Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВиктория Коновницын
2 1. И. Кант : догматический период творчества. 2. И. Кант : критика чистого разума. 3. И. Кант о свободе, этике и правах человека.
5 « Свободная воля и воля, подчинённая нравственным законам – это одно и то же ». И. Кант
6 Иммануил Кант ( ), немецкий философ, основоположник немецкого классического идеализма, родился, жил и скончался в Кёнигсберге. В философском развитии Канта принято различать два периода. Первый период – ДОГМАТИЧЕСКИЙ или ДОКРИТИЧЕСКИЙ – с 1746 до конца 60- х годов. Второй период – КРИТИЧЕСКИЙ – начинается с 1770 года ( диссертация « О форме и принципах чувственного и « умопостигаемого мира ») и длится до конца деятельности Канта.
7 В докритический период Кант много и плодотворно работал над вопросами ФИЛОСОФИИ ПРИРОДЫ, в особенности КОСМОЛОГИИ. Его интересуют такие проблемы, как принцип измерения сил, происхождение и развитие Солнечной системы, история Земли, космическое значение приливного трения, определения относительного характера движения, происхождение целесообразного строения организмов и др.
8 В основе кантовской НЕБУЛЯРНОЙ ТЕОРИИ ( небес – туманность ) – гелиоцентрическая система Коперника, законы движения планет Кеплера, законы падения тел Галилея, закон всемирного тяготения Ньютона. Солнце, Земля, Луна и вся солнечная система предстали у Канта как нечто СТАВШЕЕ ВО ВРЕМЕНИ. Более того, он пытается понять и объяснить место, занимаемое Солнечной системой в Большой вселенной (« Всеобщая естественная история и теория неба »).
9 Напротив, естественная история жизни – неразрешимая задача для натуралиста, писал Кант ещё в докритический период своего творчества. Усиление мотивов агностицизма характерно для работы Канта « Опыт введения в философию понятия отрицательных величин ». Реальное основание, включающее в себя отрицательные определения, никогда не может быть познано из логического основания ( закона тождества и противоречия ).
10 В « критические » период своего творчества И. Кант полагал, что предшествующая философия зашла в тупик. Рационализм в своих попытках построить всеобъемлющую философскую систему запутался в неразрешимых противоречиях ( антиномиях ), а эмпиризм пришел к разрушительному для науки скептицизму. Этот результат был неизбежен, потому что и рационализм, и эмпиризм стояли на позиции ДОГМАТИЗМА.
11 По Канту, догматизм – это философия, пытающаяся познать мир, Бога и душу, создать метафизику, не изучив предварительно саму СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА К ПОЗНАНИЮ, прежде всего, - к познанию высшего рода, АПРИОРНОМУ ( АПОДИКТИЧЕСКОМУ ) ПОЗНАНИЮ ( аподиктический – безусловный, достоверный, основанный на логической необходимости «S должна быть Р »).
12 Кант называет ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫМ исследование, которое устанавливает условия познания предметов до и независимо от опыта, АПРИОРИ (a priori). Решая этот вопрос, Кант совершает свой КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ФИЛОСОФИИ : априорное познание и метафизика возможны лишь благодаря тому, что не познание сообразуется с действительностью, а САМИ ПРЕДМЕТЫ ДОЛЖНЫ СООБРАЗОВАТЬСЯ С НАШЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ.
13 Под КРИТИКОЙ Кант понимает : 1) точное выяснение познавательной способности, лежащей в основании каждой отрасли знания и философии, и 2) исследование ГРАНИЦ, далее которых не может простираться – в силу устройства самого сознания – компетенция теоретического и практического разума. Исследование правомерности этой претензии – задача кантовской критики.
14 Математика, естествознание и философия должны быть исследованы « Критикой », но это исследование стоит в каждом из этих случаев перед различными задачами. Поэтому основной вопрос критики « чистого », т. е. априорного, теоретического разума, распадается на ТРИ ВОПРОСА : об условиях возможности МАТЕМАТИКИ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ и « МЕТАФИЗИКИ » ( ФИЛОСОФИИ ).
15 Понять достоверность этих наук возможно лишь на основе идеалистического учения о ПРОСТРАНСТВЕ, ВРЕМЕНИ и о ПРЕДМЕТАХ ОПЫТНОГО ЗНАНИЯ. Эти формы знания, по Канту, - результат синтеза, или соединения АПРИОРНЫХ ФОРМ ОЩУЩЕНИЯ с АПРИОРНЫМИ ФОРМАМИ ЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. Пространство и время – не мыслительная ( логическая ) конструкция, но ВСЕОБЩАЯ ОСНОВА ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ всех вещей в мире и всех их отношений.
16 Безусловная достоверность математики коренится в априорных формах чувственности – пространстве и времени. Пространство, как априорное созерцание, лежит в основании геометрии, а время – в основании арифметики и алгебры (5+7=12). Условием достоверности естествознания являются априорные формы рассудка – субстанция и причинность, а также ещё 10 категорий.
17 Отсюда - ДИХОТОМИЯ ЗНАНИЯ по Канту : 1) совершенное знание ( математика ) имеет априорный, т. е. внеэмпирический, в неопытный характер ; 2) эмпирическое знание ( естествознание ) имеет апостериорный характер, т. е. вытекающий из опыта. На это деление накладывается деление знания на АНАЛИТИЧЕСКОЕ ( объясняющее ) и СИНТЕТИЧЕСКОЕ ( приращивающее ).
18 Отсюда, высшее, совершенное знание ( ГЕОМЕТРИЯ и МАТЕМАТИКА ) есть знание СИНТЕТИЧЕСКОЕ АПРИОРНОЕ. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА – есть знание АНАЛИТИЧЕСКИ - АПРИОРНОЕ. А ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, по Канту, есть знание СИНТЕТИЧЕСКИ - АПОСТЕРИОРНОЕ ( т. е. приращивающее - после опытное ).
19 Так и идеи Бога, бессмертия и свободы не могут быть почерпнуты из опыта, - это АПРИОРНЫЕ ИДЕИ ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА, т. е. нравственного сознания человека. Так, свобода недоказуема эмпирическими исследованиями. Свобода есть « вещь - в - себе », « трансцендентальный предикат » причинности существа, принадлежащего к чувственно воспринимаемому опыту.
20 ( выходящий за пределы ), по Канту, имеет ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ значение – всё то, что относится к априорным формам возможного опыта – это ФОРМАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЗНАНИЯ. Так, априорные формы разума ( метафизики ) – это идеи целостности, единства явлений.
21 Кант не оспаривает веры, он ставит под вопрос лишь претензии метафизики на ЗНАНИЕ того, что Бог и личное бессмертие БЕЗУСЛОВНО СУЩЕСТВУЮТ. Т. о. неизбежные противоречия рождаются в уме, поскольку понятия абсолютного, всеобщего, бесконечного, приложимые лишь к миру « вещей - в - себе » ( тезис ), применятся к миру эмпирии, опыта, где наличествуют только конечные вещи ( антитезис ).
22 Отсюда четыре АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА И. Канта : 1) мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве – мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве ; 2) всякая сложная субстанция состоит из простых частей – ни одна вещь не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого ; 3) причинность по законам природы недостаточна для объяснения всех явлений ; существует свободная причинность – нет никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы ; 4) к миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина – нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины.
23 Основа НРАВСТВЕННОСТИ, по Канту – это наше сознание ДОЛГА. Чувство долга есть свойство человеческого РАЗУМА. Разум создаёт два рода правил для поведения человека : одни из этих правил УСЛОВНЫ, другие – БЕЗУСЛОВНЫ. Условные веления не могут быть основой нравственности. Нравственные требования должны иметь АБСОЛЮТНЫЙ ХАРАКТЕР БЕЗУСЛОВНОГО ВЕЛЕНИЯ (= КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ ).
24 Имея абсолютное значение, долг не может быть только СРЕДСТВОМ для чего - то другого, но является ЦЕЛЬЮ само по себе. Такой целью является СВОБОДНАЯ и РАЗУМНАЯ ВОЛЯ : « ТЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОБОДНЫМ И РАЗУМНЫМ, - таков моральный закон. Идеал нравственности – республика свободных и разумных человеческих личностей. « Свободный тот, - писал Кант, - кто хочет сделать и всё вокруг себя свободным ».
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.