Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГалина Лишина
1 Культура древних цивилизаций
2 Первые древние цивилизации формировались в долинах рек Нил (Египет), Тигр и Евфрат (Месопотамия), Инд (Индия), Хуанхэ (Китай), поэтому их называют еще речными. Аграрные Речные
3 Культура древних цивилизаций Анкх
4 Культура древних цивилизаций Храм Махабодхи Дерево Бодхи
5 Культура древних цивилизаций
7 Переход от предыстории к цивилизации. Карл Ясперс: «Осевое время» (800 и 200 гг.) Китай: Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии: Мао-цзы, Чжуан- цзы и др. Индия: сформировались Упанишады (заключительная часть Вед), жил Будда. В философии Индии и Китая были рассмотрены все возможности философского постижения действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма. Иран: Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом. Палестина: проповедовали Илия, Исаия, Иеремия, Второисайя. Греция – аэд Гомер, философы Парменид, Гераклит, Платон, трагики Софокл, Эсхил, Еврипид, ученые Фукидид и Архимед.Конфуций Лао-цзы Будда
8 То новое, возникшее в течение нескольких столетий почти одновременно и независимо друг от друга в Китае, Индии и на Западе, предстает в том, что человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы, сознание начинает осознавать плоды бессознательного коллективного опыта, а мышление делает своим объектом мышление. Запад, по Ясперсу, в своей древней истории включает три тысячи лет Вавилона и Египта до середины последнего тысячелетия до н.э. и тысячелетие, основанное на прорыве осевого времени, – история иудеев, персов, греков, римлян – до середины первого тысячелетия н.э.
9 Культура древних цивилизаций Конфуций ( )
10 Культура древних цивилизаций Творцом даосизма считается Лао-цзы, живший в конце VIII – в начале VII в. до н.э. Старый мудрец, как утверждает легенда, прожил 200 лет. Он якобы служил архивариусом при чжоуском дворе и встречался с Конфуцием. Учение его изложено в трактате «Дао дэ цзин», название которого можно перевести как «Книга пути и добродетели». Лао-цзы
11 Культура древних цивилизаций Будда (623 – 543) Храм Махабодхи
12 Культура древних цивилизаций Тип культуры: Индо-буддийский Конфуцианско-даосистский Иудео-христианский тип Важнейшим символом института жречества был ЗИККУРАТ – храмовое сооружение в виде пирамиды ступенчатой формы. Вавилонская башня. Картина работы Питера Брейгеля Старшего.
13 Шумерская культура оказала существенное влияние на народы всего библейско-гомеровского мира (Ближний Восток, Средиземноморье, Западная Европа и Россия), и таким образом заложила культурные основы не только Двуречья, но и явилась, в определенном смысле, духовной опорой иудео- христианского типа культуры. Современная цивилизация делит мир на четыре сезона, 12 мес., 12 знаков зодиака, измеряет минуты и секунды шестью десятками. Впервые мы находим это у шумеров. В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и сложилось одно государство, в Месопотамии сменяли друг друга различные государственные образования – Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Здесь ассимилировали разные народы: воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города. Культура древних цивилизаций
14 Иудеи, христиане и мусульмане, обращаясь к тексту Священных писаний, читают истории об Эдеме, грехопадении и потопе, о строителях Вавилонской башни, языки которых смешал господь, восходящие к шумерским источникам, обработанным еврейскими богословами. Известный из вавилонских, ассирийских, еврейских, греческих, сирийских источников царь- герой Гильгамеш – персонаж шумерских эпических поэм, повествующих о его подвигах и походах за бессмертием, почитался как бог и древний правитель. В Лувре хранится каменный столб, на котором начертаны законы ХАММУРАПИ. Изображён царь, стоящий перед богом Солнца Шамашем – покровителем суда.
15 Суд над умершим. На одну чашу весов клали сердце, на другую – перо истины МААТ. Каждый из богов задавал по вопросу, а весы контролировали правильность ответов умершего. Эти вопросы есть свод жизненных ценностей египтян. Ответы должны быть даны в отрицательной форме («отрицательная исповедь»), после успешной психостасии (взвешивания сердца умершего) он становился «оправданным»: «Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не творил дурного. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого пред богами. Я не был причиною слез. Я не убивал и не приказывал убивать. Я не отнимал молока от уст детей...» (42 вопрос-ответа) Культура древних цивилизаций
16 Анубис (покровитель умерших) извлекает сердце
17 Легкое, свободное от греха сердце отправлялось в райские поля, а грешника пожирало чудовище. Идея загробного воздаяния явилась прототипом христианского учения о Страшном суде. Древний Египет стал источником мистического опыта и знания несмотря на то, что египетская культура угасла после провозглашения христианства официальной религией римской империи и начавшихся гонений на язычество. Исповедь была частью комплекса магических текстов, которые писали на льняном или папирусном свитке и помещали в гробницу. В Новое время эти тексты получили широкую известность под названием «КНИГА МЕРТВЫХ», хотя сами египтяне называли их «Выход в день» по аналогии с восходом солнца. Культура древних цивилизаций
18 Живший в XIV в. до н.э. фараон Аменхотеп IV (годы правления: 1367 – 1350) провел религиозную реформу с целью усиления центральной власти путем установления нового государственного культа – образа Солнечного Диска, лучи которого оканчиваются кистями человеческих рук с символами жизни (АНКХ) и власти. Солнечный Диск был не только богом-создателем всего сущего, но и прообразом фараона, а фараон – сыном и подобием Атона. При втором приемнике Аменхотепа IV Тутанхатоне (годы правления: 1347 – 1339) произошла реставрация культа Амона. Тутанхатон стал Тутанхамоном. Реформа Эхнатона Дочери Эхнатона и Нефертити. Фрагмент росписи дворца в Амарне. Культура древних цивилизаций
19 Cкульптурный портрет жены Аменхотепа IV – Нефертити (XIV в. до н.э.) – одно из самых прекрасных женских изображений в истории мировой культуры. Культура древних цивилизаций
20 Система ценностей, которая складывалась в ведический период, и сегодня является определяющей образ жизни и ментальный строй индо-буддийского типа культуры. Это ведический комплекс, включающий в себя САМХИТЫ («Ригведа» (веда гимнов), «Самаведа» (веда напевов), «Яджурведа» (веда жертвенных формул), «Атхарваведа» (веда заклинаний, или веда атхарванов – Атхарван – имя мифического жреца огня)), БРАХМÁНЫ, АРАНЬЯКИ, УПАНИШАДЫ, образующие священный канон БРАХМАНИЗМА, именуемый термином ШРУТИ. Вторая традиция СМРИТИ, в широком смысле к смерти примыкают сакрально значимые тексты не только ведийской, но и эпической традиции (МАХАБХАРАТА). Вишну Культура древних цивилизаций Тип культуры: Индо-буддийский Конфуцианско-даосистский Иудео-христианский тип
21 Говоря о социальном устройстве, необходимо отметить наличие сословной системы (ВАРНЫ – цвет: брахманов, кшатриев, или раджанья, и вайшьев, их дополнял четвертый класс зависимых людей – шудров), тесно связанной с таким обще индийским понятием как КАРМА. Заканчивается ведический период формированием нового концепта – БУДДИЗМ. Его основоположник – БУДДА принадлежал к варне кшатриев и был принцем царствующего дома. Параллельно с буддизмом развивается и джайнизм, с ним связано имя МАХАВИРА. Культура древних цивилизаций Тип культуры: Индо-буддийский Конфуцианско-даосистский Иудео-христианский тип
22 Тип культуры: Индо-буддийский Конфуцианско-даосистский Иудео-христианский тип Первая есть истина страдания. Она такова: рождение есть страдание, болезнь есть страдание, соединение с немилым есть страдание, разлука с милым есть страдание, недостижение желаемого есть страдание – короче говоря, привязанность к желаниям есть страдание. Вторая истина – истина об источнике страдания. Это есть жажда к бытию, которая ведет от возрождения к возрождению, вместе с наслаждением и страстью, которая всюду находит наслаждение, – это есть жажда наслаждения, бытия и могущества. Третья – истина о прекращении страдания. Устранение этой жажды через полное уничтожение желания. Через отчуждение, через освобождение от всяческих желаний, через лишение его опоры. И четвертая – это истина о пути к прекращению страдания через восьмеричный путь. («благородный восьмеричный путь» спасения). Культура древних цивилизаций
23 1. Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах». 2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины. 3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая. 4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла. 5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый. 6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание. 7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания. 8. Правильное сосредоточение, т.е.верные методы созерцания и медитации. Большая ступа в Санчи, 32 вв. до н. э Сооружение на могиле царя или вождя, монументальное сооружение для хранения реликвий Культура древних цивилизаций Тип культуры: Индо-буддийский Конфуцианско-даосистский Иудео-христианский тип
24 Индуизм как образ жизни индийского народа вобрал в себя всю накопленную духовную традицию и религиозно представленный в ТРИМУРТИ (Брахма, Шива и Вишну). РИШИ, БРÁХМАНЫ, аскеты, гуру, мудрецы выражали такой способ существования и картину мира, какой можно охарактеризовать, как стратегию ухода от жизни, явленную в единении индивидуальной души с БРАХМАНОМ (МОКША), или освобождение сознания (нирвана). Культура древних цивилизаций Тип культуры: Индо-буддийский Конфуцианско-даосистский Иудео-христианский тип
25 Тип культуры: Индо-буддийский Конфуцианско-даосистский Иудео-христианский тип Культура древних цивилизаций Павильон Высшей гармонии Самая важная черта традиционной китайской культуры – это установка на органическую связь человека и природного мира. Китайская философия, наука и религия, служащая одним охранительным целям, даже не предполагают изменение естественного порядка вещей в природе, вмешательство в незыблемый уклад жизни, соизмеримый в разных своих составляющих с силой и волей Неба. Другая важная черта – это гилозоизм, термин, означающий отношение ко всем явлениям природы, как к живым существам, одушевление, оживотворение природы. Отсюда чувство глубокого единства и родства с окружающим миром, бережное отношение к многовековым традициям. Гилозоизм сочетается со своеобразным рационализмом: видеть в миниатюре целое, а в детали – мироздание возможно, имея особый тип ментальности (тогда цветок сливы становится символом мироздания).
26 В этой культуре переплелись две традиционных установки: конфуцианство как этико-политическая правовая система и даосизм как религиозно-философский концепт. Концепцию поведения в конфуцианско- даосистском типе культуры можно обозначить как стратегия примирения, приспособления к миру: к воле Неба, в культе предков и почитании старших младшим, в социальном устройстве, основанном на «сыновней почтительности» и гармонии. Конфуций на основе противопоставления смутному веку составил идеал совершенного человека, «цзюнь-цзы», и дал образец благородного мужа в противовес «низкому человеку», «сяо жень». Духовную основу всех качеств «благородного мужа» составляет учение о «великой морали» (да дэ), которая имеет «небесное происхождение». Небо в состоянии наградить человека совершенными качествами, которые и воплощены в «благородном муже» – он стоит на страже «небесного веления», чтобы его не могли нарушить остальные люди, не наделенные этими качествами. «Благородный муж» обладал «пятью добродетелями»: человеколюбием (жэнь), долгом (и), нормами поведения (ли), знанием (чжи), верностью (синь) и, кроме того, сыновней почтительностью (сяо). Тай-цзи Великий предел
27 Дао как всеобъемлющее заполняет собою все пространство, оно стоит надо всем и царит во всем. Оно соединяет человека и мир. Слушающий дао не имеет привычки слушать лишь одну сторону вещи, у него объемное, фиксирующее малейшие изменения, а не линейное, восприятие. Вещь временна, но процесс ее изменений постоянен, поэтому акцент в даосизме не только на том, что есть, на явленном, эксплицитном, но и на не явленном, сокрытом, на том, что пребывает в покое но порождает изменения и жизнь. «Явленное дао не есть постоянное дао, тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао, а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Безымянное и обладающее именем – одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому – дверь ко всему чудесному». Итак, дао – основа всего сущего, источник всех вещей и явлений, «делатель вещей», «ответственный» за их переход из неявленного в явленное и обратно; медиатор, пребывающий между явленным и неявленным и обеспечивающий их единство; «искусство», овладение которым делает мудреца равным дао. Индивидуальная форма проявление дао – дэ, «доблесть» – качество, в равной мере присущее природным явлениям и мудрецу; дэ – проявление изначальной жизненной силы дао в вещах и явлениях, в мудреце – внутренняя сила; мастерство в дао-искусстве. В ней раскрывается нравственное совершенство личности, достигшей абсолютной гармонии с окружающим миром. Антология мировой философии. В 4 тт. Т. 1. М.: Мысль, – С. 182.
28 Тип культуры: Индо-буддийский Конфуцианско-даосистский Иудео-христианский тип Культура древних цивилизаций
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.