Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемwww.dvsi.ru
1 Правотворческая деятельность на муниципальном уровне: основные понятия, правовые основы, предмет и специфика правотворческой деятельности на муниципальном уровне, субъекты и участники правотворческого процесса, оценка результативности
2 Структура презентации основные понятия, правовые основы, предмет правотворческой деятельности на муниципальном уровне, условия правотворческой деятельности на муниципальном уровне, субъекты и участники правотворческого процесса, оценка результативности правотворческой деятельности, проблемы в правотворческой деятельности на муниципальном уровне
3 Основные понятия Правотворчество Деятельность Правотворческая деятельность
4 Правотворчество правотворчество (право и творчество) право - система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право), либо вытекающих из самой природы, человеческого разума, императив, стоящий над государством и законом (естественное право).позитивное правоестественное право Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее ПРАВОТВОРЧЕСТВО форма активности государства (и местного самоуправления), направленная на создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм, регулирующих сложившиеся в обществе разнообразные отношения.
5 Деятельность Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование. Любая деятельность включает в себя цель, средство, результат, сам процесс деятельности.
6 Правотворческая деятельность форма интеллектуальной деятельности, направленная на целесообразное изменение и преобразование общественных отношений через создание и совершенствование единой, внутренне согласованной и непротиворечивой системы норм (социальная инженерия) как любая деятельность, правотворческая деятельность включает в себя цель – реализация компетенции – решение вопросов местного значения средство - правовые акты результат - регулирование общественных отношений сам процесс деятельности – правотворческий процесс
7 Правовые основы правотворческой деятельности на муниципальном уровне Конституция РФ ФЗ131 закон субъекта РФ по системе правовых актов Нормативный правовой акт муниципального образования
8 Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (ФЗ131) Статья 2. Основные термины и понятия Статья 4. Правовая основа местного самоуправления Статья 7. Муниципальные правовые акты Глава 7. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ Статья 43. Система муниципальных правовых актов Статья Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов Статья 44. Устав муниципального образования Статья 45. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан Статья 46. Подготовка муниципальных правовых актов Статья 47. Вступление в силу муниципальных правовых актов Статья 48. Отмена муниципальных правовых актов и приостановление их действия
9 Предмет правотворчества на муниципальном уровне правоотношения, возникающие при решении вопросов местного значения
10 Специфика муниципального нормотворчества делегированное правотворчество (право принятия общеобязательных правил делегируется государством и опирается на принудительную силу государства) входит в систему подзаконных актов подведомственно прокурорскому надзору предусматривает широкое участие населения в правотворческом процессе
11 Субъекты правотворчества создают НОРМЫ ПРАВА (правовые нормы) принимают нормативно правовые акты Население – решение референдума Представительный орган – решение представительного органа
12 Понятие нормы права НОРМЫ ПРАВА - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. правила
13 Признаки нормы права 1) нормативность, т.е. норма права рассчитана на неоднократное действие (реализацию или применение); 2) абстрактность, т.е. распространяется на персонально неопределенный круг лиц; 3) общий характер, т.е. норма права направлена на регулирование не единичного случая или отношения, а определенный вид общественных отношений; 4) обязательный характер, т.е. одинаковая обязательность ее для всех тех, кто находится или может находиться в пределах ее действия.
14 Понятия «нормативный правовой акт» Определение Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (постановление от /07) Нормативный правовой акт - официальный документ, принятый в определенной законом форме с опубликованием в надлежащем источнике, который устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно- организационном воздействии.
15 Понятия «нормативный правовой акт» Постановление Пленума Верховного Суда РФ от (в ред. от ) Нормативный правовой акт - изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
16 Субъекты и участники правотворческой деятельности Субъекты: Население Представительный орган Участники правотворческой деятельности: Субъекты правотворческой инициативы Участники проектирования НПА (разработка, экспертиза) Участники обсуждения НПА
17 Субъекты правотворческой инициативы Определяются Уставом В обязательном порядке (ст. 46): Население (группа граждан) Органы ТОС Депутат/группа депутатов Глава МО Выборными органами МСУ Главой администрации Дополнительно (если установлено Уставом): Общественные формирования (общественные советы, палаты, политические партии, общественные движения, союзы и пр.) Иные лица
18 Участники правотворческой деятельности (проектирование, обсуждение) Органы и специалисты органов местного самоуправления Прокуратура Заинтересованные организации и граждане Привлекаемые экспертные организации и отдельные специалисты Общественные формирования (Советы, палаты, комитеты и пр.) Общественные организации, осуществляющие общественный контроль (правозащитные, экологические, отраслевые саморегулируемые организации) СМИ
19 Правотворческая деятельность Цель правотворческой деятельности: Создать правовое обеспечение для осуществления местного самоуправления Продукт правотворческой деятельности - сформированная система муниципальных правовых актов (СМПА) Результативность (достижение цели) Позволяет ли сформированная СМПА эффективно решать ВМЗ и осуществлять взаимодействие всех участников местного самоуправления?
20 Критерии оценки качества сформированной СМПА: Легитимность элементов системы (отдельных актов и их частей): а) принято правомочным органом б) в рамках установленной компетенции в) не противоречит законодательству адекватность – соответствие конкретным условиям данного муниципального образования (интересам населения, местным традициям, культуре и морали сообщества, имеющимся ресурсам и др.); полнота - урегулированность всех необходимых правоотношений на достаточном уровне; гармоничность - непротиворечивость и отсутствие коллизий результативность
21 Критерии оценки качества сформированной СМПА: результативность: упорядочены отношения по решению вопросов местного значения; конфликты урегулированы; вопросы жизнеобеспечения решаются системно (без срывов, «чрезвычайщины», без «ручного управления»), население удовлетворено количеством и качеством предоставляемых бюджетных услуг, показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления улучшаются.
22 Проблемы правотворческой деятельности на муниципальном уровне Не сформирована система МПА Низкое качество действующих правовых актов Не организован правотворческий процесс (отсутствует этап проектирования) Закрытость правотворческой деятельности Некритическое заимствование НПА (отдельных норм) Наличие коллизий в законодательстве Невысокое качество экспертизы в государственных органах Недостаточен уровень подготовки участников правотворческой деятельности
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.