Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтанислав Ладыженский
2 Каменное строительство на Руси началось в конце 10 столетия. В конце 11 – 12 века мы встречаем уже полностью сложившийся тип храма, получивший широкое распространение. До наших дней полностью сохранились лишь четыре постройки – Спасо-Преображенский собор в Чернигове, Софийские соборы в Киеве и Новгороде, Троицкая надвратная церковь в киевском Печерском монастыре.Спасо-Преображенский собор в Чернигове Софийские соборы в Киеве Новгороде Троицкая надвратная церковь в киевском Печерском монастыре
5 Посвящение основного собора Киева – Софии, возведение за ним церквей Ирины и Георгия, Золотых и Серебряных ворот восходят к константинопольским памятникам. Но этим лишь доказывается сила и расцвет державы, здесь нет ни бессильного подражания, ни желания обязательно «превзойти» искусство византийской столицы. Проявления местных вкусов спокойны и уверены, лишены чрезмерности и обостренности, связанной с какой-либо конкуренцией. Нет форм, которые возникли бы не из реальных потребностей, а из стремления превзойти образец.
8 Начальной постройкой в истории нашего зодчества была Десятинная церковь в Киеве ( ). Строили ее, как сообщает летопись, греческие мастера. Церковь была раскопана Д. В. Милеевым и М. К. Каргером, раскопки дали нам общее представление о чрезвычайно запутанном плане здания. При её сооружении за образец (посвящение, тип, функция) была принята Фаросская церковь Богородицы Большого дворца в Константинополе. На несколько десятилетий церковь стала самой значительной и почитаемой. Владимир дал на ее содержание десятую часть доходов. Строительство конца 10 века – 1030-х годов оказывается принадлежащим одному архитектурному направлению, одной традиции. Десятинная церковь стоит в начале периода, черниговский собор – в его конце. Можно предположить следующее объяснение основных проблем возникновения каменного строительства на Руси.Десятинная церковь в Киеве
9 Руины Десятинной церкви Десятинная церковь
10 Основным процессом в зодчестве второй половины 11 века стало формирование особого типа трехнефного храма, послужившего каноническим образцом уже всего последующего развития древнерусского искусства. Архитектура Киева второй половины 11 – начала 12 века представляет собой целостное художественное явление, преемственно связанное со строительством киевских монастырей. Новые постройки возникают почти беспрерывно. В Киеве формируется крепкая архитектурная школа со своими строительными и художественными традициями. Грандиозность и разнообразие форм, связанные прежде всего с требованиями киевских заказчиков, сводчатые конструкции, вызывающее восхищение качество работ вызывают ассоциации не только с кругом памятников Константинополя, но и с созданиями античного Рима, с его инженерией и ремеслом.
11 К началу 12 века окончательно формируется тип закомарного храма, о чем свидетельствует возведение в этот период в Киеве Михайловского собора Дмитриевского монастыря и Троицкая надвратная церковь Печерской лавры. Формирование закомарного храма было главным процессом в развитии киевской архитектуры второй половины 11 века.Михайловского собора Дмитриевского монастыря Троицкая надвратная церковь Печерской лавры
12 Михайловский собор после восстановления
14 К концу 11 века Киев уже не являлся единственным городом, в котором ведется систематическое строительство. Новая артель с конца 1080-х годов интенсивно работает в Переяславле. Ее деятельность началась с создания центрального памятника – Михайловской церкви, ставшей главным храмом города. Картина жизни киевского зодчества в целом оказывается весьма разнообразной, процесс формирования закомарного храма обогащается многими дополнительными явлениями и формами. Существовали и новаторские памятники – это Спасская церковь на Берестове в Киеве. Она выделяется обилием оригинальных приемов.Спасская церковь на Берестове в Киеве Новгородское храмовое строительство на протяжении 12 века встретилось с требованиями уже не княжеской, а более широкой культуры. Первый раз это обнаружилось при строительстве Антониева монастыря.Антониева монастыря В Новгороде дольше, чем в других землях великокняжеские вкусы и воззрения определяли жизнь искусства, поэтому смена их здесь новыми тенденциями знаменовала одновременно завершение развития культуры Киевской Руси, могучего государства восточных славян 9 –11 веков.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.