Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнтонина Янковская
1 Федеральное агентство по образованию Филиал ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет» в г. Миассе Кафедра педагогики и психологии Квалификационная работа Психолого-педагогические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие младших подростков Автор работы: Чернышова Е.В. Специальность Педагогика и психология Гр. 309 Руководитель: Пичугина И.В. Доцент, кандидат пед. наук Миасс, 2010
2 Цель исследования: выявить и экспериментально проверить психолого- педагогические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие младших подростков. Объект исследования - эмоциональное благополучие младших подростков. Предмет исследования - психолого-педагогические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие младших подростков. Задачи исследования: Проанализировать особенности эмоциональной сферы подростков. Определить психолого- педагогические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие подростков. Разработать программу коррекционных занятий, направленных на формирование эмоционального благополучия у подростков.
3 Этапы исследования: 1. Констатирующий – сентябрь-октябрь 2007 г. 2. Формирующий – октябрь-март уч. г. 3. Контрольный – апрель 2008 г. Методы исследования: теоретические методы: анализ литературы по проблеме, сравнение, анализ, синтез; - эмпирические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, беседа, методы математической обработки данных. База исследования МОУ «средняя общеобразовательная школа 11» г. Миасс. Исследованием на констатирующем этапе были охвачены 20 детей в возрасте лет и 20 родителей. На этапе формирующего эксперимента 10 детей, 20 родителей и 10 педагогов. На контрольном этапе – 20 детей: 10 детей контрольной и 10 экспериментальной группы.
4 Эмоциональное благополучие младших подростков - устойчивое эмоционально-положительное самочувствие подростка в школе, основой которого является удовлетворение его возрастных, социальных потребностей (позитивная Я- концепция, успешность в сфере общения и учебной деятельности). Показатели эмоционального благополучия общее эмоциональное состояние ученика в школе; удовлетворенность учебной деятельностью; возможность достигать успеха и положительных учебных результатов; отношение к ситуациям проверки знаний; ожидание оценок со стороны значимых других; самооценка; удовлетворенность отношениями с учителем; удовлетворенность взаимоотношениями в первичном коллективе. Таким образом, проведенное исследование подтвердило целесообразность формирования эмоционального благополучия младших подростков, поскольку для них характерны: неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений; повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость; склонность к риску, агрессивности, поиск приемов самоутверждения; формирование самосознания своего "Я", эго идентичности.
5 Цель исследования экспериментально выявить факторы, влияющие на эмоциональное благополучие подростков и наметить пути их коррекции. Методы исследования: Констатирующий эксперимент: наблюдение, анкетирование, тестирование, опрос, беседа. Формирующий: беседы с педагогами и родителями, коррекционно-развивающая программа для детей, включающая 12 занятий с элементами тренинга Контрольный срез: наблюдение, тестирование, методы математической обработки данных. Методики: -Тест школьной тревожности Филлипса -методика диагностики родительского отношения (авторы А.Я. Варга, В.В. Столин). -«Социометрия». Задачи исследования: 1. Определить уровень тревожности подростков. Провести диагностику взаимоотношений в семье. Изучить особенности взаимоотношений подростков со сверстниками. 2. Разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу по формированию эмоционального благополучия подростков. 3. Провести контрольный срез и выявить результативность проведенной программы.
6 Этапы программы 1 этап просветительский – проведение бесед с подростками, их родителями и педагогами, чтение лекций. Этот этап включает два занятия; 1 занятие. Цель: дать представление учащимся, их родителям и педагогам об особенностях формирования личности в подростковом возрасте; 2 занятие. Цель: знакомство подростков, их родителей и педагогов с особенностями стресса, фрустрации, тревожности и факторами, влияющими на формирование негативных эмоциональных состояний, и способами борьбы с ними; 2 этап коррекционный – подбор и проведение игр, упражнений на снижение уровня тревожности, фрустрации. Целью этого этапа - является коррекция эмоциональных состояний подростков. Задачи: - снижение эмоционального напряжения, тревожности; - развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое; - обучение эффективным способам общения; - коррекция эмоциональной сферы подростка с помощью ролевых игр; - обучение ауторелаксации.
7 В результате диагностики тревожности, было выявлено, что уровень школьной тревожности по всем шкалам в контрольной группе выше, чем в экспериментальной. Основные страхи переживания подросток испытывает в общении со сверстниками.
8 Средние показатели по данным методики Варга-Столина 1. Отвержение 2. Социальная желательность 3. Симбиоз 4. Гиперсоциализация 5. Инфантилизация
9 Результаты социометрии Изучив особенности социально- психологического климата и межличностных отношений в данной учебной группе, мы пришли к выводу о том, что характер взаимоотношений в группе способствует формированию неблагоприятного эмоционального состояния большинства подростков. После проведенных занятий подростки научились понимать и адекватно проявлять свои эмоции и чувства. Атмосфера в классе улучшилась и стала способствовать благоприятному эмоциональному состоянию подростков.
10 Результаты выполнения квалификационной работы подтвердили выдвинутую гипотезу, достигнуты главная цель и задачи исследования: выявлены психолого- педагогические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие младших подростков, что дает основание сделать следующие выводы. 1. Проведенное исследование подтвердило целесообразность формирования эмоционального благополучия младших подростков. 2. Взаимоотношения младших подростков в школе со сверстниками и с педагогами и семейные взаимоотношения относятся к важным психолого- педагогическим факторам, влияющим на их эмоциональное благополучие. 3. Подобранный диагностический инструментарий определения уровня эмоционального благополучия предполагает комплексный подход и включает в себя оценку состояния тревожности в школе, статус в коллективе сверстников и оценку детско- родительских отношений. 4. Разработанная программа показала свою эффективность. Данная технология носит комплексный характер. Во-первых, коррекцией желательно охватить всех участников воспитательно- образовательного процесса: детей, их родителей и педагогов. Во- вторых, в коррекционную работу желательно вовлечь всех специалистов школы.
11 Изучаем эмоции
12 Рисуем настроение (упражнение «Прогноз погоды»)
13 «Волшебная рука»
14 Копилка обид
15 «Слепой и поводырь»
16 Благодарим за внимание!
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.