Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемbezmou.ucoz.ru
1 Часть 1 Современные концепции воспитания
2 Концепция воспитания - это система взглядов педагога, группы педагогов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, а также показатели его эффективности. это система взглядов педагога, группы педагогов на воспитательный процесс – его сущность, цель, принципы, содержание и способы организации, а также показатели его эффективности.
3 1. Системное построение процесса воспитания Разработана в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР и далее продолжена и развита учеными Владимиром Абрамовичем Караковским, Людмилой Ивановной Новиковой, Натальей Леонидовной Селивановой. Разработана в 1991 году учеными Института теории и истории педагогики АПН СССР и далее продолжена и развита учеными Владимиром Абрамовичем Караковским, Людмилой Ивановной Новиковой, Натальей Леонидовной Селивановой.
4 Воспитание – Воспитание – целенаправленное целенаправленное управление процессом управление процессом развития личности. развития личности. Главное – создание условий Главное – создание условий для целенаправленного для целенаправленного систематического развития систематического развития человека как субъекта человека как субъекта деятельности, как личности деятельности, как личности и как индивидуальности. и как индивидуальности.
5 Принципы Личностный подход Личностный подход Гуманистический подход Гуманистический подход Средовой подход Средовой подход Дифференцированный подход Дифференцированный подход Природосообразность Природосообразность Культуросообразность Культуросообразность Эстетизация среды Эстетизация среды
6 2.Системно-ролевая теория формирования личности ребенка Автором теории является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук ( 1991 год). Автором теории является казанский профессор, доктор педагогических наук Николай Михайлович Таланчук ( 1991 год).
7 Воспитание - это процесс человековедения ( человековедение – значит вести к человеческому идеалу), протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей.
8 Цель воспитания Цель воспитания заключается в заключается в формировании формировании гармонически гармонически развитой личности, развитой личности, готовой полноценно готовой полноценно выполнять систему выполнять систему социальных ролей. социальных ролей.
9 3.Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка Концепция разработана коллективом ярославских и калининградских ученых. Концепция разработана коллективом ярославских и калининградских ученых. Рожков М.И. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Байбородова Л.В. Гребнюк О.С. Гребнюк О.С. Ковальчук М.А. и др. Ковальчук М.А. и др.
10 Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию действия по созданию условий для развития условий для развития человека. человека.
11 Создание таких Создание таких условий осуществляется условий осуществляется через включение через включение ребенка в различные ребенка в различные виды социальных виды социальных отношений в учебе, отношений в учебе, общении, игре, общении, игре, практической практической деятельности. деятельности.
12 4. Формирование образа жизни, достойного Человека. Концепция Надежды Егоровны Щурковой, московского профессора педагогических наук. Концепция Надежды Егоровны Щурковой, московского профессора педагогических наук.
13 Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.
14 Цель - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека. В этой концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт многих педагогов. В этой концепции слились воедино главные научные идеи и богатейший, уникальный опыт многих педагогов.
15 Принципы Принцип ориентации на социально- ценностные отношения Принцип ориентации на социально- ценностные отношения Принцип субъектности Принцип субъектности Принцип принятия ребенка как данности Принцип принятия ребенка как данности Основу воспитательного процесса составляю такие направления как философическое, диалогическое и этическое воспитание.
16 Механизм формирования образа жизни, достойной Человека 11 класс Формирование жизненной позиции 9 – 10 классы Образ жизни, достойной Человека 7 – 8 классы Ценностное отношение к социальному устройству жизни к социальному устройству жизни 5 – 6 классы Формирование представлений о человеке как субъекте жизни о человеке как субъекте жизни 2 – 4 классы Нормы культурной жизни – истина, добро, красота 1 класс Формирование отношения к природе как к дому человечества как к дому человечества
17 5.Воспитание ребенка как человека культуры Данная концепция разработана известным ростовским ученым академиком Евгенией Васильевной Бондаревской. В фундамент концепции положен постулат «Век техники уступает место веку человека, и человечество ведет творческий поиск путей перехода от техногенной цивилизации ХХ века к антропогенной цивилизации будущего».
18 Воспитание - процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении. Цель – это целостный человек культуры.
19 6. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития Основные положения разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом (1995 год). Продолжили развитие концепции его ученики и коллеги Т.В.Анохина, В.П.Бедерханова, Н.Б.Крылова, Н.Н.Михайлова и др. Основные положения разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом (1995 год). Продолжили развитие концепции его ученики и коллеги Т.В.Анохина, В.П.Бедерханова, Н.Б.Крылова, Н.Н.Михайлова и др.
20 Воспитание - специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения. специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.
21 Педагогическая поддержка Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором. Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с коммуникацией, с жизненным, профессиональным, этическим выбором.
22 7.Самовоспитание школьников Автор концепции – ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Автор концепции – ярославский профессор Герман Константинович Селевко. Главное в становлении личности – процессы саморазвития. Главное в становлении личности – процессы саморазвития.
23 Самовоспитание - Процесс осознанного, управляемого самой личностью, развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
24 Цель – Цель – воспитать активного, инициативного самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствования. воспитать активного, инициативного самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, семьянина и мастера в своем деле, способного к постоянному жизненному самосовершенствования.
25 Развитие и саморазвитие/ Отклонение от норм развития 1-4 класс: Этика поведения Этика поведения ( Этическое недоразвитие, несамостоятельность ) 5 класс: Самопознание ( Психологическая неграмотность ) 6 класс: Самовоспитание ( Трудновоспитуемость ) 7 класс: Самообучение ( Отставание развития, неуспеваемость ) 8 класс: Самоутверждение ( Одиночество, отверженность ) 9 класс: Самоопределение ( Конформизм ) 10 класс: Саморегуляция ( Неуравновешенность ) 11 класс: Самореализация ( Асоциальность )
26 8. Воспитание на основе потребностей человека Автор концепции ижевский ученый Валерий Петрович Созонов ( 2000г) Воспитание – деятельность педагога, направленная на создание психолого – педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьников.
27 Потребности школьников: в творческой деятельности; в творческой деятельности; быть здоровым; быть здоровым; в защищенности, безопасности; в защищенности, безопасности; в уважении, признании; в уважении, признании; в смысле жизни; в смысле жизни; в самореализации; в самореализации; в удовольствии, наслаждении. в удовольствии, наслаждении.
28 Цель – обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащихся. обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащихся.
29 Часть 2 Современные подходы к воспитанию
30 Подход к воспитанию - это ориентация учителя или руководителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.
31 Большинство ученых утверждают, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента: Большинство ученых утверждают, что подход является комплексным педагогическим средством и включает в свой состав три основных компонента: основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики; основные понятия, используемые в процессе изучения, управления и преобразования воспитательной практики; принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности; принципы как исходные положения или главные правила осуществления воспитательной деятельности; приемы и методы построения процесса воспитания. приемы и методы построения процесса воспитания.
32 Понятия Понятийная составляющая представляет собой, как правило, целостную совокупность понятий. Одно из них является ключевым и обуславливает название самого подхода. Понятийная составляющая представляет собой, как правило, целостную совокупность понятий. Одно из них является ключевым и обуславливает название самого подхода. В системном подходе – понятие «система», В системном подходе – понятие «система», в деятельностном подходе -«деятельность», в деятельностном подходе -«деятельность», в коммуникативном – «коммуникация». в коммуникативном – «коммуникация».
33 Системный подход Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Сущность системного подхода заключается в том, что он является методологической ориентацией в деятельности, при которой объект познания или преобразования рассматривается как система. Система – не просто множество единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственной связи, а единство отношений и связей отдельных частей, обуславливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна благодаря сложной структуре взаимодействующих друг с другом элементов. Система – не просто множество единиц, в которой каждая единица подчиняется законам причинно-следственной связи, а единство отношений и связей отдельных частей, обуславливающих выполнение определенной сложной функции, которая и возможна благодаря сложной структуре взаимодействующих друг с другом элементов.
34 Принципы системного подхода Принцип целостности. Принцип целостности. Принцип Принцип коммуникативности(связи). коммуникативности(связи). Принцип структурности. Принцип структурности. Принцип управляемости и целенаправленности. Принцип управляемости и целенаправленности. Принцип развития. Принцип развития.
35 Метод моделирования Это метод познавательной и практической деятельности, позволяющей адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса. Это метод познавательной и практической деятельности, позволяющей адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты воспитательного процесса.
36 Деятельностный подход Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. Основная идея деятельностного подхода в воспитании связана не с самой деятельностью как таковой, а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка.
37 Принципы деятельностного подхода Принцип субъектности воспитания; Принцип субъектности воспитания; Принцип учета ведущих видов деятельности; Принцип учета ведущих видов деятельности; Принцип определения зоны ближайшего развития; Принцип определения зоны ближайшего развития; Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; Принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; Принцип проектирования ситуации воспитывающей деятельности; Принцип проектирования ситуации воспитывающей деятельности; Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности и другие. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности и другие.
38 Личностно- ориентированный подход Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности. Под личностно-ориентированным подходом принято понимать методическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
39 Часть 3 Воспитательная система класса
40 Что такое воспитательная система класса? Что такое воспитательная система класса? Это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
41 Компоненты воспитательной системы класса 2.Ценностно- 2.Ценностно- ориентационный ориентационный 3.Функционально-деятельностный 4.Пространственно-временной 5.Диагностико-аналитический 1.Индивидуально-групповой
42 Индивидуально- групповой компонент Классный руководитель, учащиеся, их родители, педагоги, другие взрослые Ценностно- ориентационный компонент Цели и задачи воспитания, перспективы жизнедеятельности класса, принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса. Функционально- деятельностный компонент Системообразующий вид деятельности, формы и методы организации совместной деятельности и общения; основные функции восп. системы; педагогическое обеспечение. Пространственно- временной компонент Эмоционально-психологическая, духовно-нравственная и предметно- материальная среда; связи и отношения класса с другими детьми и взрослыми; этапы становления и развития системы. Диагностико-аналитический компонент Критерии эффективности системы; методы, приемы ее изучения; формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов.
43 План работы по моделированию воспитательной системы класса Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива. Изучение класса, его учащихся, внутренней и внешней среды классного коллектива. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества. Сплочение и развитие коллектива класса. Сплочение и развитие коллектива класса.
44 Концепция воспитательной системы Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Цель и задачи воспитательной системы. Цель и задачи воспитательной системы. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества. Перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества. Механизм функционирования и построения воспитательной системы (этапы становления и развития, системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление, и т.д.) Механизм функционирования и построения воспитательной системы (этапы становления и развития, системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление, и т.д.) Критерии и способы эффективности воспитательной системы. Критерии и способы эффективности воспитательной системы.
45 Какой должна быть программа построения воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог должен найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы,направления и способы построения системы, которые в дальнейшем составят основу плана работы классного руководителя.
46 Ученые и практики в шутку и всерьез называют системный подход высшим пилотажем в педагогике. Ученые и практики в шутку и всерьез называют системный подход высшим пилотажем в педагогике. Желаем удачи! Желаем удачи!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.