были чужды зодчество и ваяние. После смерти Браманте он руководил строительством знаменитого римского собора святого Петра: планы его были одобрены, но он успел заложить только фундамент. Среди учеников Рафаэля был и ваятель – Лоренцо Лоренцетто. По эскизам и под руководством своего великого учителя он выполнил несколько скульптур, из которых до нас дошла только одна – «Мёртвый мальчик на дельфине». В ней воплощены в мраморе рафаэлевский идеал красоты, его ритм и гармония: нет ужаса смерти, кажется, будто ребёнок мирно заснул. Это единственное свидетельство скульптурного гения Рафаэля хранится в нашем Эрмитаже. Само имя Рафаэля – Божественного Санцио – в дальнейшем стало олицетворением идеального, наделённого божественным даром художника. Имя Рафаэля превратилось в нарицательное имя идеального художника. Таков был этот великий мастер Высокого Возрождения.
18 Сикстинская Мадонна г. ) Сикстинская Мадонна г. ) Высшим достижением художественного гения Рафаэля явилась «Сикстинская Мадонна» (единственная картина, написанная на холсте, г.) Художник перепоручал все свои ватиканские работы ученикам, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви св. Сикста в далекой маленькой Пьченце большой запрестольный образ - свою самую знаменитую картину – «Сикстинскую Мадонну». Высшим достижением художественного гения Рафаэля явилась «Сикстинская Мадонна» (единственная картина, написанная на холсте, г.) Художник перепоручал все свои ватиканские работы ученикам, чтобы собственноручно написать для монастырской церкви св. Сикста в далекой маленькой Пьченце большой запрестольный образ - свою самую знаменитую картину – «Сикстинскую Мадонну». В истории её создания до сих пор многое окутано тайной. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости: на голове её не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Наоборот, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги её босы, и в сущности это простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу- владычицу небесную. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил её в углу. В истории её создания до сих пор многое окутано тайной. Некоторые искусствоведы считают, что его Мария почти лишилась ореола святости: на голове её не мерцает корона, за ней не держат парчовых тканей. Наоборот, на ней покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги её босы, и в сущности это простая женщина. Недаром многим бросалось в глаза, что и младенца она держит так, как обычно держат их крестьянки. Но эту босоногую женщину встречают, как царицу- владычицу небесную. Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил её в углу. Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного это божество, облеченное в человеческую форму. Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного Сына. Другие исследователи полагают, что в этой торжественной Мадонне, наоборот, нет ничего земного это божество, облеченное в человеческую форму. Окруженная сонмом ангелов, стоя на облаках, Мадонна представляет миру своего божественного Сына. В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках папского облачения, застыла в торжественном поклонении. В картине нет ни земли, ни неба, нет привычного пейзажа или архитектурной декорации в глубине. Все свободное пространство между фигурами заполнено облаками. Грузная старческая фигура святого Сикста, утопающая в тяжелых складках папского облачения, застыла в торжественном поклонении.
19 Сикстинская Мадонна С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. С другой стороны склонилась святая Варвара, и обе фигуры словно поддерживают Марию, образуя вокруг нее замкнутый круг. Рассказывают, что картину Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденовской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить Рассказывают, что картину Рафаэль писал в то время, когда сам переживал тяжелое горе. И потому всю свою печаль вложил в божественное лицо своей Мадонны. А в годы Второй мировой войны человечество навсегда могло навсегда могло бы потерять шедевр Рафаэля. Перед своим крахом гитлеровцы спрятали картины знаменитой Дрезденовской галереи в сырых известняковых шахтах и готовы были вообще взорвать и уничтожить бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи. «Сикстинская Мадонна» находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика – рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. В одно мгновение он мог вспыхнуть и… бесценные сокровища, лишь бы те не попали в руки русских. Но по приказу советского командования солдаты Первого Украинского фронта два месяца вели поиск величайших шедевров Галереи. «Сикстинская Мадонна» находилась в ящике, который был сделан из тонких, но прочных и хорошо обработанных планок. На дне ящика был укреплен толстый картон, а внутри ящика – рамка, обитая войлоком, на которой и покоилась картина. Но в дни войны ящик не мог служить надежной защитой. В одно мгновение он мог вспыхнуть и… Когда ящик открыли, перед людьми предстала, широко открыв глаза, женщина дивной красоты с божественным младенцем на руках. И советские солдаты и офицеры, несколько лет шагавшие тяжелыми дорогами войны, сняли перед ней фуражки и пилотки.
20 Афинская школа( г.) В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые. Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые. В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус).
21 Афинская школа Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания... Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора. Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса - Земли и неба - последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив - уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади - Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений. Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...
22 Афинская школа Словно нищий на ступенях храма одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно. Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель Единство философий в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей дело рук и мысли великого мастера Словно нищий на ступенях храма одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог - спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно. Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель Единство философий в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки. В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей дело рук и мысли великого мастера Единство философий в разнообразии
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.