Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВарвара Загоровская
1 Сергей Есенин
2 Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. (1925) (1925) Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. (1925) (1925)
3 Русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Родители – Александр и Татьяна Есенины – были крестьяне. Стихи Сергей начал писать с девяти лет. Став «учителем школы грамоты», Есенин уезжает в Москву, работает в мясной лавке с отцом, затем в книгоиздательстве, в типографии Сытина, параллельно учась ( ) на историко-философском отделении университета Шанявского. В 1914 году Анна Изряднова, работница Сытинской типографии, родила ему сына Юрия, и Сергей был заботливым отцом, пока не отправился в Петроград. Русский поэт Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии. Родители – Александр и Татьяна Есенины – были крестьяне. Стихи Сергей начал писать с девяти лет. Став «учителем школы грамоты», Есенин уезжает в Москву, работает в мясной лавке с отцом, затем в книгоиздательстве, в типографии Сытина, параллельно учась ( ) на историко-философском отделении университета Шанявского. В 1914 году Анна Изряднова, работница Сытинской типографии, родила ему сына Юрия, и Сергей был заботливым отцом, пока не отправился в Петроград. Родители Есенина
4 С 1985 г. В Константиново, на родине поэта, проводится Всероссийский есенинский праздник поэзии.
5 Дом, где родился поэт Село Константиново Село Константиново
6 Родители С.Есенина Александр Никитич, Татьяна Федоровна
7 Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направили его природный талант. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное – русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направили его природный талант.
8 С первых сборников («Радуница»1916, «Голубень», «Преображение», «Сельский часослов» 1918) Есенин показал себя тонким лириком, мастером образного пейзажа, певцом крестьянской Руси. Поэт очеловечивает животных, растения, явления природы, которые все вместе составляют особый, единый мир. Есенин с сестрами. Есенин с отцом и дядей.
9 Сельская начальная школа, где учился поэт Сельская начальная школа, где учился поэт
10 Спас-Клепиковская учительская школа
11 С. Есенин с работниками типографии
12 Первая книга стихов
13 Памятник С.Есенину в селе Есенино
14 Женщины в жизни Есенина Анна Изряднова С сыном Георгием Зинида Райх с сыном Констатином и дочерью Татьяной Айседора Дункан Галина Бениславская Софья Толстая
15 Примкнув к революционно настроенным рабочим, поэт оказался под надзором полиции.
16 С детства пишущий стихи в духе А.В. Кольцова и И.С. Никитина, Есенин в 1912 г. поступил в Суриковский литературно- музыкальный кружок. В 1914 году в московских детских журналах напечатано его стихотворение- «Береза». Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград и знакомится с А.А. Блоком, сближается с оказавшим на него немаловажное влияние Н.А.Клюевым. А.А. Блок Есенин и Клюев. Есенин 1915 г.
17 В начале 1918 году Есенин переезжает в Москву. Он приветствует революцию, пишет небольшие поэмы («Иорданская голубница», «Инония», «Небесный барабанщик», 1918), проникнутые предчувствием «преображения» жизни. В годах Есенин с Мариенгофом, Шершеневичем и Ивневым входит в группу имажинистов, становясь завсегдатаем литературного кафе «Стойла Пегаса». Однако уже в 1921 году Есенин выступил с критикой имажинистского «шутовского кривляния ради самого кривляния» и попрощался с вычурными метафорами в своей поэзии.
18 В августе 1917 года из Петрограда Есенин вместе с Зинаидой Райх (они познакомились в левоэсеровской редакции, где работала девушка) и вологодским поэтом Алексеем Ганиным отправился в путешествие на Север- на Соловки и дальше в Мурманск. Под Вологдой Есенин и Зинаида Райх повенчались в церкви. Но несмотря на рождение дочери Татьяны и сына Константина, семейная жизнь у поэта во второй раз не сложилась. В начале 1920 годов появляются сборники «Исповедь хулигана»(1921) и «Москва кабацкая»(1924), полные «развороченного бурей быта» (мотив, связанный с распавшимся браком Есенина с Зинаидой Райх), пьяной удали и надрывной тоски. Лирический герой этих лет- хулиган, скандалист, «пропойца с окровавленной душой». Он вынужден ковылять «из притона в притон», чтобы хоть немного забыться. Зинаида Райх. Сергей Есенин.
19 Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921). Трагическое мироощущение, смятение сердца отразились в цикле «Кобыльи корабли»(1920) и последней поэме Есенина «Черный человек»(1925). Сергей Есенин 1914 г. Сергей Есенин 1916 г.
20 В 1922 году Есенин женится на американской танцовщице революции Айседоре Дункан и едет в путешествие по Европе и Америке. Оно сопровождалось шумными скандалами, и по возвращении в Россию супруги расстались. На родину Есенин вернулся обновленным, желающим «быть певцом и гражданином… в великих штатах СССР». Он пишет свои лучшие произведения: стихотворения «Отговорила роща золотая…», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу…» и др., цикл «Персидские мотивы», матери», «Мы теперь уходим понемногу…» и др., цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина». Есенин с Айседорой Дункан (в центре).
21 Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет! Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет. Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне, Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне. И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж: Будто кто- то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож. Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь. Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть. Я по- прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том, Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом. Я вернусь, когда раскинет ветви По- весеннему наш белый сад. Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечалось, Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось,- Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось. И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет. Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне. (1924) (1924)
22 Мать Сергея Есенина Есенин с матерью
23 Тема родины у Есенина начинает приобретать драматический оттенок: гармоничный мир есенинской Руси раздваивается на «Русь Советскую» и «Русь уходящую». Приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого становится неуместной (сборники «Русь Советская», «Страна Советская»,1925). В стихах этого времени преобладают осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.
24 Последние два года жизни Есенин путешествует на Кавказ, в Ленинград, в родное Константиново. Неудачно женившись на внучке Л.Н. Толстого Софье, в конце ноября 1925 года измученный скитальчеством поэт попал в психоневрологическую клинику. В поэме «Черный человек» Есенин описывает свое прошлое как часть ночного кошмара. Внезапно прервав курс лечения, в ночь на 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер» поэт в состоянии глубокой депрессии, как принято считать, «Англетер» поэт в состоянии глубокой депрессии, как принято считать, покончил с собой. покончил с собой. Гостиница «Англетер»
25 Сохранилась запись описания похорон Есенина, не вошедшая в окончательный текст воспоминаний В. Шершеневича: «В день похорон Есенина зима сразу потеплела. И вот, когда несли тело, какая- то девушка сказала: «Даже зима, и та расплакалась по Есенину». Плакали зима, какой- то бродяга, Москва, вся страна. И стоил того Сергей, чтоб так плакали о нем… Мы понимаем, как тяжела для вас смерть этого единственного по своей величине поэта. Мы лишились поэта, который мог бы мастерски изобразить в своих стихах нашу эпоху… Своей смертью Сергей хотел заставить нас полюбить искусство и полюбить стихи…» Памятник Сергею Есенину
26 Дело поэта- Слово! Чем оно правдивее, душевнее, чем Совестливее и милосерднее ко всему живому на земле; чем нравственно- беспокойнее и благороднее; чем диалектичное и самокритичнее; чем суровей, нетерпимее к силам зла,- тем оно, это слово, благородней и действенней, светлее и человечнее и тем реальнее, значительнее вклад художника, владеющего таким словом сущей Правды, в перестройку. Именно таким было и навсегда останется бессмертное Слово Правды жизни гениального Сергея Есенина.
27 Сергей Есенин был и остается одним из любимейших российских поэтов. Живой интерес к Есенину особенно усилился после трагической гибели поэта. «И жизнь и смерть его,- замечал Алексей Максимович Горький в одном из писем,- крупнейшее художественное произведение, роман, созданный самой жизнью…»
28 Ты, словно капитан Земли, Нас призывал к любви, к Отчизне. А поздние стихи твои Твердят нам о несчастной жизни. Как жаль, что мало привелось Прожить тебе на этом свете. О том, что сердце улеглось. Ты воспевал в своем куплете. Ты нивы, рощи и леса В ряд ставил с мертвыми, с живыми. В стихах писал про чудеса И сказки превращались в были. Ты хулиганом называл Себя, по кабакам гуляя. Опавший клен ты прославлял И, в людях зла не замечая, Ты песни пел, веселым был, Не ведал то, что не случилось. Ты женщин пламенно любил, Но личной жизни не сложилось. И мать твоя все у окна Ждала тебя, молясь за сына. Ругала искренне она, жалела, Искренне любила. Но вот случилось в один миг: Поэзии лучи осели. И клен твой головой поник… Погиб великий С. Есенин. С.Есенин (1915)
29 ТВОРЧЕСТВО ТВОРЧЕСТВО Сколько критиков толковало о загадке редчайшей популярности Есенина, а, собственно, загадки- то и не было. Талант душевной распахнутости, искренности, обаяния природа соединила в одном человеке с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом». Такое случается, может, раз в столетие, а то и реже.
30 Стихи о Родине Стихи о Родине Стихи о природе Стихи о природе Любовная лирика Любовная лирика Философская лирика Философская лирика
31 Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», - вспоминал он впоследствии. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», - вспоминал он впоследствии. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы, сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы, сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
32 Писать о любви Есенин начал будучи подростком. Уже первые стихи о любви проникнуты тонким лиризмом. музыкальны, богаты средствами изобразительности. Излюбленный приём Есенина- сравнение любимой девушки с берёзкой. Писать о любви Есенин начал будучи подростком. Уже первые стихи о любви проникнуты тонким лиризмом. музыкальны, богаты средствами изобразительности. Излюбленный приём Есенина- сравнение любимой девушки с берёзкой. Зелёная причёска, девическая грудь …
33 Стихи о любви поэта настолько мелодичны, что легко ложатся на музыку и исполняются как романсы Стихи о любви поэта настолько мелодичны, что легко ложатся на музыку и исполняются как романсы Клён ты мой опавший, клён заледенелый…
34 Самые известные романсы на стихи Сергея Есенина:
35 Цикл «Москва кабацкая» - отражение кризиса в жизни и творчестве поэта. Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом, Отчего прослыл я шарлатаном? Отчего прослыл я скандалистом? 1925 год.
36 Этот цикл является вершиной творчества Сергея Есенина. Главная героиня цикла- юная Шагане. Цикл повествует о любви северянина к южанке. Этот цикл является вершиной творчества Сергея Есенина. Главная героиня цикла- юная Шагане. Цикл повествует о любви северянина к южанке. Руки милой- пара лебедей…
37 Жизнь Есенина трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице «Англетер». Что это было: трагическая случайность или запланированное убийство- остаётся загадкой. В кармане поэта было найдено прощальное стихотворение. Жизнь Есенина трагически оборвалась в Ленинграде, в гостинице «Англетер». Что это было: трагическая случайность или запланированное убийство- остаётся загадкой. В кармане поэта было найдено прощальное стихотворение. До свиданья, друг мой, до свиданья! Всё прошло, как с белых яблонь дым…
38 Значение творчества Сергея Есенина огромно. Он одним из первых крестьянских поэтов так тонко и мелодично заявил о своей любви к женщине и Родине. Этим он и запомнился потомкам. Значение творчества Сергея Есенина огромно. Он одним из первых крестьянских поэтов так тонко и мелодично заявил о своей любви к женщине и Родине. Этим он и запомнился потомкам.
39 Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром
40 Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок», хотя написано было автором еще в 1913 году. С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю. Стихотворение посвящено красавице-березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края. Ведь для поэта Россия и образ белоствольной березки неразрывно связаны. Впервые стихотворение «Береза» было опубликовано в 1914 году в детском журнале «Мирок», хотя написано было автором еще в 1913 году. С тех пор оно стало широко известным и полюбилось читателю. Стихотворение посвящено красавице-березе. Оно выражает любовь Есенина к природе родного края. Ведь для поэта Россия и образ белоствольной березки неразрывно связаны.
41 Когда великий русский композитор М.И.Глинка возвращался из-за границы на родину, он вышел из экипажа на дорогу и низко поклонился белой березке, как символу своей родины. Неудивительно, что такой поэт, как Есенин, глядя на зимнюю березку из своего окна, посвятил ей такие прекрасные строки. Неудивительно, что такой поэт, как Есенин, глядя на зимнюю березку из своего окна, посвятил ей такие прекрасные строки.
42 Это стихотворение показывает, как близка береза сердцу поэта, с такой ласковой любовью о ней говорится в лирическом произведении. Это стихотворение показывает, как близка береза сердцу поэта, с такой ласковой любовью о ней говорится в лирическом произведении. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром.
43 Посмотрим, какие эпитеты встречаются в стихотворении: «белая бахрома», «сонная тишина». Они говорят о душевном покое поэта. Как вы думаете, а почему именно березе посвящают свои стихи русские поэты? Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и невинна. Как вы думаете, а почему именно березе посвящают свои стихи русские поэты? Березка в русской поэзии – символ красоты, стройности, юности; она светла и невинна.
44 Вот оно, глупое счастье, С белыми окнами в сад! По пруду лебедем красным Плавает тихо закат. Здравствуй, золотое затишье, С тенью березы в воде! Галочья стая на крыше Служит вечерню звезде. Где-то за садом несмело, Там, где калина цветет Нежная девушка в белом Нежную песню поет.
45 Тема Родины – главная тема в творчестве С.А.Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его лирике. Тема Родины – главная тема в творчестве С.А.Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его лирике. Еще в ранних юношеских стихотворениях (в сборнике «Радуница) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная!», написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну: Еще в ранних юношеских стихотворениях (в сборнике «Радуница) автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная!», написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну: Если крикнет рать святая: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою». Дайте Родину мою».
46 Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Первый сборник поэта пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина. Люди, животные, растения, стихии и предметы – все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Первый сборник поэта пленяет не только свежестью и лиризмом, живым ощущением природы, но и образной яркостью. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.
47 Более 700 стихотворений было написано С.А.Есениным Более 700 стихотворений было написано С.А.Есениным Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень, рыжая кобыла, чешет гривы. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг ее подков. Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень, рыжая кобыла, чешет гривы. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг ее подков. Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.
48 «Гляну в поле, гляну в небо…» Гляну в поле, гляну в небо - И в полях и в небе рай. Снова тонет в копнах хлеба Незапаханный мой край. Снова в рощах непасеных Неизбывные стада, И струится с гор зеленых Златоструйная вода. О, я верю - знать, за муки Над пропащим мужиком Кто-то ласковые руки Проливает молоком. Гляну в поле, гляну в небо - И в полях и в небе рай. Снова тонет в копнах хлеба Незапаханный мой край. Снова в рощах непасеных Неизбывные стада, И струится с гор зеленых Златоструйная вода. О, я верю - знать, за муки Над пропащим мужиком Кто-то ласковые руки Проливает молоком.
49 «Край ты мой заброшенный» Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль? Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять. Крыши их запенились В заревую гать. Под соломой-ризою Выструги стропил, Ветер плесень сизую Солнцем окропил. В окна бьют без промаха Вороны крылом, Как метель, черемуха Машет рукавом. Уж не сказ ли в прутнике Жисть твоя и быль, Что под вечер путнику Нашептал ковыль?
50 «Я снова здесь…» Я снова здесь, в семье родной, Мой край, задумчивый и нежный! Кудрявый сумрак за горой Рукою машет белоснежной. Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо, И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо. Над куполом церковных глав Тень от зари упала ниже. О други игрищ и забав, Уж я вас больше не увижу! В забвенье канули года, Вослед и вы ушли куда-то. И лишь по-прежнему вода Шумит за мельницей крылатой. И часто я в вечерней мгле, Под звон надломленной осоки, Молюсь дымящейся земле О невозвратных и далеких.
51 «Быть поэтом…» Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. Быть поэтом - значит петь раздолье, Быть поэтом - это значит то же, Если правды жизни не нарушить, Рубцевать себя по нежной коже, Кровью чувств ласкать чужие души. Быть поэтом - значит петь раздолье, Чтобы было для тебя известней. Соловей поет - ему не больно, У него одна и та же песня. Канарейка с голоса чужого - Жалкая, смешная побрякушка. Миру нужно песенное слово Петь по-свойски, даже как лягушка. Магомет перехитрил в коране, Запрещая крепкие напитки, Потому поэт не перестанет Пить вино, когда идет на пытки. И когда поэт идет к любимой, А любимая с другим лежит на ложе, Чтобы было для тебя известней. Соловей поет - ему не больно, У него одна и та же песня. Канарейка с голоса чужого - Жалкая, смешная побрякушка. Миру нужно песенное слово Петь по-свойски, даже как лягушка. Магомет перехитрил в коране, Запрещая крепкие напитки, Потому поэт не перестанет Пить вино, когда идет на пытки. И когда поэт идет к любимой, А любимая с другим лежит на ложе, Благою живительной хранимый, Благою живительной хранимый, Он ей в сердце не запустит ножик. Но, горя ревнивою отвагой, Будет вслух насвистывать до дома: Ну и что ж, помру себе бродягой, Он ей в сердце не запустит ножик. Но, горя ревнивою отвагой, Будет вслух насвистывать до дома: Ну и что ж, помру себе бродягой, На земле и это нам знакомо. На земле и это нам знакомо.
52 «О, пашни, пашни, пашни…» О пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть, На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь. О пашни, пашни, пашни, Коломенская грусть, На сердце день вчерашний, А в сердце светит Русь. Как птицы, свищут версты Из-под копыт коня. И брызжет солнце горстью Свой дождик на меня. Как птицы, свищут версты Из-под копыт коня. И брызжет солнце горстью Свой дождик на меня. О край разливов грозных И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам Я школу проходил. О край разливов грозных И тихих вешних сил, Здесь по заре и звездам Я школу проходил. И мыслил и читал я По библии ветров, И пас со мной Исайя Моих златых коров. И мыслил и читал я По библии ветров, И пас со мной Исайя Моих златых коров.
53 «Поет зима…» Читают Кувшинов Денис и Рыжков Максим 7 «А» класс Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
54 Сыплет черемуха снегом, Зелень в цвету и росе. В поле, склоняясь к побегам, Ходят грачи в полосе. Никнут шелковые травы, Пахнет смолистой сосной. Ой вы, луга и дубравы,- Я одурманен весной. Радугой тайные вести Светятся в душу мою. Думаю я о невесте, Только о ней лишь пою. Сыпь ты, черемуха, снегом, Пойте вы, птахи, в лесу. По полю зыбистым бегом Пеной я цвет разнесу. «Черемуха»
55 «Нивы сжаты, рощи голы…» Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани.
56 «Лебедушка» Из-за леса, леса темного, Подымалась красна зорюшка, Рассыпала ясной радугой Огоньки-лучи багровые. Загорались ярким пламенем Сосны старые, могучие, Наряжали сетки хвойные В покрывала златотканые. А кругом роса жемчужная Отливала блестки алые, И над озером серебряным Камыши, склонясь, шепталися. В это утро вместе с солнышком Уж из тех ли темных зарослей Выплывала, словно зоре Выплывала, словно зоре нька, Белоснежная лебедушка. Позади ватагой стройною Подвигались лебежатушки…..
57 «Гой ты, Русь моя родная…» Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою". Гой ты, Русь, моя родная, Хаты - в ризах образа... Не видать конца и края - Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: "Кинь ты Русь, живи в раю!" Я скажу: "Не надо рая, Дайте родину мою".
58 Спасибо за внимание)))
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.