Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛюдмила Лаврентьева
1 Как важно главное найти… Написание сжатого изложения Подготовка к ГИА. 9 класс.
2 Уважаемые коллеги! На данный момент ( уч. год ) данная презентация, на первый взгляд, устарела, т.к. предлагаются и др. приёмы компрессии (сжатия) текста. Считаю, что формирование ЗУНов учащихся по сжатию исходного текста должно быть поэтапным, поэтому предлагаемые приёмы будут «первыми шагами», а в дальнейшей работе нужно использовать более сложные варианты. Этот материал подходит для учащихся 8-ых классов, а по программе Львовой С.И. можно предлагать детям и раньше.
3 Пояснительная записка Одной из главных особенностей современной действительности является высшая степень информативности. Для усвоения информации, её осознания, передачи часто прибегают к сжатию.
4 Что же представляет собой сжатый текст? Это сообщение, распространённое путём сокращения (компрессии) полного текста. Сегодня работа над сжатием текста особенно актуальна для 9- пятиклассников в связи с новой формой экзаменационной работы – ГИА. Однако без навыков сжатия информации становится затруднительным удачно сдать и ЕГЭ, написать сочинение, подготовиться к защите реферата по литературе.
5 Сжатое изложение считается наиболее трудным видом работы по развитию речи: в процессе написания текста необходимо осуществить сжатие услышанной информации, создать текст, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.
6 Ещё И.И. Срезневский в 1861 г. выделял сокращённый пересказ среди других видов упражнений, который «важен для приучения отличать более важное от менее важного и неважного». Чтобы сжато изложить текст, надо понять замысел автора и содержание текста.
7 Сжатое изложение требует «прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное». Подготовка к СИ способствует выработке лаконичной, содержательной речи, развивает мышление.
8 При работе с текстом для сжатого изложения формируются такие коммуникативно-речевые умения: умение отобрать основное содержание текста; умение выделить в нём главное; умение найти факты, которые можно обобщить; умение грамотно, логично, лаконично излагать свои мысли; умение уместно использовать языковые средства обобщённости содержания.
9 Известны 3 способа компрессии текста: УДАЛЕНИЕ - исключение подробностей, деталей. ОБЪЕДИНЕНИЕ – обобщение конкретных, единичных явлений. ЗАМЕНА – сочетание исключения и обобщения.
10 Образец сжатия текста Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он можети должен представить себя за компьютером. Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он может и должен представить себя за компьютером. Это - УДАЛЕНИЕ
11 В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских также писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. Иностранные газеты назвали выступления русских откровением нового искусства. Это - ЗАМЕНА ( СОЧЕТАНИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ)
12 Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам Оскар Второй, шведский король. Каково было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная дворцовая карета. Оскар, шведский король, прислал за балериной Анной Павловой роскошную карету. Это - ОБЪЕДИНЕНИЕ.
13 Требования к сжатому изложению: наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщённой передачи содержания
14 ?! Как избежать распространённых ошибок – подмены сжатия конспектированием или отрывочным пересказом?
15 !!! Чтобы этого избежать, необходимо научиться понимать текст, разграничивать главную информацию от второстепенной
16 Вопросы и задания, способствующие вычленению главной информации Прочитайте предложения (текст) и подчеркните в них главную информацию. Какие предложения, перестроив, можно соединить? Объясните деление текста на абзацы. Сформулируйте микротему каждого из них
17 Замените ряд однородных членов обобщающим наименованием. Упростите выражение, заменив его синонимом Запишите предложение(я), употребив нейтральные синонимы, исключив детали. Определите и запишите основную проблему текста. Сравните 2 текста (один – пробный, другой – сжатый вариант). Сравните основную информацию текстов. Различается ли она?
18 Используемая литература Цыбулько И.П., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьёва Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-ых классов в новой форме. Русский язык /ФИПИ. – М.: «Интеллект-центр», 2011.
19 Автор презентации Екимова Клавдия Ивановна – учитель русского языка и литературы, МОУ Новочарская СОШ 2, Забайкальский край. Спасибо за внимание !
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.