Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛариса Перелешина
1 Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение потребителя при изменении цен и дохода. Кривые «доход-потребление» и «цена- потребление».
2 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя.
3 Кардинализм Количественный подход к анализу полезности и спроса Основан на возможности измерения полезности блага в гипотетических единицах - «ютилах» (utility - полезность) Основан на исключительно индивидуальной субъективной оценке полезности блага отдельным потребителем
4 Функция общей полезности набора благ: TU = f (Qa,Qb…Qz) Рассмотрим, как изменяется общая полезность благ при изменении потребления одного блага А и при фиксированном потреблении всех других благ B, C … Z C учетом изменения предельной полезности - прироста общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления блага А на 1 единицу (математически - это частная производная общей полезности)
5 TU Qa K L M MU Qa TU MUa Принцип убывающей предельной полезности блага (в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом) называют первым законом Госсена Графики общей и предельной полезности
6 Общий вывод Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-либо блага (при неизменном объеме потребления всех остальных благ) общая полезность TU товарного набора возрастает, но возрастает все более медленно Два замечания: Функция общей полезности может иметь максимум, после которого она сама становится убывающей, а предельная полезность становится не просто убывающей, а отрицательной Иногда предельная полезность вначале растет и лишь потом начинает убывать
7 Оптимум потребителя в кардиналистской модели Как потребитель должен распределить свой доход между различными товарами для получения максимального удовлетворения? Для всех реально покупаемых товаров: MUa/Pa = MUb/Pb = MUc/Pc … = Потребитель будет перераспределять расходы на покупку товаров до тех пор, пока отношение предельной полезности к цене для каждого товара не станет одинаковым В состоянии оптимума все эти отношения равны другу другу, а величину можно представить как предельную полезность денег (на сколько увеличится общая полезность при увеличении дохода на 1 рубль)
8 Второй закон Госсена Равенство MUa/Pa = MUb/Pb = MUc/Pc … = показывает, что в оптимуме потребителя (когда происходит максимизация полезности при данных вкусах, ценах и доходах) полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова независимо от того, на какой именно товар она израсходована Из этого же равенства выводится обратная зависимость между ценой и объемом спроса
9 Порядковый (ординалистский) подход к анализу полезности Основан не на измерении полезности, а лишь на том, что потребитель способен упорядочить товарные наборы по степени их предпочтительности (понятие «полезности» означает «порядковые предпочтения») Основан на определенных аксиомах: 1. Совершенной (полной) упорядоченности 2. Транзитивности 3. Ненасыщения 4. Независимости потребителя
10 Ординалисты: задача максимизации полезности сводится к выбору потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него Обычно рассматривается набор из двух благ Х и У Используются кривые безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор двух товаров, что потребителю безразлично, какой из них выбрать (т.е. равноценные наборы с одинаковой полезностью)
11 Кривые и карта безразличия У Х 1 2 3
12 Свойства кривых безразличия Кривая безразличия, лежащая выше и правее является более предпочтительной для потребителя Кривые безразличия имеют отрицательный наклон Кривые безразличия никогда не пересекаются Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров (не имеет «толщины») Кривые безразличия выпуклы к началу координат
13 Предельная норма замещения благом Х блага У (MRSxy - marginal rate of substitution) - это количество блага У, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение блага Х на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным MRSxy=- Y/ X U=const
14 Y X A B Ya Yb XaXb (Ya-Yb) / (Xb-Xa) наиболее распространенный вариант убывающая норма замещения, когда кривая выпукла к началу координат: в данном случае потребитель соглашается отдавать все меньшее количество блага У в обмен на увеличение блага Х на одну единицу (Yc-Yb) < (Ya-Yb) С YсYс Xc Убывающая предельная норма замещения
15 Другие варианты предельной нормы замещения Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров MRS = const Для двух жестко комплиментарных товаров (правый и левый ботинки) MRS = 0 Иногда: чем больше какого-либо товара имеет потребитель, тем больше он хотел бы его иметь, тогда MRS возрастающая, а кривая безразличия вогнута к началу координат
16 Бюджетная линия - это множество доступных потребителю товарных наборов исходя из его дохода I (бюджета) = бюджетное ограничение Ежемесячный доход потребителя = I, он расходует его на покупку товаров X и Y Бюджетное ограничение потребителя: I=PxX+PyY или Y=I/Py-(Px/Py)X - это уравнение бюджетной линии Все товарные наборы на бюджетной линии стоят ровно I руб. и являются доступными для этого потребителя У Х
17 Влияние изменения дохода и цен на товары на бюджетную линию Изменение дохода от I до I Снижение цены блага У при неизменном доходе и неизменной цене блага Х Y X У Х I/Px I/Py I/P'y
18 Совмещение карты безразличия с бюджетной линией Потребитель выбирает товарный набор, который принадлежит наиболее удаленной кривой безразличия Причем ту точку на кривой безразличия, где бюджетная линия лишь касается этой кривой Е У Х U U' U'' В т.Е наклоны бюджетной линии и кривой безразличия совпадают: Px/Py=MRSxy, т.е. соотношение, в котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.