Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемРимма Буркова
1 Проектная работа ученицы 7 «Б» класса МБОУ СОШ 3 г. Ардона Ачеевой Миланы «Преподобный Сергий Радонежский»
2 Изображение Сергия Радонежского на покрове XV века Изображение Сергия Радонежского на покрове XV векаXV векаXV века
3 Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года 25 сентября 1392 года) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский необычайно много сделал для Русской церкви и для государства, а его идеология сформировала новую великорусскую нацию. Се́ргий Ра́донежский (в миру Варфоломе́й; 3 мая 1314 года 25 сентября 1392 года) монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Сергий Радонежский необычайно много сделал для Русской церкви и для государства, а его идеология сформировала новую великорусскую нацию.1314 года 1392 года монах Русской церкви Москвой Троице-Сергиева лавра монашества 1314 года 1392 года монах Русской церкви Москвой Троице-Сергиева лавра монашества Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской. Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.Русской православной церковью лике святых преподобный Русской православной церковью лике святых преподобный
4 Рождение и детство. В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при крещении имя Варфоломей (в честь апостола Варфоломея), родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии. В своём рассказе первый биограф Сергия Радонежского Епифаний Премудрый сообщает, что будущий святой, получивший при крещении имя Варфоломей (в честь апостола Варфоломея), родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.Епифаний Премудрыйкрещенииапостола Варфоломея Ростовасемье боярина Кирилла Епифаний Премудрыйкрещенииапостола Варфоломея Ростовасемье боярина Кирилла В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. В частности, «Большая биографическая энциклопедия» указывает: В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. В частности, «Большая биографическая энциклопедия» указывает: Ни в житии Сергия, ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, и историки, по различным соображениям, колеблются между 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322-м гг. Наиболее вероятным представляется 1314 г. Ни в житии Сергия, ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, и историки, по различным соображениям, колеблются между 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322-м гг. Наиболее вероятным представляется 1314 г.
5 На том месте, где родился Сергий, построен Варницкий монастырь На том месте, где родился Сергий, построен Варницкий монастырь Варницкий монастырь Варницкий монастырь
6 Днём рождения Сергия называлось или 9 мая, или 25 августа 1322 года.[источник не указан 516 дней] В сочинениях церковных историков XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Современные варианты жития в качестве дня его рождения дают 3 мая 1314 года. Современные светские исследователи, как отмечает К. А. Аверьянов, также не единодушны по вопросу о дате рождения Сергия Радонежского: Днём рождения Сергия называлось или 9 мая, или 25 августа 1322 года.[источник не указан 516 дней] В сочинениях церковных историков XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Современные варианты жития в качестве дня его рождения дают 3 мая 1314 года. Современные светские исследователи, как отмечает К. А. Аверьянов, также не единодушны по вопросу о дате рождения Сергия Радонежского:9 мая 25 августа 1322 года[источник не указан 516 дней]XIX века 1319 года 1314 годаК. А. Аверьянов 9 мая 25 августа 1322 года[источник не указан 516 дней]XIX века 1319 года 1314 годаК. А. Аверьянов По мнению Н.С. Борисова, это событие произошло 3 мая 1314 г., по данным В.А. Кучкина – 3 мая 1322 г., а на взгляд Б.М. Клосса – в конце мая того же 1322 г. По мнению Н.С. Борисова, это событие произошло 3 мая 1314 г., по данным В.А. Кучкина – 3 мая 1322 г., а на взгляд Б.М. Клосса – в конце мая того же 1322 г.Н.С. БорисоваБ.М. КлоссаН.С. БорисоваБ.М. Клосса По мнению самого К. А. Аверьянова, «будущий святой родился 1 мая 1322 г.». Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». По мнению самого К. А. Аверьянова, «будущий святой родился 1 мая 1322 г.». Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян».К. А. Аверьянова Валентину РаспутинуК. А. Аверьянова Валентину Распутину
7 В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия. Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890 Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890 Нестеров М. В.Видение отроку Варфоломею 1890 Нестеров М. В.Видение отроку Варфоломею 1890 Однажды по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца- схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Богпомог ему одолеть грамоту. Однажды по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца- схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Богпомог ему одолеть грамоту. схимника Бог схимника Бог
8 Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:просфоры Священного Писанияпросфоры Священного Писания Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж. Около 1328 года сильно обедневшая семья Варфоломея была вынуждена перебраться в город Радонеж.1328 года Радонеж 1328 года Радонеж
9 Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890 г. Нестеров М. В. «Видение отроку Варфоломею», 1890 г. Нестеров М. В.Видение отроку Варфоломею 1890 Нестеров М. В.Видение отроку Варфоломею 1890
10 Ещё при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским. Ещё при жизни родителей в душе Варфоломея возникло и укрепилось желание посвятить себя монашеской жизни; достигнув двадцатилетнего возраста, он решился постричься в монахи. Родители не возражали, но просили дождаться их смерти: «братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости». Ждал он недолго: через два-три года он похоронил отца и мать, которые, следуя распространённому в то время на Руси обычаю принимать иночество под старость, незадолго до смерти тоже приняли сначала иноческий постриг, а потом и схиму в Хотьково-Покровском монастыре, который располагался в трех верстах от Радонежа и был в то время одновременно мужским и женским.схиму Хотьково-Покровском монастыресхиму Хотьково-Покровском монастыре
12 Начало монашеской жизни. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года. После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.1335 года Святой Троицы Богоявленский монастырьпостриг Сергия и Вакха 1335 года Святой Троицы Богоявленский монастырьпостриг Сергия и Вакха
13 *** ***
15 Образование Троице-Сергиевого монастыря. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своимсмирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своимсмирением и трудолюбием. Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался.1345Троице-Сергиева лавраигуменомпресвитером 1354 смирениемтрудолюбиемподаяние ЦарьградаФилофейпарамансхимукиновиюмитрополита Алексея 1345Троице-Сергиева лавраигуменомпресвитером 1354 смирениемтрудолюбиемподаяние ЦарьградаФилофейпарамансхимукиновиюмитрополита Алексея
16 Преподобный Сергий Радонежский в житии. Москва, е. Музеи Московского Кремля. Происходит из Успенского собора Московского Кремля Преподобный Сергий Радонежский в житии. Москва, е. Музеи Московского Кремля. Происходит из Успенского собора Московского Кремля
17 Общественное служение Сергия Радонежского. После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию. После смерти святителя Алексия преподобный Сергий Радонежский предлагал великому князю Дмитрию избрать на митрополичью кафедру суздальского епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий пожелал иметь митрополитом своего духовника Новоспасского архимандрита Михаила (Митяя). По повелению князя Михаил был избран в Москве собором епископов в митрополита Московского. Святитель Дионисий смело выступил против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь. Дионисий хотел опередить Митяя и ехать в Константинополь сам, но был задержан и взят под стражу великого князя. Желая освободиться, Дионисий дал обещание не ехать в Константинополь и представил за себя порукою преподобного Сергия. Но как только получил свободу, по вызову патриарха, поспешил в Грецию вслед за Митяем. Своим поступком он причинил много неприятностей Сергию.Дионисия Михаила (Митяя)Константинополь Дионисия Михаила (Митяя)Константинополь
19 По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя в 1356, нижегородского в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвыпочти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и, согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действиях. По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя в 1356, нижегородского в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвыпочти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и, согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действиях Куликовской битвы Дмитрия Иоанновича ПересветаОслябю Куликовской битвы Дмитрия Иоанновича ПересветаОслябю
20 «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем» «Преподобный Сергий благословляет Дмитрия на борьбу с Мамаем»
21 Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием. Существует также версия (В. А. Кучкин), согласно которой рассказ Жития Сергия Радонежского о благословении Сергием Радонежским Дмитрия Донского на борьбу с Мамаем относится не к Куликовской битве, а к битве на реке Воже (1378 г.) и связан в более поздних текстах («Сказание о Мамаевом побоище») с Куликовской битвой уже впоследствии, как с более масштабным событием.В. А. Кучкинбитве на реке ВожеВ. А. Кучкинбитве на реке Воже Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.Дону В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь»[ под защиту князя Михаила Александровича Тверского. В 1382 году, когда войско Тохтамыша подступило к Москве, Сергий на некоторое время покидает свой монастырь «и от Тахтамышова нахожения бежа в Тверь»[ под защиту князя Михаила Александровича Тверского.Тохтамыша Тверь Михаила Александровича Тверского Тохтамыша Тверь Михаила Александровича Тверского После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.1389
23 Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо- Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой(Саввино- Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Ки риллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо- Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой(Саввино- Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Ки риллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.Троице-Сергиева монастыря Благовещенский монастырь КиржачеСтаро- Голутвин КоломныВысоцкий монастырь СаввойСаввино- Сторожевский ЗвенигородаФерапонтом ФерапонтовКи риллом Кирилло-Белозерский СильвестромВоскресенский Обнорский Стефан Пермский Троице-Сергиева монастыря Благовещенский монастырь КиржачеСтаро- Голутвин КоломныВысоцкий монастырь СаввойСаввино- Сторожевский ЗвенигородаФерапонтом ФерапонтовКи риллом Кирилло-Белозерский СильвестромВоскресенский Обнорский Стефан Пермский Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.[ Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.[житиючудесвоскресилжитиючудесвоскресил
24 Старость и кончина преподобного Сергия. Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: Достигнув глубокой старости, Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания:Никона Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную… Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную… 25 сентября 1392 года Сергий скончался. 25 сентября 1392 года Сергий скончался.1392 года 1392 года
25 Преставление преподобного Сергия Радонежского (Ферапонтов) Преставление преподобного Сергия Радонежского (Ферапонтов)
26 Почитание преподобного Сергия. Обретение мощей преподобного Сергия. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 5 (18) июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. 11 апреля 1919 года, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет; день 5 (18) июля является одним из дней памяти святого. При этом на языке древней церковной литературы нетленные мощи это не нетленные тела, а сохранившиеся и неистлевшие кости. 11 апреля 1919 года, во время кампании по вскрытию мощей, мощи Сергия Радонежского подвергались вскрытию в присутствии специальной комиссии с участием представителей церкви. Останки Сергия были найдены в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния, в котором он был похоронен.1422 годаобретенымощи Пахомий Логофет(18) июлянетленные тела 1919 годакампании по вскрытию мощей 1422 годаобретенымощи Пахомий Логофет(18) июлянетленные тела 1919 годакампании по вскрытию мощей
27 О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. (См. Сохранение главы преподобного Сергия Радонежского.) О предстоящем вскрытии мощей стало известно Павлу Флоренскому, и при его участии (чтобы защитить мощи от возможности полного уничтожения) глава преподобного Сергия была тайно отделена от тела и заменена головой погребённого в лавре князя Трубецкого. До возвращения мощей Церкви глава преподобного Сергия хранилась отдельно. (См. Сохранение главы преподобного Сергия Радонежского.)Павлу Флоренскому Сохранение главы преподобного Сергия Радонежского Павлу Флоренскому Сохранение главы преподобного Сергия Радонежского В гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. В гг. мощи находились в музее, помещавшемся в здании лавры. 20 апреля 1946 г. мощи Сергия были возвращены Церкви. В настоящее время мощи преподобного Сергия находятся в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.Троицком соборе Троицком соборе
29 Написание жития преподобного Сергия. Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV веказначительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В последующем число вариантов жития Сергия существенно увеличилось. Наиболее известным источником сведений о нём, равно как и замечательным памятником древнерусской словесности, является легендарное Житие Сергия, написанное в годах его учеником Епифанием Премудрым, а в середине XV веказначительно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В последующем число вариантов жития Сергия существенно увеличилось.Епифанием ПремудрымXV века Пахомием Логофетом Епифанием ПремудрымXV века Пахомием Логофетом Как отмечает К. А. Аверьянов, Как отмечает К. А. Аверьянов,К. А. Аверьянов известно до десятка вариантов жития основателя Троице-Сергиевой лавры. Только в XVI веке оно перерабатывалось, как минимум, трижды – для летописного свода 1518 года, Никоновской летописи, Великих Четьих Миней митрополита Макария. известно до десятка вариантов жития основателя Троице-Сергиевой лавры. Только в XVI веке оно перерабатывалось, как минимум, трижды – для летописного свода 1518 года, Никоновской летописи, Великих Четьих Миней митрополита Макария.XVI веке 1518 годаXVI веке 1518 года В XVII веке над ним работали Герман Тулупов, Симон Азарьин, святитель Димитрий Ростовский, в XVIII веке митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин)и даже императрица Екатерина II, в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), а в XX веке архиепископ Никон (Рождественский) и патриарх Московский и всея Руси Алексий I. В XVII веке над ним работали Герман Тулупов, Симон Азарьин, святитель Димитрий Ростовский, в XVIII веке митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин)и даже императрица Екатерина II, в XIX веке митрополит Московский Филарет (Дроздов), а в XX веке архиепископ Никон (Рождественский) и патриарх Московский и всея Руси Алексий I.XVII веке Герман Тулупов Симон Азарьин Димитрий РостовскийXVIII веке Платон (Левшин)Екатерина IIXIX веке Филарет (Дроздов)XX веке Никон (Рождественский)Алексий IXVII веке Герман Тулупов Симон Азарьин Димитрий РостовскийXVIII веке Платон (Левшин)Екатерина IIXIX веке Филарет (Дроздов)XX веке Никон (Рождественский)Алексий I
30 Канонизация. Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь (ныне подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры).Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства». (Здесь Максим Грек примыкает к нестяжателям.) Почитание Сергия Радонежского возникло раньше, чем появились формальные правила канонизации святых (до Макарьевских соборов русская церковь не знала обязательной соборной канонизации). Поэтому нет документальных известий о том, когда и как началось его почитание как православного святого и кем оно было установлено. Возможно, что Сергий «сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы». Уже в 1427 году, спустя пять лет после обретения мощей Сергия, на его родине в Варницах был основан Троице-Сергиев Варницкий монастырь (ныне подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры).Максим Грек открыто высказывал прямые сомнения в святости Сергия. Причина сомнений была в том, что Сергий, как и московские святители «держали города, волости, сёла, собирали пошлины и оброки, имели богатства». (Здесь Максим Грек примыкает к нестяжателям.)канонизации Макарьевских соборов 1427 году Троице-Сергиев Варницкий монастырь Максим Грекнестяжателямканонизации Макарьевских соборов 1427 году Троице-Сергиев Варницкий монастырь Максим Грекнестяжателям
31 Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока какместночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служитграмота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру.В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году. Церковный историк Е. Е. Голубинский не даёт однозначных сообщений о начале его почитания. Он упоминает две княжеские грамоты, написанные до 1448 года, в которых Сергий называется преподобным старцем, но считает, что в них он указан пока какместночтимый святой. По его мнению, фактом причисления Сергия к лику святых для общецерковного почитания служитграмота митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке, датируемая 1449 или 1450 годом (неопределённость года вызвана тем, что неизвестно, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским). В ней предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным и ставит его рядом с другими чудотворцами и святителями, угрожая лишить Шемяку «милости» московских святых. Голубинский считает, что общецерковное прославление Сергия Радонежского вместе с преподобным Кириллом Белозерским и святителем Алексием было одним из первых деяний митрополита Ионы после возведения его на кафедру.В ряде светских энциклопедий указано, что Сергий причислен к лику святых в 1452 году.Е. Е. Голубинский 1448 годаместночтимый святойграмотамитрополита Ионы Дмитрию Шемякепреподобным Кириллом Белозерским Алексием 1452 годуЕ. Е. Голубинский 1448 годаместночтимый святойграмотамитрополита Ионы Дмитрию Шемякепреподобным Кириллом Белозерским Алексием 1452 году С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.[Некоторые светские историки считают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорнойграмоте 1448 года с князем Иваном Можайским. С одобрения папы римского Сергий Радонежский почитается лишь восточнокатолическими церквями.[Некоторые светские историки считают, что Сергий причислен к святым по политическим мотивам волей великого князя Василия Тёмного. Великий князь включил Сергия в число московских святых не специальным актом, а по частному случаю, в договорнойграмоте 1448 года с князем Иваном Можайским.восточнокатолическими церквямиполитическим мотивам Василия Тёмного Великий князьграмоте Иваном Можайскимвосточнокатолическими церквямиполитическим мотивам Василия Тёмного Великий князьграмоте Иваном Можайским
32 Храмы. Сергий Радонежский один из самых почитаемых русских святых, ему посвящено большое количество храмов. Своим святым покровителем преподобного Сергия считали артиллеристы («пушкари»). В Москве в 1684 году была освящена каменная церковь преп. Сергия в Пушкарях; в С.-Петербурге в годах был сооружен Сергиевский всей артиллерии собор. Сергий Радонежский один из самых почитаемых русских святых, ему посвящено большое количество храмов. Своим святым покровителем преподобного Сергия считали артиллеристы («пушкари»). В Москве в 1684 году была освящена каменная церковь преп. Сергия в Пушкарях; в С.-Петербурге в годах был сооружен Сергиевский всей артиллерии собор. Согласно информации из базы данных сайта Храмы России (по состоянию на 28 октября 2012) по всей России ему посвящены храмы и часовни общим числом 591 (показать список по всем регионам России). Если речь идет о храмах, имеется в виду что во имя преподобного Сергия освящен один из престолов храма, но не обязательно главный. Согласно информации из базы данных сайта Храмы России (по состоянию на 28 октября 2012) по всей России ему посвящены храмы и часовни общим числом 591 (показать список по всем регионам России). Если речь идет о храмах, имеется в виду что во имя преподобного Сергия освящен один из престолов храма, но не обязательно главный.Храмы Россиипоказать список по всем регионам Россиипрестолов Храмы Россиипоказать список по всем регионам Россиипрестолов Следует также иметь в виду, что статистика сайта Храмы России включает действующие, сохранившиеся, но не действующие, не сохранившиеся и строящиеся храмы и может включать храмы, принадлежащие старообрядцам. Кроме того, эта статистика включает в себя данные по домовым храмам (расположенным на территориях больниц и других социальных учреждений). Как уже говорилось, данные по часовням включены в неё. Следует также иметь в виду, что статистика сайта Храмы России включает действующие, сохранившиеся, но не действующие, не сохранившиеся и строящиеся храмы и может включать храмы, принадлежащие старообрядцам. Кроме того, эта статистика включает в себя данные по домовым храмам (расположенным на территориях больниц и других социальных учреждений). Как уже говорилось, данные по часовням включены в неё.Храмы Россиистарообрядцамдомовым храмамчасовням Храмы Россиистарообрядцамдомовым храмамчасовням
33 Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе
34 Московские храмы. В Москве Сергию Радонежскому посвящены 67 храмов и часовен (показать список по Москве). Если же ограничиться лишь теми сохранившимися храмами, в которых Сергию Радонежскому посвящен главный престол, список этот заметно сократится, и в данных по Москве мы встретим (в скобках указаны даты постройки): В Москве Сергию Радонежскому посвящены 67 храмов и часовен (показать список по Москве). Если же ограничиться лишь теми сохранившимися храмами, в которых Сергию Радонежскому посвящен главный престол, список этот заметно сократится, и в данных по Москве мы встретим (в скобках указаны даты постройки):показать список по Москвепоказать список по Москве собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре ( ); собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре ( ); собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре храм Сергия Радонежского в Бибиреве ( ); храм Сергия Радонежского в Бибиреве ( ); храм Сергия Радонежского в Бибиреве храм Сергия Радонежского в Бибиреве храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол х); храм Сергия Радонежского в Бусинове (2-я пол х); храм Сергия Радонежского в Бусинове храм Сергия Радонежского в Бусинове храм Сергия Радонежского в Зеленограде (1997); храм Сергия Радонежского в Зеленограде (1997); храм Сергия Радонежского в Зеленограде храм Сергия Радонежского в Зеленограде храм Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре (1787); храм Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре (1787); храм Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре храм Сергия Радонежского в Новоспасском монастыре храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678) храм Сергия Радонежского в Крапивниках (1678) храм Сергия Радонежского в Крапивниках храм Сергия Радонежского в Крапивниках и некоторые другие храмы. и некоторые другие храмы.
35 Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре в Сергиевом Посаде
36 В этот список не входят: В этот список не входят: известный московский храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе, который называют так не по главному престолу (который освящен в честь Троицы Живоначальной); известный московский храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе, который называют так не по главному престолу (который освящен в честь Троицы Живоначальной);храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе Троицы Живоначальнойхрам Сергия Радонежского в Рогожской слободе Троицы Живоначальной храм Троицы Живоначальной в Конькове ( ), который иначе именуется храмом Сергия Радонежского (главный престол также освящен в честь Троицы Живоначальной[35], хотя до закрытия храма в годы советской власти главный престол был освящен во имя Сергия Радонежского). Вместе с Москвой и Московской областью соседние области дают 392 храма и часовни, в той или иной мере посвященных преподобному Сергию, что составляет 66 % от общего числа посвященных ему храмов и часовен по всей территории России. храм Троицы Живоначальной в Конькове ( ), который иначе именуется храмом Сергия Радонежского (главный престол также освящен в честь Троицы Живоначальной[35], хотя до закрытия храма в годы советской власти главный престол был освящен во имя Сергия Радонежского). Вместе с Москвой и Московской областью соседние области дают 392 храма и часовни, в той или иной мере посвященных преподобному Сергию, что составляет 66 % от общего числа посвященных ему храмов и часовен по всей территории России. храм Троицы Живоначальной в Конькове Троицы Живоначальной[35] храм Троицы Живоначальной в Конькове Троицы Живоначальной[35]
37 Храмы за рубежом. храм Сергия Радонежского в г. Йоханнесбурге, ЮАР (освящен 2 марта 2003 года митрополитом Смоленским и Калинградским Кириллом) храм Сергия Радонежского в г. Йоханнесбурге, ЮАР (освящен 2 марта 2003 года митрополитом Смоленским и Калинградским Кириллом)Сергия Радонежского в г. Йоханнесбурге Сергия Радонежского в г. Йоханнесбурге
38 Дни памяти преподобного Сергия. Церковь отмечает память преподобного Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также в день обретения мощей 5 (18) июля и в Соборе Радонежских святых 6 июля. Церковь отмечает память преподобного Сергия в день кончины 25 сентября (8 октября), а также в день обретения мощей 5 (18) июля и в Соборе Радонежских святых 6 июля.8 октябрямощей(18) июля Соборе Радонежских святых июля 8 октябрямощей(18) июля Соборе Радонежских святых июля
39 Сергий Радонежский в художественной литературе Борис Зайцев. «Житие Сергия Радонежского» (1924). Борис Зайцев. «Житие Сергия Радонежского» (1924). Борис Зайцев Борис Зайцев Сергей Бородин. «Дмитрий Донской». Исторический роман (1940). Сергей Бородин. «Дмитрий Донской». Исторический роман (1940). Сергей Бородин Сергей Бородин Дмитрий Балашов, исторические романы: «Ветер времени», «Похвала Сергию», «Святая Русь» (том 1). Дмитрий Балашов, исторические романы: «Ветер времени», «Похвала Сергию», «Святая Русь» (том 1). Дмитрий Балашов Дмитрий Балашов Андрей Валентинов, цикл «Око Силы» (фэнтези, 1990-е). Андрей Валентинов, цикл «Око Силы» (фэнтези, 1990-е). Андрей Валентинов Андрей Валентинов Иван Шмелев, «Куликово поле». Рассказ Иван Шмелев, «Куликово поле». Рассказ
40 Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде Памятник Сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.