Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАндрей Тростенский
1 Взаимодействие индивида и малой группы. Карпачева Ирина 30 группа Москва 2014 г.
2 Основные феномены взаимодействия. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижается: чувствительность, объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей; повышается: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти.
5 Эффект социальной фасилитации и ингибиции Эффект (феномен) социальной фасилитации это эффект усиления активности деятельности в присутствии других. Другими словами, человек выполняет простые задания (легкие примеры на умножение, вычеркивание в тексте определенных букв, наматывание лески на катушку и другие простые задания на моторику), если знает, что за ним наблюдают. Одновременно с этим выполнение сложных заданий в присутствии других людей, наоборот, влечет снижение скорости и качества работы. Фасилитатор - тот, чье присутствие дает облегчение, кто естественным образом способствует повышению показателей в производимой человеком (или группе) деятельности. Эффект (феномен) социальной ингибиции это феномен, противоположный социальной фасилитации. То есть это ухудшение скорости и качества выполняемых действий под влиянием присутствия посторонних наблюдателей.
6 История открытия эффектов фасилитации и ингибиции Впервые факт социальной фасилитации был научно зафиксирован в исследовании Нормана Триплетта который измерял, насколько велосипедисты увеличивают скорость в присутствии других велосипедистов. Норман Триплетт ( )
7 Исследования продолжились в 1965 Робертом Зайонцом, сформулировавшим теорию активации. Именно он первым высказал предположение, что эффект социальной фасилитации проявляется в случае выполнения простых механических действий (привычных или усвоенных), а обратный ему эффект ингибиции в интеллектуально более сложных ситуациях. Роберт Зайонц ( )
8 Причины проявления эффекта социальной фасилитации и ингибиции Психолог Дэвид Майерс выделяет 3 причины того, что присутствие других вызывает у людей возбуждение. 1. Боязнь оценки Наши доминирующее реакции проявляются сильнее, если мы думаем или точно знаем, что присутствующие нас оценивают. Поэтому: человек склонен работать лучше, если его коллеги или соисполнители какого-либо задания обладают немного большей компетентностью или навыком; уровень возбуждения склонен падать, когда в группу авторитетных людей вливаются те, чье мнение нам безразлично; наибольшее влияние чувствуют на себе те, кто переживает по поводу мнений и оценок наблюдателей; наибольшее проявление эффекта социальной фасилитации (ингибиции) происходит, когда присутствующие нам не знакомы и мы не успеваем следить за ними. 2. Отвлечение внимания Когда мы начинаем задумываться над тем, как выполняют работу наши коллеги или как реагирует аудитория, наше внимание рассеивается, а возбуждение растет.
9 3. Факт присутствия наблюдателя Экспериментально доказано, что не только боязнь оценки или рассеивание внимания могут вызвать нарастание возбуждения. На это способен и сам факт присутствия наблюдателя. Кроме того, можно выделить и другие факторы социальной фасилитации. 4. Принадлежность аудитории (наблюдателей) к тому или иному полу Люди обычно больше испытывают на себе действие фасилитации или ингибиции, если аудитория состоит из представителей противоположного им пола. Так, мужчина будет делать больше ошибок в сложном задании в присутствии женщин, и наоборот, выполнит легкое задание весьма быстро при тех же присутствующих. 5. Настроение В определенных обстоятельствах хорошее настроение способно усилить действие феномена фасилитации, а плохое ингибиции.
10 Пути преодоления эффекта социальной фасилитации (ингибиции) 1. Установление разумных рамок контроля, в том числе и визуального. Если установить их слишком общими и контролировать лишь по конечному результату, не будет проявления феномена фасилитации, а если чрезмерно жесткие и осуществлять постоянный контроль, то проявится феномен ингибиции. 2. Для простой и автоматизированной деятельности осуществлять постоянный контроль, а для сложной и интеллектуальной лишь общий.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.