Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлена Шмигельская
1 Проблемы психолого – педагогического сопровождения замещающей семьи Ослон В.Н., к.пс.н., зав. лаборатории психолого-социальных проблем профилактики безнадзорности и сиротства Московского городского психолого- педагогического университета
2 С опровождение замещающей семьи – это специально организованный процесс пролонгированной психолого-педагогической, медико – социальной и правовой помощи семье на сложных этапах интеграции ребенка в семейную систему. Сопровождение предполагает поиск и опору на ресурсы семьи и ребенка, а не «исправление недостатков и переделку». Оно не должно превращаться во «внешний психологический костыль».
3 Задачи сопровождения: защита прав ребенка и семьи; подбор для ребенка ресурсной семьи; формирование взаимной привязанности; профилактика кризисных состояний в семьи и у ребенка; выявление сложных ситуаций, требующих вмешательства различных специалистов, помощь в разрешении этих ситуаций; помощь в создании или актуализации социально- поддерживающей сети.
4 Результаты исследования: 1. каждый 3-й потенциальный замещающий родитель считает необходимым получение психолого-педагогической и медико- социальной помощи; 2. москвичи не удовлетворены уровнем следующих услуг : помощь в выборе формы семейного жизнеустройства; помощь членам семьи в установлении контакта с приемным ребенком; контроль регулярного посещения ребенком образовательного учреждения со стороны педагогов»; «помощь педагогов в преодолении трудностей в обучении»; помощь психологов и педагогов в соблюдении благоприятных условий для развития ребенка в семье.
5 Удовлетворенность процессом социально - психолого-педагогического сопровождения в выборке замещающих родителей (максимальное значение – 3) Патронатные воспитатели: 1,96 Опекун ы : 1,32 Усыновители: 1,02 Требования замещающих родителей: 1. Появление учреждений для оказания помощи по технологии «одного окна» 2. Появление четко определенного и доступного для обращения круга специалистов
6 Направления работы с семьей Подбор ресурсной семьи Подготовка семьи к приему Совместная подготовка семьи и ребенка Мониторинг развития семейной системы с приемным ребенком, группа психологической поддержки, педагогическая мастерская для родителей, консультирование очное и телефонное Поддержка семьи в условиях пост патроната
7 В континууме пяти лет семьи проходят следующие этапы становления: 1. « Базисный шлейф », то есть стресс, связанный с нерешенными проблемами базисной семьи, как правило, с проблемами сепарации кровных детей (до шести месяцев приема). 2. Этап перестройки, сопровождающийся оформлением новой детской подсистемы и развитием семейной идентичности членов семьи (7 12 месяцев). 3. Завершение переструктурирования и возникновение нового системного качества, новой идентичности « замещающая семья » (24 месяца). 4. « Кризис сепарации », связанный с проблемами отделения приемных детей (42 месяца). 5. Этап переструктурирования, появление более автономной детской подсистемы, начало цикла « ожидание пустого гнезда » (48 60 месяцев).
8 Показатели наличия ресурсов в семье: подвижность и готовность системы к пере структурированию; ролевая гибкость или способность семьи изменять роли в соответствии с меняющейся ситуацией; наличие модели многодетности в истории семьи; наличие позитивного опыта приема в семейной истории; переживание семьей цикла « ожидание пустого гнезда », возраст родителей, ориентация на принятие ответственности и создание атмосферы безопасности в семье, ориентация на самоценность ребенка и на установление длительных отношений с ним. наличие социально поддерживающей сети и способность к построению эффективных взаимоотношений с ее субъектами
9 Задачи подготовки семьи к замещающей заботе: · создание психологического пространства для приемного ребенка в семейной системе; · предупреждение неадекватных способов реагирования на проблемы ребенка; · повышение уровня родительской компетентности, обучение методам работы с негативными проявлениями в поведении приемного ребенка
10 Задачи подготовки ребенка к замещающей заботе: коррекция депривационных нарушений в развитии · развитие стратегий совладания со стрессом; · формирование навыков решения межличностных проблем. Задачи совместной подготовки семьи и ребенка: · восстановление у ребенка способности к формированию чувства привязанности; · формирование психологических условий для принятия членами семьи приемного ребенка; · обучение членов семьи и приемного ребенка поведению в наиболее сложных ситуациях межличностного взаимодействия.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.