Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемrcro.tomsk.ru
1 Формирование действия моделирования на уроках информатики
2 Введение предмета « Информатика » в начальной школе стало необходимостью, продиктованной временем. Умение работать с информацией является такой же необходимой грамотностью, как умение читать и писать.
3 В современном мире требуются умения быстро находить информацию и оперативно её обрабатывать ( сравнивать, группировать, классифицировать, систематизировать, работать с информационными моделями ).
4 Исследования процесса усвоения и применения знаний показали, что большинство учащихся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приёмы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой способностью к обучению на основе решения единичных задач формируются обобщённые приёмы, методы решения целого класса задач.
5 Формирование такого рода обобщённых приёмов умственной деятельности чрезвычайно важно, так как оно означает существенный сдвиг в интеллектуальном развитии, расширяет возможности переноса знаний в относительно новые условия. Поскольку большинство учащихся не могут самостоятельно овладеть обобщёнными приёмами умственной деятельности, их формирование должно стать важной задачей обучения.
6 Формирование этих универсальных учебных действий хорошо представлено в курсе « Информатика в играх и задачах ». Образовательная система « Школа 2100» Авторский коллектив : Горячев А. И. – автор концепции курса, научный руководитель Горина К. И. - методическая разработка Волкова Т. О. - автор заданий
7 Комплект « Информатика в играх и задачах », состоящий из учебников, контрольного материала и поурочных разработок, предназначен для проведения уроков информатики в начальной школе. Подробные методические рекомендации позволяют вести данный курс учителям начальных классов без специальной подготовки.
8 Основная цель курса информатики : формирование теоретического понятийного мышления.
9 Теоретическое понятийное мышление – это мышление, при котором человек обращается к понятиям при решении задачи. Оно начинает формироваться в младшем школьном возрасте. Понятие - форма мышления, в которой фиксируются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.
10 Содержание понятия – это множество основных существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отражённых в этом понятии. Средством для формирования теоретического понятийного мышления является действие моделирования.
11 Модель – это новый объект, который отражает некоторые стороны изучаемого объекта или отношения между объектами, существенные с точки зрения моделирования. Под информационной моделью понимают любой образ, аналог. А так же изображение, описание, схему, график, план объекта в виде знаков, символов, описаний. Способ представления модели зависит от цели моделирования.
12 Моделирование - замена одного объекта ( процесса или явления ) другим, но сохраняющим все существенные свойства исходного объекта ( процесса или явления ). В процессе построения модели учащиеся выделяют существенные части моделируемой системы, исследуют свойства этих объектов, находят связи между ними.
13 Задачи курса : 1. Научить выделять различные признаки предметов, обобщать и классифицировать предметы по их признакам, выделять закономерности в чередовании этих признаков, описывать и определять предметы через их признаки. 2. Сравнивать группы предметов. 3. Научить определять и называть действия предметов, обобщать и классифицировать предметы по их действиям, описывать и определять предметы по их признакам, действиям и составным частям.
14 4. Научить определять последовательность событий, порядок действий, познакомить с понятием « алгоритм ». 5. Познакомить с понятиями « множество », « элемент множества », научить определять принадлежность элемента множеству, различные способы заданий множеств. 6. Познакомить с понятием « равенство множеств », « отображение множеств », научить сравнивать множества по числу элементов в них. 7. Познакомить с понятиями « кодирования » и « декодирования ».
15 8. Познакомить с понятиями « отрицание », « истина », « ложь ». Научить классифицировать предметы по одному свойству, оценивать простейшие высказывания с точки зрения истинности или ложности. 9. Познакомить с понятиями « дерево », « граф », научить классифицировать предметы по нескольким свойствам. 10. Научить решать некоторые задачи комбинаторного типа.
16 Алгоритм – пошаговый план действий Линейный алгоритм Алгоритм с ветвлениями ( описание выбора очередного шага ) Алгоритм с циклами ( описание повторяющихся шагов )
17 Формирование понятия « алгоритм » происходит поэтапно. С помощью последовательных заданий, дети учатся : - составлять и выполнять линейные алгоритмы ; - составлять и выполнять алгоритмы с ветвлениями ( описанием выбора очередного шага ); - составлять и выполнять алгоритмы с циклами ( описанием повторяющихся шагов ); - находить и исправлять ошибки в алгоритмах.
18 Выполни действия 1. Возьми красный карандаш. 2. Нарисуй флажок. 3. Раскрась флажок. 4. Положи карандаш на место. 5. Стоп.
19 Помоги Буратино правильно закопать золотые червонцы на Поле чудес ( восстанови алгоритм ) Алгоритм « ЗАКОПАЙ ЧЕРВОНЦЫ » 1. _________________ Полей водой 2. _________________ Стоп 3. _________________ Положи деньги в ямку 4._________________ Выкопай ямку 5. _________________ Засыпь ямку землёй 6. _________________ Скажи : « Крекс, фекс, пекс »
20 Выполни действия. Какое действие пропущено ? Впиши его в нужное место ( восстанови алгоритм ). Алгоритм « НАРИСУЙ » Возьми синий карандаш. ____________________________________________ Раскрась воздушный шарик. ____________________________________________ Положи карандаш на место. ____________________________________________ Стоп.
21 Правильно ли Карлсон ест конфеты ? Если есть ошибки в алгоритме – исправь их ( восстанови алгоритм ). Алгоритм « СЪЕШЬ КОНФЕТУ » 1. Возьми конфету. 2. Вымой конфету. 3. Разверни её. 4. Съешь конфету. 5. Фантик выбрось в мусорное ведро. 6. Стоп.
22 Напиши алгоритм приготовления бутерброда с маслом ( составь алгоритм ). Алгоритм « СДЕЛАЙ БУТЕРБРОД » 1. __________________________________________ 2. __________________________________________ 3. __________________________________________ 4. __________________________________________ 5. __________________________________________ 6. Стоп
23 Формирование понятия об алгоритме с ветвлением начинается с формулирования условия ветвления – способа постановки вопросов, на которые можно ответить « да » или « нет », и сделать выводы по ответам на такие вопросы.
24 Найди вопросы, на которые можно ответить « да » или « нет », и ответь на них ( обучение детей формулировать условия ветвления алгоритма ). а ) Сегодня хорошая погода ? б ) Как тебя зовут ? в ) Тебе 8 лет ? г ) Тебе нравится учиться в школе ? д ) Где ты живёшь ? е ) Ты любишь рисовать ? ж ) У тебя есть собака ? з ) Хотел бы стать космонавтом ? и ) Кто твой друг ?
25 Какое действие ты выполнил и почему ? ( разветвлённый алгоритм ) ДА НЕТ Ты любишь рисовать? Напиши, чем ты любишь заниматься Нарисуй яблоко
26 Придумай и напиши вопрос, который может отменить прогулку. НЕТ ДА Начало Остаюсь домаИду гулять Конец
27 Выполни алгоритм. Начало Конец Напиши любое число до 10: Число больше 5? Вычти из него»2» Прибавь к нему «1» Напиши результат
28 Следующий этап : дать начальное понятие о цикле ( повторе выполнения шагов ) в алгоритме, о способе записи условия окончания цикла.
29 Составь алгоритм. Впиши слова « ДА » и « НЕТ ». Обведи команды, которые выполняются несколько раз. Алгоритм « СОБЕРИ ПИРАМИДКУ » Начало Коецн
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.