Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВячеслав Корсак
1 как основа внедрения новых образовательных стандартов и новой системы оплаты труда учителя Галеева Н.Л. Занятие 1.
2 Необходимо обеспечить: универсальность и концептуальный характер получаемых знаний, изучения основных теорий, законов, принципов, понятий. возможность самостоятельного применения полученных знаний в новых ситуациях
3 между требованием российского общества к выполнению социального заказа в области повышения качества образования и реальной подготовкой к реализации этих требований педагогических и управленческих кадров между объективной потребностью в качественном повышении квалификации, формировании компетентности каждого субъекта образовательной деятельности и несовершенством подходов к обеспечению развития компетентности каждого субъекта школьной образовательной деятельности между существующей оценкой качества деятельности по соответствию должностным обязанностям и несовершенством этого подхода для выбора каждым учителем и завучем направления собственного профессионального развития, самосовершенствования и самореализации противоречия
4 В целях повышения качества образовательной деятельности школы требуется провести кардинальные изменения подходов к управлению качеством деятельности каждого члена педагогического коллектива: 1 1. Использовать компетентностный подход 2 2. Анализировать причины недостатков в работе каждого педагогического работника «снизу вверх», т.е. от ученика – к учителю, от учителя – к заместителю директора 3. Внести организационные и качественные изменения в обучение всех субъектов образовательного процесса
5 Компетентностный подход – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов [Лебедев О.Е.].
6 Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни уже в процессе обучения Над- и метапредметные знания, умения, навыки, обеспечивающие качество процессов саморазвития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения Компетентностный подход: В результате обучения –
7 Личные ресурсы учебного успеха Личные ресурсы Структура ресурса Виды развития и формирования Направленность личности Интересы, идеалы, мотивы, желания иерархия ценностей Воспитание Опыт Знания, умения, навыки, привычки Обучение Особенности психических процессов Воля, чувства, ощущения, эмоции, память, внимание, ведущий канал восприятия информации, доминирование полушарий Упражнения Биопсихические свойства Возрастные особенности, половые различия, темперамент Тренировка
8 Критериальное оценивание – требование и ресурс компетентностного подхода Применение в жизни коммуникация мышление знания КАЖДАЯ контрольная итоговая работа по тема КАЖДОГО предмета
9 КОМПЕТЕНЦИИ, НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ требования к квалификации от социума – что должен знать, уметь, чего должен хотеть профессионал КОМПЕТЕНТНОСТЬ, УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ качества человека-профессионала, степень соответствия его реальной квалификации заявленному набору компетенций
10 Компетентность – это владение, обладание соответствующей компетенцией, включающее личностное отношение к ней и предмету деятельности (Маркова А.К. Лернер И.Я., Краевский В.В. А.В.Хуторской и др.) (Маркова А.К. Лернер И.Я., Краевский В.В. А.В.Хуторской и др.)
11 Профессиональная компетенция как единство трех составляющих: - когнитивной (наличие системы педагогических и специальных предметных знаний) - операционально-технологической (владение образовательными технологиями, способами педагогического взаимодействия) - личностной составляющей (этические и социальные позиции и установки, качества личности педагога)
12 Из чего складывается компетентность:
14 Качество образовательного процесса Качестворезультатов Качество условий и ресурсов События:уроки,мероприятия,оснащение и обустройство и т.д. и т.д. Качество управления Качество ВШК, стиль управления, система поощрений и т.д. Качествоработыучителя
15 Что мотивирует педагогических работников, повышает эффективность и результативность их работы?
16 Теория мотивации Ф. Герцберга, последователя и разработчика «школы человеческих отношений» Элтона Мейо
17 Группа факторов, которая непосредственно влияет на удовлетворение физиологических потребностей человека гигиенические факторы уровень заработной платы, межличностные отношения в коллективе, политика администрации, степень непосредственного контроля за работой персонала, комфортабельность рабочих мест сотрудников не стимулируют персонал к хорошей работе
18 Мотивирующие факторы Удовлетворение потребностей в признании и уважении, эстетических и познавательных, в реализации своих возможностей и развитии собственной личности. успех деятельности работника, признание и одобрение результатов его труда, продвижение по службе, высокая степень ответственности, возможности для творческого и делового роста. оплата труда, если таковая зависит от результативности деятельности работника
19 Вывод: мотивирующие факторы работают на достижение целей школы. гигиенические факторы успешно воздействуют на удовлетворенность сотрудников своим трудом
20 1. Выделить критерии деятельности учителя 2. Для каждого критерия определить показатели 3. Показатели соотнести с системой ВШК, если отсутствуют – доработать ВШК !!!
21 Успех учителя необходимо оценивать, рассматривая три набора показателей: 1. Учебные достижения учеников (качество результатов) 2. Создание качественных условий и ресурсов для учебного успеха учеников (качество внешних ресурсов и условий, создаваемых учителем для учеников) 3. Реализация деятельности педагога в профессиональном социуме
22 1. Учебные достижения учеников (качество результатов)
23 Учащиеся, успевающие на «4» и «5» Доля учащихся, успевающих на «4» и «5» Мониторинг результатов ЗУВР, пред. МО Учащиеся, получившие статус победителей олимпиад, конкурсов, смотров Доля учащихся, получивших статус победителей в соревнованиях разного уровня Мониторинг результативности образовательного процесса ЗУВР, пред. МО Учащиеся, повысившие уровень обученности за анализируемый период Степень обученности учащихся (СОУ) Пересчет данных мониторинга обученности без сбора дополнительных данных ЗУВР, пред. МО
24 Учащиеся, повысившие общий уровень обучаемости и/или отдельных параметров общей обучаемости (кроме обученности) Рост внутренних ресурсов учебного успеха ученика Мониторинг уровня развития общеучебных умений, мотивации, мыслительных 0УН (по специальным контрольно- методическим срезам, анкетированию, опросам психологов, социологов) ЗУВР, Пред.МО, психологи, социологи
25 Достижения ученика в развитии личности Активность и успешность учащихся во внеклассной и внешкольной учебной и социально- значимой деятельности Мониторинг воспитанности и социализиро- важности учащихся Кл. рук., ВШК - зам. дир. по ВР
26 2. Создание качественных условий и ресурсов для учебного успеха учеников (качество внешних ресурсов и условий, создаваемых учителем для учеников)
29 «Ключевые профессиональные компетенции» (Совет Европы) Соответствующие компетенции в нашей совокупности компетенций 1. Коммуникативная компетенция – способность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т.д.; 1, 2, 3, 4, 5 2. Информационная к. – навыки поиска, отбора, предъявления информации, решения профессиональных задач с помощью компьютера… 1, 2, 3, 4, 5 3. Предпринимательская – способность улавливать сигналы рынка, овладевать навыками экономического и правового анализа профессионально – трудовых ситуаций, умением бизнес-планирования… 2, 4, 5 4. Способность к эффективному поведению на рынке труда – навыки проектирования профессиональной карьеры, трудоустройства, адаптации на рабочем месте… 2, 3, 4, 5 5. Способность к самоуправлению – умение ставить и реализовать жизненные цели, организационно – управленческий потенциал, способность эффективно использовать собственные ресурсы и ресурсы других, рефлексивные умения… 5, 2, 3, 4
30 Анализ курсов «Педагогического университета «Первое сентября»» 2006/ /2009 Предметно-методологическая компетенция 5577 Психолого-педагогическая компетенция 422 Компетенция в области валеологии образовательного процесса 112 Коммуникативная компетенция 817 Компетенция в области управления системой «учитель-ученик»: трансляцией собственного опыта исследовательской деятельностью ростом компетентности 036
32 Позиционно-ценностная составляющая ВАЛ Операционально- технологическая составляющая Когнитивная составляющая ПР-М УПР П-П КОМ ИССЛ ИН-Т МАРК АКМ
33 Предметно-методологическая компетентность может быть измерена так: Реализация учителем требований Стандартов ВШК обученности Учитель владеет разнообразными современными методиками и технологиями преподавания предмета, в том числе с ИКТ ВШК уроков Учитель целенаправленно выбирает и/или конструирует методики преподавания от особенностей контингента детей ВШК уроков, планы уроков Учитель обеспечивает образовательный процесс ресурсами, социализирующими и развивающими каждого ученика средствами учебного предмета ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель успешно реализует разнообразные формы и виды предметной внеурочной деятельности, в том числе, проектной, экскурсионной, предметные декады и т.д. ВШК воспит. работы Учитель создает и/или реализует предметные профильные элективные курсы ВШК уроков
34 Психолого-педагогическая компетентность может быть измерена так: Учитель владеет системой знаний об уровне развития личных внутренних ресурсов успеха своих учеников, использует эти знания при обсуждении успехов и неудач учеников ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель владеет способами педагогического анализа уровня развития внутренних ресурсов учебного успеха учеников ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель успешно реализует навык выбора или конструирования заданий, целенаправленно развивающих конкретные внутренние ресурсы учащихся (память, внимание, модальность, мотивацию, и т.д.) ВШК уроков, собеседования по результатам Учитель успешно реализует индивидуализированные программы развития учащихся на основе психолого- педагогического анализа ВШК уроков, собеседования по результатам
35 Валеологическая компетентность может быть измерена так: Учитель реализует требования здоровьесбережения в организации урока (содержание, структура) ВШК уроков Учитель реализует требования здоровьесбережения в оснащении и оборудовании (сан-гиг. условия, правила работы в лаборатории, с компьютером и т.д.) ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель реализует знания о здоровье своих учащихся в реальном учебном процессе (данные о детях от врача, психолога, о детях с ОВЗ) ВШК уроков, ВШК внеурочной деятельности, наблюдения
36 Коммуникативная компетентность может быть измерена так: В общении с учащимися учитель использует понимающий и директивно-понимающий стиль общения, выстраивая его на договорных основах. Наблюдения, микроисследования, ВШК уроков На уроках учитель реализует все формы общения – диалог, полилог, консалтинг, обучает этим формам учащихся. ВШК уроков Учитель успешно реализует социальную роль посредника в ситуациях конфликта в детском коллективе Наблюдения, анкетирование, ВШК ВР Учитель владеет разнообразными приемами педагогического общения, приемами поощрения и порицания, добивается педагогически значимого результата, используя общение без насилия Наблюдения, ВШК ВР Учитель работает в команде, выполняя различные роли – лидера и исполнителя, профессиональное общение с коллегами выстраивает на основе толерантности и конструктивности Анализ качества методической системы Общение с родителями учитель выстраивает конструктивно на основе законодательных актов. ВШК качества управления
37 Управленческая компетентность может быть измерена так: Учитель успешно выделяет и анализирует цели и результаты каждого урока, темы, курса, корректируя их при необходимости от задач школы и особенностей контингента учащихся ВШК уроков, собеседование по результатам Учитель умеет проанализировать качество организационных условий и ресурсов урока, темы, курса и корректировать это качество по результатам анализа ВШК уроков, ВШК кабинетов Учитель управляет организацией учебной деятельности учеников «от результатов» - предъявляет учащимся обязательные результаты обучения, обучает учащихся планированию учебной деятельности ВШК уроков Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от целей, ресурсов и режима обучения ВШК уроков Учитель свободно структурирует содержание учебного материала в зависимости от особенностей контингента ВШК уроков
38 3. Реализация деятельности педагога в профессиональном социуме
39 3. Деятельность учителя по обеспечению высокого уровня качества образовательной среды в профессиональном социуме 1. Участие в реализации образователь- ной программы и программы развития школы Активное участие в работе школьной методической системы. Разработка, апробация, трансляция образовательных продуктов (программ, учебников, технологий), принятых и одобренных профессиональным социумом Анализ работы МО Аналитические материалы НМС школы. Внешняя экспертиза ОМЦ, МИОО, Центра качества Замдиректора по НМР, замдиректора по УВР, председатель МО
40 3. Деятельность учителя по обеспечению высокого уровня качества образовательной среды в профессиональном социуме 2. «Горизонтальная карьера» учителя Благополучное прохождение аттестации Успешное обучение на курсах повышения квалификации Экспертные заключения Дипломы, свидетельст-ва ЗНМР, ЗУВР 3. Участие в реализации образовательной программы округа, города, России Участие и победы в профессиональных конкурсах Дипломы, свидетельства ЗНМР, ЗУВР
41 Я учу математике 7 Б Я учу математике Петю и Машу в 7 Б Я вместе с Петей, и Машей из 7 Б средствами математики познаю мир и учусь управлять миром и самим собой Учитель – «предметник» Учитель- «наставник» Учитель- партнер
42 1. Чем больше человек знает, тем правильнее он будет поступать. 1. Правильные поступки (успех) человека зависят не столько от объема знаний, сколько от их качества, но, главное, от его умения пользоваться этими знаниями как инструментами при решении проблем.
43 2. Учитель учит ученика. 2. Ученик учится сам, учитель создает для этого условия. Доля субъектности ученика растет от первого до выпускного класса, в идеале достигая 100%.
45 З. Педагогика – самодостаточная наука. 3. Система педагогического знания включает данные широкого спектра наук: этнопсихологии, теории управления, психофизиология и т.д. Любая наука, изучающая человека, имеет педагогическую составляющую.
47 Симпозиум в Берне (27-30 марта 1996 г.) по программе Совета Европы о реформах образования Советом Европы приняты определения пяти ключевых компетенций, которыми «…должны быть оснащены молодые европейцы»: которыми «…должны быть оснащены молодые европейцы»: 1. Политические и социальные компетенции 1. Политические и социальные компетенции, такие как : способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов.
48 2.Компетенции, связанные с жизнью 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как: принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий. 3.Компетенции, относящиеся к владению (mastery) 3. Компетенции, относящиеся к владению (mastery) устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность владение более чем одним языком приобретает владение более чем одним языком.
49 5. Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни. 4 Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой.
50 Основные положения компетентностного подхода – компетентность. в образовании, узловое понятие которого – компетентность. «…это понятие шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знанияумениянавыки. сумме знанияумениянавыки. Это понятие несколько иного смыслового ряда). Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально – технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую». этическую, социальную и поведенческую». Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001 стр 14.
51 самостоятельной познавательной деятельности -компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных; гражданско-общественной деятельности -компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); социально-трудовой деятельности -компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации); бытовой сфере -компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); культурно-досуговой деятельностикомпетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность). Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001, стр. 15.
52 1. Политические и социальные компетенции 2. Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе в многокультурном обществе. 3.Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией 3. Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, 4. Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества информатизации общества. 5. Способность учиться 5. Способность учиться на протяжении жизни на протяжении жизни 1. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности деятельности 2. Компетентность в сферегражданско-общественнойдеятельности 3. Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности 4. Компетентность бытовой сфере в бытовой сфере 5. Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности
53 Три группы профессиональных компетенций - Ключевые компетенции, являющиеся общими для современных специалистов разных профилей - Общепрофессиональные (педагогические) компетенции, базовые для всех специалистов педагогического профиля. - Предметные (специальные) компетенции обусловлены предметной областью деятельности педагога
54 компетентности, к самому себе относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности; компетентности, к взаимодействию относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми; компетентности, к деятельности человека относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. Зимняя И.А.
56 Система компетенций учителя (Галеева Н.Л., ГЭП ЮАО)
57 Завучи о компетентности учителей своих школ ( 2007 год, 154 респондента ( 2007 год, 154 респондента)
58 «…Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением – значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей. Жаль, что в зале нет специалистов в области управления…». Из речи В.В.Давыдова на конференции международной ассоциации Развивающего обучения.
59 Позиционно-ценностная составляющая ВАЛ Операционально- технологическая составляющая Когнитивная составляющая ПР-М УПР П-П КОМ ИССЛ ИН-Т МАРК АКМ
60 «Достижения и ресурсы реализации компетентностного подхода в образовательном пространстве Южного округа г. Москвы»
61 Позициианализа Сроки анализа К сентябрю 2007 Количество медалистов Количество победителей конкурсов окружного городского, российского, международного уровней Процент неуспевающих 1,6%0,8%0,04% Динамика достижений учащихся.
62 Динамика достижений учителей Позиции анализа Сроки анализа К сент.2007 Процент учителей, имеющих высшую и первую категорию 17%48,4%52,2% Количество победителей конкурсов окружного городского, российского, международного уровней 136 чел.182 чел.275 чел.
63 Динамика изменения уровня компетентности учителей школ Южного округа (левый столбик – данные 2004 года, 147 учителей, правый столбик – данные 2007 года, 145 учителей)
65 Чем компетентностный подход отличается от традиционного, ЗУНовского? ЗУНовскийподход: В результате обучения – Знания, умения, навыки по предмету Компетентностный подход: В результате обучения – по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни 1. Знания, умения, навыки по предмету, соотнесенные с практикой реальной жизни Знания, умения, навыки над- и метапредметные, обеспечивающие качество процессов саморазвития, самопознания и самообучения на всю жизнь. 3. Отношение к приобретенным знаниям и к самому процессу их приобретения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.