Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЭлеонора Кармазина
1 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Асмолов А.Г. – руководитель группы
2 1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий
3 Необходимость пересмотра целей образования Процессы глобализации, информатизации, ускорения внедрения новых научных открытий, быстрого обновления знаний и профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.
4 Основные требования общества к образовательной системе: формирование культурной идентичности учащихся как граждан России; сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы; обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях; достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России; формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
5 Цели образования Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться»
6 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
7 Теоретико-методологическая основа Программы развития УУД Системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов), интегрирующий достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностей и ЗУНовской парадигм образования.
8 2. Общая характеристика универсальных учебных действий и способы их формирования в образовательном процессе
9 Универсальные учебные действия - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; - совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
10 Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин. УУД определяют эффективность образовательного процесса - усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.
11 3. ВИДЫ универсальных учебных действий
12 ВИДЫ УУД 1. Личностные 2. Регулятивные, включая действия саморегуляции 3. Познавательные, включая общеучебные и логические 4. Знаково-символические 5. Коммуникативные
13 ЛИЧНОСТНЫЕ УУД Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
14 Личностные УУД действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.
15 Регулятивные действия целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
16 Регулятивные действия контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
17 Познавательные УУД. Общеучебные УУД самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой инфор-мации; применение методов информацион-ного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
18 Общеучебные УУД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).
19 Познавательные УУД. Логические УД выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов; синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; подведение под понятия, распознавание объектов; установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; выявление родо-видовых и ситуативно существенных признаков; выдвижение гипотез и их доказательство.
20 Знаково-символические УУД Знаково-символические универсальные действия обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; выделения существенного; отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.
21 Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
22 4. Критерии и способы оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся
23 Критерии оценки сформированности УУД соответствие возрастно- психологическим нормативным требованиям; соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
24 Свойства УУД Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия; полноту (развернутость); разумность; сознательность (осознанность); обобщенность; критичность и освоенность.
25 Уровень (форма) действия Уровень действия может выступать в трех основных формах действия: в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия; действие в словесной, или речевой, форме; действие в уме умственная форма действия.
26 Полнота действия определяется полнотой операций и характеризует действие как развернутое (в начале становления) и сокращенное (на завершающих этапах своего развития. Разумность действия характеризует ориентацию учащегося на существенные для выполнения действия условия, степень дифференциации существенных, необходимых для достижения цели условий, и несущественных условий.
27 Сознательность (осознанность) – возможность отражения в речи, т.е. в системе социальных значений, содержания действия, последовательности его операций, значимых для выполнения условий и достигнутого результата. Обобщенность характеризует возможности переноса учащимся действия (способа решения задачи) в различные предметные сферы и ситуации. Широта переноса характеризует меру обобщенности действия.
28 Критичность действия определяет меру осознания действия в его функционально-структурной и содержательной и характеристиках и рефлексии выбора оснований выполнения действия. Освоенность действия характеризует его временные характеристики и легкость перехода от одной формы действия к другой.
29 5.Условия, обеспечивающие развитие универсальных учебных действий в образовательном процессе
30 Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно- личностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.
31 От стихийности – к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий
32 Общие рекомендации по развитию УУД 1. Определить цели формирования универсальных учебных действий через описание их функций в образовательном процессе, содержания и требуемых свойств в соотнесении с возрастно- психологическими особенностями учащихся. 2. Составить ориентировочную основу каждого из УУД, обеспечивающую его успешное выполнение и организовать ориентировку учащихся в его выполнении.
33 3. Организовать поэтапную отработку универсальных учебных действий, обеспечивающую переход: - от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия, - от сорегуляции и совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
34 4. Определить связи каждого универсального учебного действия с предметной дисциплиной. Выделить учебные предметы, создающие зону ближайшего развития для УУД. Определить конкретную форму УУД применительно к предметной дисциплине. Определить желаемые свойства действия. Разработать систему задач, включающих предметно-специальные, общелогические и психологические типы (П.Я.Гальперин), решение которых обеспечит формирование заданных свойств универсальных учебных действий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.