Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемПавел Батурин
1 Д.И.Менделеев в воспоминаниях современников
2 К.А.Тимирязев «…Д.И.Менделеев в начале 60-х годов он был по преимуществу органик; его превосходный по ясности и простоте изложения учебник, «Органическая химия», не имел себе подобного в европейской литературе, и кто знает, насколько именно эта книга способствовала тому, что в этом, главным образом, направлении двинулось вперед ближайшее поколение молодых русских химиков… По предложению и плану Д.И.Менделеева Вольным экономическим обществом была организована система Опытных полей – несомненно, первая когда- либо осуществленная в России».
3 Б.Браунер «…О многосторонности научных интересов Менделеева свидетельствует то, что кроме химии и физики он занимался следующими предметами: астрономией, метрологией (наука об измерениях и весах), геологией (о происхождении нефти), воздухоплаванием, кораблестроением, нефтяной, химической и железной промышленностью, сельским хозяйством и его отраслями, горным делом, металлургией, статистикой и организацией отраслевых училищ. Он изобрел русский бездымный порох. Менделеев был скромный и простой человек, являя собой образец истинно великого человека. Кто хоть раз его видел, тот навсегда сохранит глубокое впечатление, произведенное на него этой могучей личностью».
4 Н.С.Курнаков «…Это один из самых великих, выдающихся ученых людей, которых я встретил на своем веку. Личность в высшей степени замечательная и как профессор, и как лектор, и как ученый- общественник. Он не был оратором в обычном смысле этого слова, но никто не производил на своих слушателей глубиной своих мыслей такого впечатления, как Менделеев. Его лекции всегда привлекали большое количество слушателей. В лекциях Менделеев захватывал не только вопросы химии, но и все вопросы естествознания и умел их обобщить. Глубина мысли, образные определения – вот что было особенностью лекций Менделеева».
5 Менделеев - педагог Почти 40 лет жизни он отдал народному образованию. Дмитрий Иванович преподавал в гимназии, Петербургском институте, Корпусе инженеров путей сообщения, Военно-инженерской академии, в Кадетском корпусе, на Высших бестужевских женских курсах. Менделеев прочел лекционные курсы по основам химии: аналитической, органической, технической, агрономической химии. Лекции его, не отличаясь внешним видом, блеском, были всегда глубоко содержательны и увлекательны.
6 Дмитрий Иванович постоянно проводил мысль, что школа – громадная сила, определяющая судьбу народов и государств, считал, что без расширения народного просвещения невозможно и само развитие России. Менделеев мечтал о том времени, когда в каждой деревне будет начальная школа, в каждом селе – младшие классы средней школы, в каждом городе – средняя школа и в каждом губернском городе – высшее учебное заведение. Еще в 1871 году Д.И. Менделеев писал, что учебные заведения могут приносить наибольшую пользу только при условии непрерывности обучения: «Под этим я подразумеваю возможность для талантливых учеников низших училищ беспрепятственного перехода в высшие заведения. Пока устройства всей системы училищ не подчинено этому условию, нет никакого ручательства неполной удовлетворительности состава высших школ, не в усилии ученых сил страны, потому что таланту закрывается или затрудняется дорога».
7 Менделеев считал, что образование должно быть доступным для всех сословий. Особое значение он придавал подготовке учителей и профессоров. И сам Дмитрий Иванович был активным воспитателем научной смены. Все русские химики до конца 19-го века и начала 20-го века учились по его «Основам химии». Д.И. Менделеев, высоко оценивая труд учителя, предъявлял к нему самые серьезные требования. Он считал, что кандидату на должность учителя необходимо иметь основательные знания по методике преподавания химии, предлагал учредить в каждом университете кафедру педагогики «Истинное дело учителя – писал Д.И. Менделеев, - делается исключительно нервами … одними сухими рассуждениями – даже при полной добросовестности – ничего не поделаешь в обучении, доброго слова не оставишь, нужна работа нервов…» Менделеев называл учителей светильниками и просветителями, настаивал, и любовь к делу могут формировать истинного наставника юношества.
8 Особенно подчеркивал Дмитрий Иванович воспитательную роль учителя, полагая, что он должен знать каждого ученика, его способности, наклонности и характер, чтобы всесторонне развить имеющиеся задатки. В личной жизни учитель должен быть примером для учащихся. Доверие к учителю составляет основу всякого образования.
9 Д.И.Менделеев был истинным патриотом своей страны, который гордился ею. Плоды трудов ученого, по его словам, составили «три службы Родине»: 1-я служба – это научные труды 2-я служба – это преподавательство 3-я служба – это деятельность для пользы русской промышленности, сельского хозяйства.
10 Владимир Орлов в книге об Александре Блоке («Гамаюн», М., 1980) так характеризует Д.И.Менделеева : «Химия и физика, гидродинамика и технология, разведка нефти и угля, бездымный порох и маслобойное дело, мука, крахмал, вазелин и винокурение, производство стекла и техника земледелия, освоение пути через Северный полюс и полёт в одиночку на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения, таможенный тариф и разоблачение спиритизма, реформа фабрично-заводской промышленности и народного просвещения, великолепное презрение к чинам, званиям и наградам, равное обращение и с министром, и с мужиком, мгновенная вспыльчивость и быстрая отходчивость, увлечение русской живописью и бульварными романами с кражами и убийствами, шахматы, неизменная толстейшая папироса собственной закрутки и столь же неизменный крепчайший чай свежей заварки - это всё Менделеев».
11 Академик Ю. А. Овчинников (вице-президент АН СССР) в заключение своего доклада о жизни и деятельности Д. И. Менделеева на юбилейном Менделеевском съезде (1984 год) сказал: Имя Д. И. Менделеева бессмертно. Личность его легендарна, а подвиг научный благодарное человечество не забудет никогда. Жизнь великого человека всегда достойна подражания... И пусть будет для нас примером, пусть вдохновляет нас во всех делах на благо родины и народа, во имя прогресса и мира на земле величественная фигура гениального учёного, творца главного закона современной химии, славного сына и гражданина земли русской, нашего соотечественника Дмитрия Ивановича Менделеева
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.