Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктория Башмакова
1 Из жития святого равноапостольного князя Владимира
3 Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного Владимира, Крестителя Руси, на века вперед предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа. Владимир был внуком святой равноапостольной Ольги, сыном князя Святослава, который прославился своими военными походами. В 972 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, разделил Русскую землю между тремя сыновьями. В Киеве начал княжить Ярополк, в Древлянской земле Олег, в Новгороде Владимир. Тотчас после смерти отца между братьями разгорелась междоусобная война. В борьбе с Ярополком погиб Олег, а Владимир бежал в Скандинавию. Новгород оказался в руках киевского князя. Вернувшись на Русь с варяжской дружиной, Владимир отвоевал обратно Новгород и с новыми силами пошел на Киев. Город был взят, а Ярополк убит. В результате многочисленных военных походов Владимир подчинил себе крупнейшие города.
4 . Молодой Владимир предавался бурной чувственной жизни, хотя далеко не был таким сластолюбцем, каким его иногда изображают. Он «пас свою землю правдою, мужеством и разумом», как добрый и рачительный хозяин, при необходимости расширял и оборонял ее пределы силой оружия, а возвращаясь из похода, устраивал для дружины и для всего Киева щедрые и веселые пиры. Рядом с княжеским двором были установлены кумиры языческих богов, там же проводились жертвоприношения, в том числе человеческие. Подобные капища были установлены во многих городах Руси. Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Вскоре после вступления в Киев он устроил на холме возле своего дворца настоящий языческий пантеон. В 983 году, после одного из походов, на «Перуновом холме» было решено устроить и человеческие жертвоприношения. Жребий пал на двор некоего варяга- христианина, и киевские язычники потребовали принести в жертву его сына. Варяг не подчинился им и не дал своего сына на заклание бесам. В отместку киевляне разметали весь его двор и подрубили сени, на которых он стоял с сыном, и так убили их. Эти варяги-христиане (поздняя церковная традиция называет их имена: Феодор и сын его Иоанн) стали первыми в Русской земле мучениками за веру.
5 Но Господь готовил князю иное поприще. Обращение Владимира в православную веру митрополит Иларион, младший современник святого, объясняет божественным откровением, подобно тому, которое по пути в Дамаск испытал гонитель христиан Савл: «И приидет на него посещение Вышнего, призри на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияла мысль в сердце его, да разумеет суету идольского прельщения». По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от булгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи из Хазарского каганата и византийские богословы. Князь расспрашивал каждого об их вере. Самое сильное впечатление произвел на него православный миссионер, который в заключение своей беседы показал ему икону Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, говорили они потом Владимиру, на земле мы стояли или на небе».
6 Между тем князь, склоняясь к принятию веры от Византии, не желал умолять своего достоинства перед лицом императора. В то время Византийскую империю сотрясали удары мятежного полководца Варды Фоки, который уже примеривал царскую корону. В трудных условиях императоры, братья-соправители Василий II и Константин VIII, обратились за помощью к Владимиру. В награду за военную помощь Владимир просил руки сестры императоров Анны, что было для византийцев неслыханной дерзостью. Заключили договор, согласно которому Владимир должен был послать в помощь императорам шесть тысяч варягов, принять святое крещение и при этом условии получить руку царевны. Великий князь крестился и направил в Византию военную подмогу. С помощью русских мятеж был разгромлен. Но греки, обрадованные неожиданным избавлением, не торопились выполнять свою часть договора.
7 В. Васнецов. Крещение князя Владимира
8 Возмущенный их лукавством, князь Владимир двинулся со своими войсками в древний Херсонес, византийский порт на Крымском полуострове, завоевал город и выдвинул ультиматум императорам. Его послы прибыли в Константинополь за царевной. С Анной на Русь прибыли епископы и священники со многими иконами, мощами и богослужебными книгами. Казалось, сама Святая Вселенская Церковь двинулась в просторы Русской земли, и обновленная в купели крещения Святая Русь открывалась навстречу Христу и Его Церкви. Царевна Анна ради спасения рода русского, к Богу обратиться готового, да отечеству своему, греческому царству, мира желая, снизошла к совету и мольбе братьев своих и сказала со слезами: «Воля Господня да будет!» И послали ее цари морем в кораблях с архиереем Михаилом, со священниками и со знатными боярами. И когда они достигли Херсонеса, встретили ее с честью и отвели в царскую палату.
9 Как раз в то время, за несколько дней до ее прибытия, у Владимира заболели глаза и он ослеп. И начал он сомневаться в святой вере и в крещении, внутренне колеблясь и говоря: «Боги русские разгневались на меня за то, что я хочу их оставить и иную веру принять, и послали мне наказание слепотой». Царевна же велела ему передать: «Если хочешь быть здоров и видеть, скорее прими святое крещение, иначе от слепоты своей не избавишься. Если же крестишься, то не только от телесной слепоты, но разом и от душевной освободишься». Услышав это, Владимир ответил: «Если окажется правдой то, что ты говоришь, я поверю, что велик Бог христианский». И тут же, призвав епископа, попросил святого крещения. Епископ же сначала огласил его и в святой вере хорошо поучил, затем в церкви Святой Софии, стоявшей посреди города, крестил и нарек ему имя Василий.
10 При крещении же его произошло чудо, подобное тому, что было с Савлом, гнавшим Божию церковь и ослепшим от блиставшего на его пути в Дамаск небесного света: когда слепой Владимир вошел в святую купель, а епископ по ходу чина крещения возложил на него руки, тут же спала как чешуя с глаз его слепота, и он прозрел и прославил Бога за то, что тот привел его в истинную веру, и век благодарил Христа Господа, радуясь и веселясь. Увидев то чудо, и бояре, и воины его крестились, и была большая радость среди руссов и греков, а особенно среди святых ангелов на небесах, ведь если об одном кающемся грешнике те радуются, то насколько больше о столь великих душах, Бога познавших, возрадовались они, и «слава в вышних Богу» воспели.
11 Совершилось крещение Владимира, бояр его и воинов в Херсонесе в лето бытия мира 6496, от воплощения же Бога Слова в 988. Взял Владимир из Херсонеса с архиереем Михаилом, который был первым митрополитом всея Руси, и многих священников, клириков и монахов. Забрал оттуда и мощи святого священномученика Климента, папы римского, и ученика его Фива, и святые иконы, и книги, и всякую утварь церковную. И пришел Владимир в Киев с радостью великой, славя Христа Бога. И тут же начал он старательно заботиться о просвещении стольного города своего Киева и всей святой русской державы.
12 Первым делом велел Владимир крестить сыновей своих. И были они крещены митрополитом Михаилом в одном источнике, источник тот находился на горе над Днепром, с того времени и доныне называется то место Крещатиком. Затем послал Владимир глашатаев по городу, повелевая, чтобы наутро все собрались на реке Почайне, из Днепра вытекающей и вновь в Днепр впадающей, старые и молодые, большие и маленькие, богатые и бедные, мужчины и женщины, предупреждая, что кого не окажется в назначенное время на реке, тот будет противен Богу и великому князю.
13 Наступило незабываемое и единственное в русской истории утро крещения киевлян в водах Днепра. И когда наступило утро, пришел сам князь с боярами на реку, и архиерей с ним, и все священники, и собрался весь город к реке, всякий чин и возраст, обоего пола людей бесчисленное множество на месте, где ныне стоит церковь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. И повелено им было, сняв одежды, войти в реку - отдельно мужскому полу, отдельно женскому, более старшим - в более глубокие места, маленьким же стать недалеко от берега. И стояли они в воде кто по шею, кто по пояс, разделившись на группы. А священники в иерейских облачениях, стоя у берега на специально для этого устроенных досках, читали над народом молитвы, при крещении подобающие, и давали им имена каждой группе какое-то одно имя, и велели им трижды погрузиться в воду, а сами взывали над ними, призывая согласно чину крещения имя святой Троицы.
15 Трудно переоценить глубину духовного переворота, совершившегося в самом великом князе и во всем русском народе. В чистых киевских водах, как в «бане пакибытия», осуществилось таинственное преображение русского духа, рождение народа, призванного Богом к невиданным подвигам христианского служения человечеству. Всюду по Святой Руси, от древних городов до дальних погостов, повелел святой Владимир ниспровергнуть языческие капища, иссечь истуканов, а на месте их поставить церкви. Для утверждения веры в ново просвещенном народе нужны были ученые люди и школы для их подготовки. Поэтому святой Владимир «на чаша от отцов и матерей взимать младые дети и давати в училище учиться грамоте». Такое же училище было устроено в Новгороде и в других городах. «И бысть множество училищ книжных, и бысть от сих множество любо мудрых философов», говорит летописец.
16 Святой Владимир правил Русским государством 37 лет ( ), из них 28 лет прожил во святом крещении. 15 июля 1015 года Креститель Руси тяжело заболел и предал дух Господу в селе Спас-Берестове Его тело было погребено в выстроенной самим князем Десятинной церкви. Мощи положены в мраморной раке, поставленной в Климентовском приделе рядом с такой же ракой царицы Анны. 2. Владимир - человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он - основоположник святительства и святости в русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком» среди народов. И можем мы воскликнуть: «Народ русский красно солнышко!»
18 Народное почитание равноапостольного князя началось на Руси очень рано, практически сразу после его смерти. Повсюду на Руси возведены храмы во имя равноапостольного князя Владимира, памятники, свидетельствующие о его христианском подвиге. Воздвигнут такой памятник и в областном центре Белгороде. Скульптура органически вписалась в современный пейзаж. Памятник призван побуждать молодое поколение к познанию истории своего Отечества и родного края. Монументальная фигура служит напоминанием о наших истоках, славном прошлом, неразрывной связи времён. Памятник символизирует глубокое уважение современных россиян к крупному государственному деятелю, который на исходе 10 века принял подлинно судьбоносное решение – о введении христианства на Руси, положив начало великому историческому повороту в жизни славян, дал могучий стимул к укреплению государственности, прогрессу общества, формированию новой цивилизации.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.