Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 15 лет назад пользователемnewmaster09
2 Е.Н.Ковтун Использование компетентностного и кредитно-модульного подхода при проектировании Федерального Государственного образовательного стандарта третьего поколения и примерных основных образовательных программ –
3 Компетенции, модули и кредиты в структуре Болонского процесса Болонский процесс – попытка создания единого образовательного пространства в Европе, конкурентоспособного по отношению к образовательным пространствам Америки, Азии и иных регионов планеты. Е динство образовательного процесса – не унификация, а прозрачность (понятность) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу.
4 Главная задача: из документов об образовании каждой страны (от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных образовательных учреждений) должно быть ясно, ЧЕМУ именно, КАК именно и на КАКОМ УРОВНЕ (с какой глубиной) обучено то или иное лицо
5 Для этого необходимы: единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ и ступеней образования (бакалавр – магистр – доктор) единый перечень ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ и соотносимых с ними академических степеней и КВАЛИФИКАЦИЙ (Европейская рамка квалификаций, ЕРК)
6 а также: единые принципы КОНТРОЛЯ СОДЕРЖАНИЯ образования: какие именно профессиональные действия способно совершать обученное лицо? то есть оценка приобретенных КОМПЕТЕНЦИЙ
7 а также: унифицированный (прозрачный) способ приобретения компетенций – МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА учебных программ унифицированная оценка сроков обучения – подсчет трудоемкости учебных программ в КРЕДИТНЫХ (ЗАЧЕТНЫХ) ЕДИНИЦАХ
8 Таким образом КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ, МОДУЛЬНЫЙ, КРЕДИТНЫЙ подход – единый и неразрывный принцип создания учебных программ в рамках Болонского процесса
9 Что такое компетенции? Компетенции – это ожидаемые и измеряемые конкретные достижения студентов (выпускников), которые определяют, что будет способен делать студент (выпускник) по завершении всей или части образовательной программы
10 Понятие компетенции по Tuningу включает: знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать); знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). В отличие от терминов «знание», «умение», «навык» понятие «компетенция» имеет интегральный характер.
11 Компетенции можно разделить на две группы: общие (универсальные) предметно- специализированные (профессиональные)
12 Виды общих компетенций в пилотных проектах ФГОС-3: общенаучные (ОНК) инструментальные (ИК) социально-личностные и общекультурные (СЛК).
13 Виды профессиональных компетенций в пилотных проектах ФГОС-3: общепрофессиональные (в соответствии с видами деятельности) (ОПК) профильно- специализированные (ПСК)
14 Определения модуля Словарные: Модуль (от латинского modulus – мера) – … 5) Отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-либо системы, организации, устройства: например, модуль космического корабля (Современный словарь иностранных слов. М., 1993). Модуль – … 3) перен. Вообще отделяемая, относительно самостоятельная часть какой-нибудь системы, организации (Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1999).
15 Определения модуля В системе образования: Модуль – относительно самостоятельная (логически завершенная) часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной профессиональной компетенции или группы родственных компетенций Модульная образовательная программа – совокупность и последовательность модулей, направленная на овладение компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации
16 Определения модуля Разночтения: модуль как часть дисциплины (дидактическая единица, раздел, глав, тема), изучение которой заканчивается определенным видом контроля модуль как учебная дисциплина (совокупность дидактических единиц; курс, рассчитанный на несколько семестров) модуль как группа родственных дисциплин модуль как совокупность всех видов учебной работы при формировании определенной компетенции или группы родственных компетенций
17 Классификация модулей по проекту TUNING: основные модули поддерживающие модули модули организационных и коммуникационных навыков специализированные модули (профилирующие / непрофилирующие / факультативные / элективные) модули переносимых навыков
18 Кредиты и кредитные системы При освоении студентами модулей за каждый из них должно начисляться определенное количество кредитных (зачетных) единиц, выступающих в качестве меры трудоемкости обучения и выражающей совокупность всех составляющих учебного процесса
19 При начислении кредитных единиц засчитываются: аудиторная нагрузка самостоятельная работа студента рефераты, коллоквиумы, контрольные, лабораторные и иные виды работ подготовка и сдача зачетов и экзаменов научно-исследовательская работа студента практики итоговая государственная аттестация и т.п.
20 Наиболее известные кредитные системы европейская (European Credit Accumulation – ECA) британская (Credit Accumulation and Transfer System – CATS) американская (US Credit System – USCS) азиатско-тихоокеанская (UCTS) Европейская система перевода и накопления кредитов – ECTS
21 Характеристики ECTS: Единая базовая годовая трудоемкость – 60 кредитных единиц 3-х летний бакалавр – х летний – 240 одногодичная магистерская программа – 60 двухгодичная магистерская программа –
22 Характеристики ECTS: единственный критерий при определении «стоимости» модуля, дисциплины и т. п. – величина учебного времени; количество кредитов не зависит от «важности» модуля или дисциплины для профессиональной подготовки и от «успешности» их освоения студентом
23 Характеристики ECTS: кредит – единица условная, она не обязана буквально совпадать с трудоемкостью каждой дисциплины, выраженной в академических или астрономических часах кредит отражает пропорциональное соотношение отдельных модулей в общей структуре образовательной программы распределение кредитов осуществляется «вертикально», «сверху»: от общей нагрузки образовательной программы или года обучения к нагрузке циклов обучения и отдельных модулей
24 Проект TUNING: Возможные отклонения от усредненных показателей учебной нагрузки и продолжительности обучения: продолжительность учебного года – недель; один кредит – часов учебной нагрузки в семестр; недельная учебная нагрузка – часа; годовой объем учебной нагрузки – часов
25 Кредиты в российской практике высшего образования с 2002 г. Минобрнауки России проводит эксперимент по использованию зачетных единиц в российских вузах разработана методика пересчета трудозатрат в зачетные единицы (Информационное письмо Минобразования России от 28 ноября 2002 года ин/13) разработано «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» (Информационное письмо Минобразования России от 09 марта 2004 года ии/15)
26 Основные способы пересчета последовательный пересчет часов в зачетные единицы (как правило в соотношении 1 : 36 – по Информационному письму Минобразования России от 28 ноября 2002 года ин/13) коэффициенты профессиональной значимости предмета или глубины его изучения
27 Образец методики пересчета Федеральный институт развития образования Сазонов Б. А. Учебно-методические рекомендации по расчету трудоемкости основных образовательных программ и учебной нагрузки студентов в зачетных единицах на основе ФГОС ВПО
30 Порядок создания образовательных программ на основе компетентностного и кредитно- модульного подходов 1. Определить набор универсальных и профессиональных компетенций для направления подготовки в целом 2. Определить основные (исходные на момент начала реализации ФГОС–3) профили обучения (могут исходно совпадать со специальностями или специализациями)
31 Порядок создания образовательных программ на основе компетентностного и кредитно- модульного подходов 2. определить перечень компетенций для каждого профиля 3. определить модули (группы дисциплин, практик и т. п.), формирующие данные компетенции и установить их пропорциональную трудоемкость из расчета 60 кредитов в год) 4. определить для каждого профиля в соответствии с макетом ФГОС–3 наполнение различных циклов обучения конкретными модулями (дисциплинами, практиками, формами отчетности и т. п.)
32 ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА БАКАЛАВРА ФИЛОЛОГИИ Общая структура Наименование модулей и дисциплинкредитычасы Б. IОбщеобразовательная часть программы Б. IIОсновная профессиональная часть программы Б. IIIДополнительная часть (факультативы)5180 Итого
33 ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА БАКАЛАВРА ФИЛОЛОГИИ Структура основной профессиональной части профиль «Отечественное языкознание», специализация «Коммуникативистика» Б. IIОсновная профессиональная часть программы Б. II.1Теоретический блок Базовые модули Модуль «Отечественное языкознание» Модуль «Коммуникативистика»20720 Б. II.2Переносимый (практический) блок20720
34 ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА БАКАЛАВРА ФИЛОЛОГИИ Перечень базовых модулей профиль «Отечественное языкознание», специализация «Коммуникативистика» Б. IIОсновная профессиональная часть программыкредитычасы Б. II.1Теоретический блок Базовые модули Основы филологии10360 Языкознание Литературоведение401440
35 ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА БАКАЛАВРА ФИЛОЛОГИИ Дисциплины, входящие в базовые модули профиль «Отечественное языкознание», специализация «Коммуникативистика» Основы филологии Введение в общую филологию Введение в славянскую филологию Введение в теорию коммуникации Языкознание Основы общего языкознания (Введение в языкознание) Теория и практика основного (русского) язык а История основного (русского) языка Литературоведение Основы теории литературы (Введение в литературоведение) История отечественной и зарубежной литератур
36 Этапы внедрения новых программ, основанных на компетентностном и кредитно-модульном подходе I.Традиционная форма обучения; выбор профиля; подготовка методического обеспечения; обучение преподавателей работе по новым программам II.В рамках новых программ студентам предоставляется возможность выбора индивидуальных траекторий (в том числе нестандартных); формируется институт тьюторов; одновременно апробируются модели учета преподавательской нагрузки в новых условиях III.Осуществляется переход на нелинейный график учебного процесса и новые формы преподавания (консультативно-самостоятельное обучение); реализуется мобильность студентов; вводится балльно-рейтинговая система контроля качества обучения и т. п.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.