Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтепан Шталь
1 Живопись, мозаика, скульптура Эпиграф: Что за удивительная вещь искусство живописца! Он – чудотворец более великий, чем сама природа…искусство живописца претворило вымысел в подлинную жизнь. Христофор Митиленский ( г.)
2 Древнерусская живопись играла в жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живопись современная, и этой ролью был определен ее характер. Русь приняла крещение от Византии и вместе с ним унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово», воплотить в образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово». Поэтому эта живопись, как и архитектура Руси считалась «книгой для неграмотных».
3 В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи - мозаике и фреске. Систему росписи храмов русские мастера восприняли от византийцев, но и народное искусство повлияло на древнерусскую живопись. Мозаики и фрески Софии Киевской позволяют представить систему росписи средневекового храма. Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты) Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке Смотрим мозаики константинопольской Софии: образ Христа Вседержителя, образ императора Юстиниана, а затем смотрим образ Богоматери Оранты из киевской Софии, образ Дмитрия Солунского из киевского Владимирского собора.
4 Живопись Собор Святой Софии расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Мозаики Софийского собора в Киеве
6 Богоматерь Оранта Стена Нерушимая. Мозаика Софийского собора в Киеве е гг.
7 Архангел. Мозаика Софийского собора в Киеве е гг. Известковый грунт, смальта, кирпич, цветной камень.
8 Благовещение. Мозаика Софийского собора в Киеве. Явление Ангела Господня Деве Марии с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира. При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми.
9 Орнаментальные мозаики Софии Киевской состоят главным образом из цветочно-лиственных и геометрических мотивов с достаточно небольшими элементами. Декоративный фриз в абсиде Софии Киевской уникален: он состоит из укрупненных четырехконечных, так называемых грамматических крестов - свастик. Он состоит из укрупненных четырехконечных, так называемых грамматических крестов свастик (крест в виде четырех греческих букв гамма, похожих на русскую «Г», имеет в Восточной церкви название «грамматический», на Западе crux gammata). Свастика буквально означает «связанное с благом». Подобный архаический символ известен с эпохи верхнего палеолита ( до н. э.). В древнейшие времена он получил распространение в Индии как символ солнца, света и щедрости. Свастика входила в традиционную символику Китая, Древнего Египта и Ирана. Она нашла свое место и в раннехристианском искусстве.
10 Фрески Софийского собора Древние росписи были обнаружены случайно: в 1843 году в одном из южных приделов отвалился кусок штукатурки с масляной живописью и открылась фреска XI века. К 1846 году древняя стенопись была раскрыта.
11 Древние фрески находятся в удручающе плохом состоянии, ибо они претерпели многочисленные утраты. Стерты верхние красочные слои (масло слишком глубоко впиталось в штукатурку). Кроме этого изображения «угасают»: после реставрации их видимость из десятилетия в десятилетие становится все хуже. Они затухают, как фотографии на старых газетах, потому спешите их увидеть. В сравнительно лучшей сохранности стенопись в Сретенском и Апостольском приделах.
12 Среди фресковых росписей Софийского собора в Киеве своей исключительной значимостью отличается ктиторская фреска, где была изображена семья заказчика Софийского собора Ярослава I Владимировича. В центре огромной композиции, располагавшейся на уровне хор на трех стенах центрального нефа, напротив главного алтаря, находилось изображение Христа с фигурами княгини Ольги и князя Владимира. С двух сторон к этой группе подходили Ярослав и его супруга княгиня Ирина с их сыновьями и дочерьми. Возглавлял процессию Ярослав, державший в руках макет Софийского собора.
14 В центральной части собора помещен чрезвычайно выразительный образ Благовещения. Ангел в торжественном шествии благословляет Богоматерь, предвещая ей непорочное зачатие Спасителя мира. Обобщенная передача сюжетных событий на стенах собора предельно лаконична. Евнгельское повествование немногословно и эпически величаво.
15 Сцены охоты. Фреска Софийского собора в Киеве. Прорись В.А. Прохорова. Начало 1870-х гг е начало 1050-х гг
16 В XI в. было создано много произведений станковой живописи – икон –( от греческого - изображение, образ). Киево-Печерские сборники жизнеописания монахов сохранили даже имя знаменитого русского иконописца этого времени - печерского монаха Алимпия, который учился у греческих мастеров и «иконы писать хитр бе зело».
17 Иконы, как правило писались на липовой доске Специфика иконописного письма: Фигуры изображались плоскими и неподвижными, использовались особая система изображения пространства (обратная перспектива), вневременное изображение, фигуры не отбрасывают теней, свечение вокруг головы в виде круга (нимб). Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве Иконопись
18 Чтобы неукоснительно следовать канону, иконописцы пользовались в виде образцов либо древними иконами, либо иконописными подлинниками. Канон – свод положений, норм, правил. Мог быть лицевым и словесным Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве. Иконопись
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.