Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнгелина Бобырь
1 Педсовет «Совершенствование процесса воспитания посредством моделирования и построения воспитательных систем классов». Выполнил: Тяпаева И.А., зам. директора по ВР МБОУ СОШ 2 с. Александров - Гай
2 Цель: поиск путей совершенствования воспитательной системы школы мотивация педагогов на моделирование и построение воспитательных систем классов
3 Задачи: смоделировать новые подходы к совершенствованию системы воспитания в школе путём активизации деятельности классных руководителей; содействовать формированию у учителей научно обоснованных представлений о сущности, характерных чертах и основных компонентах воспитательной системы класса и процессе её создания; оказать методическую помощь классным руководителям в формировании воспитательной системы класса; научить моделированию системы, выявить основные проблемы в работе классных руководителей, наметить пути их решения.
4 «Человек не воспитывается по частям, он создаётся синтетически, всей суммой влияний, которым он подвергается. Поэтому отдельное средство всегда может быть и положительным, и отрицательным, решающим моментом является не его прямая логика, а логика и действие всей суммы средств, гармонически организованных». А.С. Макаренко.
5 Воспитательная система – это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования или его структурного подразделения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.
6 Модель воспитательной системы школы
7 Воспитательная система класса : основные компоненты и элементы системы.
8 Целесообразность создания воспитательной системы класса 1. Ребенок – сложная целостная система, он должен развиваться в условиях интегрированного воспитательного процесса, где все компоненты взаимосвязаны. 2. Воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, содействующая его личностному росту. 3. Системный подход позволяет классному руководителю рационально распределять свои усилия при организации воспитательного процесса в классе. 4. При создании воспитательной системы формируется «лицо» класса, его индивидуальный облик. 5. Воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.
9 Воспитательная система класса - это целостная совокупность взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых способствует целенаправленному и эффективному развитию всех членов классного коллектива
10 Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса Индивидно-групповой. Ценностно-ориентационный. Функционально-деятельностный. Пространственно-временной. Диагностико-результативный
11 Индивидно-групповой компонент классный руководитель; учащиеся; родители; педагоги и другие взрослые, принимающие участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.
12 Задание 1: составьте краткую характеристику класса, ВС которого будет проектироваться
13 Наиболее типичными ошибками при составлении характеристик являются: Недостаточно четко описаны преобладающие ценности и интересы уч-ся; Нет сведений о родителях и друзьях класса; Не всегда представлены достоинства, недостатки и проблемы жизнедеятельности класса; Не изложены результаты диагностики.
14 Ценностно-ориентационный компонент цель и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного коллектива; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. Это - ценностно-смысловое ядро системы.
15 Три вида цели: Идеальная – некий идеал, к которому стремятся общество, школа, педагог; Результативная – прогнозируемый результат, который планируется достичь за определенный период времени, выраженный в желаемом образе выпускника. Процессуальная – проектируемое состояние воспитательного процесса, необходимое для формирования желаемых качеств выпускника.
16 Перспективы жизнедеятельности Близкая перспектива - поход, дискотека, посещение выставки, концерта, экскурсия. Средняя – коллективное творческое дело, участие в конкурсе, смотре, соревновании. Далекая – успешно завершить обучение в школе, стать образованными и воспитанными личностями и т.п.
17 Задание 2. Выберите из имеющихся целей воспитания приоритетную. Формирование творческой личности учащихся. Способствовать воспитанию трудолюбивой и любознательной личности ребенка, уважающего живущих рядом людей. Создание условий для общения и совместной деятельности старшего поколения с младшим, помощь окружающим людям. Интеллектуальное развитие школьников, организация их познавательной деятельности, развитие любознательности учащихся. Сплочение классного коллектива, удовлетворение досуговых потребностей учащихся. Выработка готовности к самостоятельной жизни и труду. Формирование экологической культуры. Воспитание у детей патриотических чувств гражданина России. Формирование основ здоровья учащихся. Другое
18 Задание 3. Сформулируйте задачи воспитательной системы в соответствии с выбранной целью.
19 Задание 4: выберите из имеющихся принципов воспитания приоритетные Принцип приоритета интересов и потребностей школьников и их родителей. Принцип общечеловеческого развития на основе национальных, религиозных, местных традиций. Принцип индивидуализации и дифференциации. Принцип гуманизма и демократизации жизнедеятельности коллектива класса. Принцип интеграции воспитательно-образовательных усилий семьи, школы. Принцип открытости и доброжелательности. Принцип равенства всех участников воспитательного процесса. Принцип ответственности, взаимопомощи, взаимовыручки. Другое (дописать).
20 Типичные ошибки на этом этапе : Не всегда сформулирована ключевая идея воспитательной системы, нет её названия; Содержание цели не связано с процессом развития детей, недостатками и проблемами в жизни класса; Нереалистичность целей; Задачи не соответствуют цели; Смешение «жанров» формулировки принципов, неоправданное их копирование; Несоответствие возрасту и уровню развития коллектива.
21 Функционально-деятельностный компонент системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции воспитательной системы; педагогическое обеспечение и самоуправление жизнедеятельностью классного коллектива
22 Функции воспитательной системы образовательная; воспитательная, содействующая нравственному становлению личности школьника; защитная, связанная с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды; компенсирующая, предполагающая создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации; интегрирующая и корректирующая, заключающаяся в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок, как в классе, так и вне его.
23 Функции классного руководителя: «контролер»; «проводник по стране знаний»; «нравственный наставник»; «носитель культуры; «старший товарищ»; «социальный педагог»; «фасилитатор», оказывающий помощь учащимся в самопознании, самоопределении, самореализации
24 Задание 5: определите содержание деятельности коллектива Серия классных часов с определенной тематикой Совместные трудовые дела Встречи с интересными людьми Проведение народных праздников Подготовка концертов Походы, экскурсии Подготовка выставок творчества Спортивные игры Внеклассные мероприятия по отдельным предметам Поручения в классе Шефская помощь младшим Забота о людях
25 Пространственно-временной компонент эмоционально-психологическая, духовно- нравственная и предметно-материальная среда; связи и отношения классного коллектива с другими коллективами; место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения; этапы развития воспитательной системы
26 Задание 6. - Какую информацию о классе и в какой форме должен содержать в себе кабинет ? - Заполните схему взаимодействия класса с социумом.
27 Этапы становления и развития воспитательной системы I этап - проектирование системы (изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик членов классного коллектива, проектирование желаемого образа класса, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива); II этап - становление системы (укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы», апробирования форм и способов совместной деятельности, взращивание традиций классного коллектива.); III этап - стабильное функционирование системы (развитие самоуправления в классе, формирование индивидуальности классного коллектива, жизнь классного коллектива строится на основе традиций); IV этап - завершение функционирования или коренное обновление системы (характерны две тенденции: первая - постараться сделать так, чтобы лучшее в жизни класса стало достоянием всего школьного коллектива; вторая - искать новые идеи, формы и способы обновления жизнедеятельности в классе).
28 Диагностико-результативный компонент критерии эффективности воспитательной системы; формы, методы и приемы изучения результативности воспитательной системы.
29 Критерии эффективности воспитательной системы уровень воспитанности учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива, уровень самоуправления; репутация класса.
30 Методы изучения результативности 1. Методика оценки уровня воспитанности ученика. Автор- разработчик Н.П. Капустин. (для учащихся 1-4 классов) 2. Диагностика воспитанности школьников. Автор М.П. Нечаев. (для учащихся 5-11 классов) 3. Методика изучения социализированности личности учащегося. Автор-разработчик М.И. Рожков. 4. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности. Авторы-разработчики Л.В. Байбородова, Л.И. Ченявская. 5. Методика «Наши отношения». Автор-разработчик Л.М. Фридман. 6. Методика определения уровня самоуправления в ученическом коллективе. Автор-разработчик М.И. Рожков. 7. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Автор-разработчик А.А. Андреев. 8. Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения. Автор Е.Н. Степанов.
31 Основные направления деятельности по моделированию воспитательной системы класса п / п Основные направления Задачи 1. Изучение учащихся, отношений, общения и деятельности в классном коллективе 1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива. 2. Определить уровень сформированности классного коллектива, состояния в нем деловых и межличностных отношений. 3. Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность класса. 4. Определить эффективность учебно- воспитательного процесса.
32 Основные направления деятельности по моделированию воспитательной системы класса п / п Основные направления Задачи 2. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельност и классного коллектива 1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для всех членов классного коллектива. 2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.
33 Основные направления деятельности по моделированию воспитательной системы класса п/п Основные направления Задачи 3. Сплочение и развитие классного коллектива, создание развивающей среды личности ребенка 1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально- психологической и нравственной атмосферы в классе. 2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса.
34 Задание 8. Вы описывали отдельные элементы воспитательной системы класса, а сейчас попробуйте описать воспитательную систему класса.
35 Список литературы Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов /Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой.- М.: Сфера ТЦ, Степанов П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, Шамова Т.И., Шибанова г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М.: ЦГЛ,
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.