Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДарья Урусова
1 Артпедагогика в образовательной деятельности. Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. В.А. Сухомлинский
2 На базе образовательного центра ИНТОКС разработана программа повышения квалификации учителей «Артпедагогика в образовательной деятельности», рассчитанная на педагогов дошкольного и младшего школьного образования.
3 Обучение предполагает глубокое освоение методологии и техник различных направлений артпедагогики и арт-терапии; Обучение предполагает глубокое освоение методологии и техник различных направлений артпедагогики и арт-терапии; Обучение позволяет участникам интегрировать полученные знания и навыки в их педагогическую деятельность; Обучение позволяет участникам интегрировать полученные знания и навыки в их педагогическую деятельность; Обучение предполагает прохождение тренингов, нацеленных на личностный рост и развитие участников; Обучение предполагает прохождение тренингов, нацеленных на личностный рост и развитие участников; Практическая направленность программы реализуется через обучение в формате мастер- классов, арт-терапевтических тренингов, показ видеоматериалов, посещение музеев и творческих мастерских художников и скульпторов. Практическая направленность программы реализуется через обучение в формате мастер- классов, арт-терапевтических тренингов, показ видеоматериалов, посещение музеев и творческих мастерских художников и скульпторов.
4 Курс рассчитан на 72 академических часа. Курс рассчитан на 72 академических часа. Обучение очное по вечерам три раза в неделю. Обучение очное по вечерам три раза в неделю. По окончании слушатели защищают аттестационный проект и получают документ государственного образца о повышении квалификации. По окончании слушатели защищают аттестационный проект и получают документ государственного образца о повышении квалификации.
5 Предметы художественно- эстетического цикла всегда занимали и занимают особое место в воспитании детей. Искусство - важнейшее средство приобщения школьника к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно выражает и формирует отношения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе, ненавязчиво вводит ребенка в контекст культуры человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала в самом широком смысле. Предметы художественно- эстетического цикла всегда занимали и занимают особое место в воспитании детей. Искусство - важнейшее средство приобщения школьника к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание. Оно выражает и формирует отношения человека ко всем явлениям бытия и к самому себе, ненавязчиво вводит ребенка в контекст культуры человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала в самом широком смысле.
6 «Красота спасет мир» Самой жизнью диктуется необходимость решать важнейшие для нашего будущего задачи воспитания творческой личности ребенка, его способности строить жизнь по законам красоты. Формирование личности, развитие его творческого потенциала, самореализация человека зависят от многих факторов, среди которых важное место занимает его эмоциональное состояние и самочувствие. Поэтому не случаен интерес к артпедагогике - новому направлению в системе воспитания школьников через искусство и художественно - творческую деятельность (изобразительную, музыкальную, театрально-игровую).
7 Актуальность изучения и исследования артпедагогики определяется тем, что в последнее время в нашей стране бурно развивается психотерапия и активно осваиваются ее новые формы и модели. Актуальность изучения и исследования артпедагогики определяется тем, что в последнее время в нашей стране бурно развивается психотерапия и активно осваиваются ее новые формы и модели.
8 ПЕДАГОГИКА+ИСКУССТВО+ПСИХОЛОГИЯ= УСПЕШНЫЙ ЧЕЛОВЕК
9 Артпедагогика – самостоятельная отрасль педагогической науки, изучающая закономерности воспитания и развития человека средствами искусства. Артпедагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели – помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, с другими людьми, научиться познавать окружающий мир, то есть помочь развивающейся личности в ее социализации и самореализации.
10 Итак, артпедагогика – инновационное, практико ориентированное направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства. Итак, артпедагогика – инновационное, практико ориентированное направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства. Арт-педагогика подразумевает совместное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды учебной и внеучебной деятельности.
11 Её задачи и функции отличаются от существующих программ художественного воспитания тем, что в процессе обучения и воспитания не ставится цель научить ребенка рисовать («правильно», «похоже» и т.д.). Методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, предоставляют возможность для самовыражения и самопознания; помогают ребенку приобрести коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление.
12 Выделение концептуальных идей артпедагогики позволяет рассмотреть общую направленность этой отрасли педагогического знания. Концептуальные идеи артпедагогики Идея гуманизации Идея креативности Идея интегративности Идея рефлексивности
13 Гуманизация Гуманизация – стержень нового педагогического мышления, основной установкой которого является восхождение к личности, к человеку как высшей ценности. Гуманизация – стержень нового педагогического мышления, основной установкой которого является восхождение к личности, к человеку как высшей ценности. Идея гуманизма является основополагающей для артпедагогики и превращается в принцип деятельности арт педагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от его художественных, интеллектуальных и других способностей. Для артпедагогики характерен приоритет воспитательных целей над целями обучения. Идея гуманизма реализуется и в содержании воспитания, насыщении его «вечной» проблематикой (Добро и зло, Любовь, Мудрость, Красота), обращении к внутреннему миру ученика. Эффективное взаимодействие между учителем и учеником является основанием для взаимного развития, самосовершенствования и служит раскрытию индивидуального творческого потенциала. Для артпедагогики характерен приоритет воспитательных целей над целями обучения. Идея гуманизма реализуется и в содержании воспитания, насыщении его «вечной» проблематикой (Добро и зло, Любовь, Мудрость, Красота), обращении к внутреннему миру ученика. Эффективное взаимодействие между учителем и учеником является основанием для взаимного развития, самосовершенствования и служит раскрытию индивидуального творческого потенциала.
14 Идея рефлексивности Идея рефлексивности характеризуется готовностью и способностью творчески осмысливать и преодолевать проблемно – конфликтные ситуации, умениями обретать новые смыслы и ценности, умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, умениями ставить и решать неординарные практические задачи. характеризуется готовностью и способностью творчески осмысливать и преодолевать проблемно – конфликтные ситуации, умениями обретать новые смыслы и ценности, умениями адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, умениями ставить и решать неординарные практические задачи. Основным показателем рефлексивной культуры личности является способность работать в условиях неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества личности, о значении рефлексии в формировании мотивации школьников к саморазвитию. Основным показателем рефлексивной культуры личности является способность работать в условиях неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества личности, о значении рефлексии в формировании мотивации школьников к саморазвитию. Артпедагогика, используя средства искусства и организуя художественно – творческую деятельность детей, способствует интенсификации рефлексии и в сфере мышления, и в сфере общения, и в сфере деятельности, и в сфере самопознания.
15 Идея креативности Креативная педагогика учит детей учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего. Креативная педагогика учит детей учиться творчески, становиться созидателями самих себя и созидателями своего будущего. Сторонники креативности как феномена чаще выделяют 4 основных аспекта: Сторонники креативности как феномена чаще выделяют 4 основных аспекта: креативную среду, креативную личность, креативный продукт, креативный процесс.
16 Идея интегративности Одним из факторов раскрытия и реализации личностного потенциала учащихся является интегративность педагогического процесса. Идея интегративности заложена в самой сущности артпедагогики, основанной на использовании в воспитании различных видов искусства. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной деятельности направлено на обогащение нравственно-эстетического облика учащегося, воспитание у него эстетического отношения к искусству и к окружающему, формирование представлений о разных видах искусства и овладении практическими способами художественной деятельности.
17 Принципы артпедагогики: Принцип самовыражения и спонтанности. Принцип самовыражения и спонтанности. Принцип уникальности. Принцип уникальности. Принцип сотворчества. Принцип сотворчества.
18 Принцип самовыражения и спонтанности. Этот принцип проявляется в том, что каждый ученик в процессе предлагаемых занятий самовыражается, его творчество носит спонтанный характер. Этот принцип проявляется в том, что каждый ученик в процессе предлагаемых занятий самовыражается, его творчество носит спонтанный характер. Для обеспечения положительного эмоционального самочувствия и достижения гармонии с самим собой, с окружающими людьми необходимо давать безопасный выход своим эмоциям. В ходе выполнения творческих заданий укрепляется вера в собственные силы, развивается индивидуальность, реализуются собственные идеи. Ребенок осваивает дополнительные способы и средства выражения своих чувств, эмоций, самого себя.
19 Принцип уникальности. Этот принцип предполагает отсутствие заданного образца в предлагаемых учащимся творческих работах. Этот принцип предполагает отсутствие заданного образца в предлагаемых учащимся творческих работах. Любой результат – продукт индивидуального или коллективного опыта. Этим он интересен и уникален. Рисунок, выполненный ребенком, обладает самоценностью независимо от содержания, формы и качества, так как объективирует и сохраняет внутренние переживания и чувства ребенка. Реализация данного принципа требует организации свободной творческой деятельности детей таким образом, чтобы ее результат был заранее успешен и не являлся бы предметом оценки.
20 Принцип сотворчества. Ребенок становится личностью, благодаря общению и связанному с ним обособлению. Язык творчества один из самых эффективных языков в общении с другими людьми. В совместной творческой деятельности легче выявить индивидуальность каждого человека, увидеть его проблемы и трудности. Ребенок становится личностью, благодаря общению и связанному с ним обособлению. Язык творчества один из самых эффективных языков в общении с другими людьми. В совместной творческой деятельности легче выявить индивидуальность каждого человека, увидеть его проблемы и трудности. В процессе выполнения творческих заданий решается важнейшая задача воспитания – вхождение ребенка в социальную жизнь. Только в коллективе наиболее полно и ярко развивается и проявляет себя отдельная личность. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармоничного развития. Организация совместного рисования сотворчества помогает приобрести целый комплекс очень важных для социального развития навыков, способствующих достижению эмоционального благополучия ребенка в классе: признание и принятие другого (успешно работать с кем - либо можно, если понимаешь этого человека), взаимодействие, вовлеченность в групповую деятельность (человек становится членом сообщества людей, выполняющих единую задачу), коммуникация в группе (невозможно выполнить общую задачу, если не научился договариваться с другими людьми, не умеешь слушать другого, не умеешь донести до него свою идею), отношения взаимозависимости в группе, поддержка и доверие, групповая сплоченность (общий успех – это успех каждого).
21 Методы артпедагогики: направленное воображение; образно – символическое рисование; игры – задания с изобразительным материалом; совместная изобразительная деятельность. Применение различных артпедагогических методов дает возможность более основательно понять детей, поскольку рисунки отображают их эмоциональное и психологическое состояние.
22 Учителю рекомендуется отказаться от многих приемов работы, используемых на уроках. Основные правила следующие: неприемлемы команды, указания, требования, принуждение; неприемлемы команды, указания, требования, принуждение; ребенок вправе выбрать подходящие для него виды и содержание работы, изобразительные материалы и собственный темп; ребенок вправе выбрать подходящие для него виды и содержание работы, изобразительные материалы и собственный темп; ученик может отказаться от выполнения некоторых заданий, вербализации своих чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т.п. (способы включения детей в работу во многом зависят от педагогического такта и мастерства учителя); ученик может отказаться от выполнения некоторых заданий, вербализации своих чувств и переживаний, коллективного обсуждения и т.п. (способы включения детей в работу во многом зависят от педагогического такта и мастерства учителя); ребенок может просто наблюдать за работой товарищей или заниматься чем- либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам; ребенок может просто наблюдать за работой товарищей или заниматься чем- либо по желанию, если это не противоречит социальным и групповым нормам; запрещены оценивающие суждения, отметки, критика, наказания. запрещены оценивающие суждения, отметки, критика, наказания.
23 Какие же виды искусства доступны артпедагогике? Практически все: музыка, танец, театр…
24 Безграничны возможности изобразительного искусства Безграничны возможности изобразительного искусства рисование различными средствами и способами не только полезно, но и увлекательно! рисование различными средствами и способами не только полезно, но и увлекательно! Акварель и гуашь, уголь и карандаш. Кисточкой, руками, пальцами. Можно попробовать и разные материалы – природные, мел, воск, пластилин – на асфальте и стекле, бумаге и ткани. А для тех, кто уже все попробовал – песочная анимация и мультипликация! Кому-то очень нравится декоративно-прикладное творчество – бисероплетение, оригами и, бамажная пластика, изготовление кукол (народных, авторских, из соломы и ткани, из глины и пластилина).
25 При выборе тем в педагогической практике общепризнанна система доктора искусствоведения Михаила Яковлевича Либмана, в которой предлагаются следующие темы: - связанные с освоением изобразительных материалов; - позволяющие исследовать широкий круг проблем и переживаний участников группы; - направленные на изучение системы отношений и образа Я; - имеющие особую значимость для парной работы участников группы и для работы с семьями; - предназначенные для совместной изобразительной деятельности участников
26 В ходе артпедагогических занятий творческие произведения отличаются высокой степенью воображения, оригинальностью и неповторимостью. Результаты достигаются не только за счет использованных интересных тем, но и за счет структуры самого занятия. В ходе артпедагогических занятий творческие произведения отличаются высокой степенью воображения, оригинальностью и неповторимостью. Результаты достигаются не только за счет использованных интересных тем, но и за счет структуры самого занятия.
27 Структура занятия предполагает реализацию 3 – х последовательных этапов: 1. вводная часть; 2. изобразительная работа; 3. обсуждение.
28 В водной части занятия используем релаксирующие упражнения. В водной части занятия используем релаксирующие упражнения. В условиях школьной жизни дети часто испытывают внутреннюю напряженность, ощущают себя усталыми и раздраженными. Этому способствуют напряженная поза детей во время урока, ограниченное пространство, требования дисциплины, оценочная стимуляция и многие другие школьные традиции. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Поэтому, если обеспечить детям возможность расслабиться перед выполнением творческого задания, это принесет пользу всем.
29 Все техники релаксации основаны на принципе «контраста»: мышцы сначала напрягаются, а затем расслабляются. Все техники релаксации основаны на принципе «контраста»: мышцы сначала напрягаются, а затем расслабляются. Для расслабления большое значение имеет дыхание. Поэтому дыхательные упражнения завершают вводную часть занятия. Для расслабления большое значение имеет дыхание. Поэтому дыхательные упражнения завершают вводную часть занятия. Для разнообразия такие упражнения можно сопровождать позитивными образами: Для разнообразия такие упражнения можно сопровождать позитивными образами: «С каждым вдохом вы вдыхаете в себя только хорошее и с каждым выдохом выдыхаете плохое. Пусть хорошего войдет в вас много – много, а все плохое выйдет без остатка…» «С каждым вдохом вы вдыхаете в себя только хорошее и с каждым выдохом выдыхаете плохое. Пусть хорошего войдет в вас много – много, а все плохое выйдет без остатка…»
30 В ритуал вводной части можно включать танцевальные упражнения под музыку. Характер движения зачастую определяется содержанием основной части занятия. Если последующая тема предполагает экспрессивный выход творческой энергии, фейерверк цвета, мгновенные реакции, то музыка и танцевальные движения, соответственно, должны быть заводящие, раскрепощающие; если для успешной «проработки» темы требуется концентрация внимания, сосредоточенность, то музыка и движения направлены на расслабление и успокоение. И в том и в другом случае движения заканчиваются дыхательными упражнениями в сочетании с плавным движением рук. Участие в танцевальных движениях строго добровольное. Движения также эффективно сопровождать описанием позитивных образов, заряжая детей положительной энергетикой.
31 Например: «Представьте себя расцветающим деревцем или распускающимся бутоном. Энергия земли поднимается вверх, обновляя и наполняя все ваши клетки…, плечи расправились, подбородок поднялся. Посмотрите, какие вы красивые, уверенные, сильные…». Например: «Представьте себя расцветающим деревцем или распускающимся бутоном. Энергия земли поднимается вверх, обновляя и наполняя все ваши клетки…, плечи расправились, подбородок поднялся. Посмотрите, какие вы красивые, уверенные, сильные…». После того, как ученики заняли более или менее комфортную позу, закрыли глаза, расслабились, уравняли дыхание, следует этап подачи текста направленного воображения. После того, как ученики заняли более или менее комфортную позу, закрыли глаза, расслабились, уравняли дыхание, следует этап подачи текста направленного воображения. Тексты (фантазии, описания, путешествия) предлагаются в качестве внешних рамок повествования, которые ученик наполняет собственным содержанием. Их может разработать сам учитель, опираясь на собственные эмоциональные впечатления, или использовать подходящую прозу, медиативные сказки, метафоры, истории других авторов, несколько изменяя текст в соответствии с контингентом учащихся, их количеством, степенью восприятия. Тексты (фантазии, описания, путешествия) предлагаются в качестве внешних рамок повествования, которые ученик наполняет собственным содержанием. Их может разработать сам учитель, опираясь на собственные эмоциональные впечатления, или использовать подходящую прозу, медиативные сказки, метафоры, истории других авторов, несколько изменяя текст в соответствии с контингентом учащихся, их количеством, степенью восприятия.
32 Таким образом, педагог дает множество подсказок и предлагает разные варианты. Многие дети нуждаются в таких предложениях, чтобы раскрыть себя в творческих ассоциациях. Таким образом, педагог дает множество подсказок и предлагает разные варианты. Многие дети нуждаются в таких предложениях, чтобы раскрыть себя в творческих ассоциациях. Они выбирают тот стимул, который им больше подходит или осознают, что могут подумать и о других вариантах. Они выбирают тот стимул, который им больше подходит или осознают, что могут подумать и о других вариантах. В любом случае результатом изодеятельности становится индивидуальный образ, наполненный личными переживаниями и ощущениями. В любом случае результатом изодеятельности становится индивидуальный образ, наполненный личными переживаниями и ощущениями. Поэтому в определенной степени каждое задание является диагностичным и помогает лучше понять индивидуальные особенности личности ребенка.
33 После окончания направленного формирования образов по определенной теме следует этап рисования. Ученик, постепенно возвращаясь в свое обычное состояние и «переваривая» все те ощущения и образы, которые он увидел и прочувствовал при прослушивании, пытается передать их в своей изобразительной деятельности. Дети используют любые художественные материалы и техники. В процессе рисования учитель ходит по классу и оказывает необходимую помощь детям в работе.
34 Рисование, как правило, завершается обсуждением. Ребята имеют возможность поделиться своими впечатлениями и взглянуть на работу одноклассников. Рисование, как правило, завершается обсуждением. Ребята имеют возможность поделиться своими впечатлениями и взглянуть на работу одноклассников. Педагогу необходимо всячески поддерживать беседу, стимулируя ее разнообразными приемами, например: педагог просит ребенка описать картину; поделиться впечатлениями о своем рисунке; придумать название рисунку; педагог обращает внимание ребёнка на цвет, форму, размеры, помогая осознанию чувств: Педагогу необходимо всячески поддерживать беседу, стимулируя ее разнообразными приемами, например: педагог просит ребенка описать картину; поделиться впечатлениями о своем рисунке; придумать название рисунку; педагог обращает внимание ребёнка на цвет, форму, размеры, помогая осознанию чувств: «Что ты подразумеваешь под яркими цветами?», «Что для тебя значат темные цвета?»; педагог задает стимулирующие вопросы «На что это похоже?», «Как часто ты испытываешь такое настроение?», «Относится ли это каким – либо образом к твоей жизни?» и другие. Завершается занятие ритуалом прощания, который включает релаксационные дыхательные и мышечные упражнения и заключительные слова педагога. Завершается занятие ритуалом прощания, который включает релаксационные дыхательные и мышечные упражнения и заключительные слова педагога.
35 Основы знаний коррекционной педагогики В настоящее время педагогам часто приходится встречаться и работать с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии. В ряде случаев могут отмечаться не грубые формы нарушений, а легкие (слабовыраженные) отклонения от нормы. Специалистов и родителей волнуют такие вопросы, как диагностика, причины и проявления отклонений умственного, психического и физического развития детей. В настоящее время педагогам часто приходится встречаться и работать с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии. В ряде случаев могут отмечаться не грубые формы нарушений, а легкие (слабовыраженные) отклонения от нормы. Специалистов и родителей волнуют такие вопросы, как диагностика, причины и проявления отклонений умственного, психического и физического развития детей. Наиболее актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной реабилитации людей с недостатками развития в обществе. Наиболее актуальной проблемой является возможность социализации, адаптации и профессиональной реабилитации людей с недостатками развития в обществе. Поэтому педагогам необходимо знать основные способы, приемы, технологии и техники коррекции нарушений развития, уметь анализировать причины, их вызывающие, способы их предупреждения и компенсации, что в совокупности условно можно определить как основы знаний коррекционной педагогики.
36 Диагностика эмоционального состояния. Для диагностики эмоционального состояния учащихся используется рисуночные тесты «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Моя семья» и «Красивый рисунок». Для диагностики эмоционального состояния учащихся используется рисуночные тесты «Рисунок человека», «Несуществующее животное», «Моя семья» и «Красивый рисунок». Эти тесты позволяют получить информацию об эмоциональных проблемах и общих психологических состояниях ребенка, которые отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразные линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки. Эти тесты позволяют получить информацию об эмоциональных проблемах и общих психологических состояниях ребенка, которые отражаются, прежде всего, в формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности, относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на карандаш, своеобразные линии, размер рисунков, их размещение на листе, степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки.
37 Депрессия, снижение настроения. Признаки характерные для депрессивного состояния – это уменьшенный размер и размещение рисунка в углу листа (1/3 часть листа). Депрессия, снижение настроения. Признаки характерные для депрессивного состояния – это уменьшенный размер и размещение рисунка в углу листа (1/3 часть листа). Регуляция психомоторного тонуса. Сила нажима на карандаш, характеризующая особенности психомоторного тонуса, - важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Сильный нажим может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда может служить проявлением острой стрессовой реакции. Ослабленный нажим на карандаш встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии (нервном истощении). Линии рисунка не доводятся до конца – тоже признак астении. Очень слабый нажим на карандаш может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых людей. Регуляция психомоторного тонуса. Сила нажима на карандаш, характеризующая особенности психомоторного тонуса, - важный показатель уровня активности. Усиленный нажим свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Сильный нажим может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда может служить проявлением острой стрессовой реакции. Ослабленный нажим на карандаш встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии (нервном истощении). Линии рисунка не доводятся до конца – тоже признак астении. Очень слабый нажим на карандаш может говорить о недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных, застенчивых людей.
38 Тревога, тревожность, страхи. Характерная особенность – штриховая линия, которая выглядит как бы составленной из коротких кусков. Расположение рисунка в нижней части листа служит одним из признаков снижения самооценки. Негативные самооценочные высказывания до начала рисования и в его процессе говорят также о тревожности и сниженной самооценке. О высокой тревоге могут говорить множественные линии, эскизные линии, следы стертых и исправленных линии, штриховка, многочисленные уточнения инструкции при выполнения задания. Плотная штриховка – это признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Плотная штриховка – это признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые часто формируются при повышенном уровне тревоги. Увеличение размера рисунка – еще один признак повышенного уровня тревоги (рисунок занимает 2\3 листа и более). Колебания силы нажима на карандаш – это является признаком повышенной эмоциональной лабильности, т.е. склонности смене настроения.
39 Сфера общения (интровертность). Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большое значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т.е. способ изображения отдельных частей. Угловатось фигуры и ее худоба, вытянутость, изображение рук, прижатых к телу, - признак интровертности. Об особенностях общения человека с окружающими его людьми может многое сказать способ изображения кисти руки. Кисти резко уменьшены, почти отсутствуют – признак нарушения общения. В рисунках слабо представлены черты лица – тоже признак интровертности. Сфера общения (интровертность). Для оценки устойчивых личностных особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большое значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а содержательные, т.е. способ изображения отдельных частей. Угловатось фигуры и ее худоба, вытянутость, изображение рук, прижатых к телу, - признак интровертности. Об особенностях общения человека с окружающими его людьми может многое сказать способ изображения кисти руки. Кисти резко уменьшены, почти отсутствуют – признак нарушения общения. В рисунках слабо представлены черты лица – тоже признак интровертности. Сфера общения (экстравертность). Подчеркнуто экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены в стороны. Сфера общения (экстравертность). Подчеркнуто экстравертная поза – руки и ноги широко расставлены в стороны.
40 Демонстративность. Подробное вырисовывание, излишнее украшение рисунка - это признаки демонстративноси. Демонстративность. Подробное вырисовывание, излишнее украшение рисунка - это признаки демонстративноси. Отказ общения, отстраненность. Отказ общения, отстраненность. Руки спрятаны за спиной, спрятаны в кармане, скрещены на груди или уперты в бока – интерпретируется как признак отказа от общения.
41 Сфера социальных отношений. Сфера социальных отношений. Определенные признаки рисунков отражают психологические качества, нарушающие нормальное построение социальных отношений человека. Это такие качества, как агрессивность, негативизм, асоциальность и антисоциальность. Преувеличенные, очень хорошо проработанные кисти рук – признак агрессивности. Уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки силы мужественности – тоже признак агрессивности. Выразительный признак агрессивности – это изображение оружия, палки, режущих или рубящих орудий (нож, топор, пила). Изображение поднятой руки с большой ладонью – признак агрессивности. Изображение зубов – признак вербальной агрессии. Человек нарисованный со спины или в профиль часто сигнализирует о негативизме.
42 Тест «Красивый рисунок» позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка более определенно. Тест «Красивый рисунок» позволяет охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка более определенно. Цветовая гамма, используемая обследуемым, в значительно большей мере, чем черно – белый рисунок, характеризует его эмоциональное состояние.
43 Оранжевый цвет указывает на социабельность ребенка и склонность к легкому, но несколько поверхностному установлению контактов с окружающими. Он также говорит о высокой активности. Избыточное количество оранжевого цвета может служить свидетельством неусидчивости и нервозности.
44 Желтый цвет указывает на склонность ребенка к теоретизированию и недостаточную способность к воплощению в жизнь намеченных планов. Кроме того, желтый цвет ассоциируется с деструктивными тенденциями, ненавистью, обманом, трусостью и предрассудками.
45 Синий цвет связан с бесконечной далью или глубиной. Он обозначает небо, истину, надежность, гармонию, покой и надежду. Оказывает успокаивающее действие, однако в больших количествах может вызвать депрессию. Темно – синий цвет также ассоциируется с неподвижностью и холодом.
46 Фиолетовый цвет означает духовность, вдохновение, загадочность и мистику. Темно – фиолетовый указывает на уход от реальности в мир фантазии.
47 Белый цвет – символ единства и гармонии всех цветов, невинности, веры в истину.
48 Черный цвет – знак пустоты, отсутствия света и цвета. Он связан с загадочностью и тьмой, а также обозначает скорбь, печаль, зло, колдовство и бездуховность.
49 Коричневый цвет ассоциируется с землей, ростом, поддержкой жизни и плодородием.
50 Арт-терапевтические техники. Сегодня занятия художественным творчеством приобретают особое значение для психического развития ребенка. Изображая свои переживания, чувства, ребенок как бы заново переживает и «выплескивает» отрицательные эмоции на бумагу. Сегодня занятия художественным творчеством приобретают особое значение для психического развития ребенка. Изображая свои переживания, чувства, ребенок как бы заново переживает и «выплескивает» отрицательные эмоции на бумагу. Рисование, лепка или живопись красками являются безопасными способами разрядки напряжения. Кроме того, внутренние переживания легче выражаются с помощью зрительных образов, чем в разговоре. Эти задачи и решает в системе образования артпедагогика. Подобные занятия также способны повысить самооценку, контролировать свое поведение. Методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести ребенку коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление. А это очень важно. Ребенку нужен успех! Степень успешности во многом определяет его самочувствие, отношение к миру, желание творить. Помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи, эмоции, чувства, отстоять свои убеждения – главная задача педагога. Эти задачи и решает в системе образования артпедагогика. Подобные занятия также способны повысить самооценку, контролировать свое поведение. Методы и приемы артпедагогики развивают и усиливают внимание к чувствам, представляют возможность для самовыражения и самопознания, помогают приобрести ребенку коммуникативные навыки и опыт творческой работы в коллективе, развивают воображение и творческое мышление. А это очень важно. Ребенку нужен успех! Степень успешности во многом определяет его самочувствие, отношение к миру, желание творить. Помочь ребенку поверить в себя, в свои силы, выразить свои идеи, эмоции, чувства, отстоять свои убеждения – главная задача педагога.
51 Техника «Коллаж» В арсенале художественных материалов используется цветная бумага, красочные журналы. Применение этих средств помогает ребятам «снять» комплекс «я не умею рисовать» и содействует приобретению коммуникативных навыков. В арсенале художественных материалов используется цветная бумага, красочные журналы. Применение этих средств помогает ребятам «снять» комплекс «я не умею рисовать» и содействует приобретению коммуникативных навыков.
52 Лепка. Каракули. Применение различных пластичных материалов (глина, пластилин, тесто) наряду с красками целесообразно использовать, так как они в большей степени подходят для выражения сильных переживании, агрессивных чувств, страхов. Техника «Каракули» - спонтанное рисование любых по форме и размеру каракулей на листе бумаги успокоят ребенка.
53 Монотипия. Преодолеть психологические барьеры, негативные переживания, опасения, снять эмоциональное напряжение, тревожность - все это хорошо удается посредством техники "монотипия". Преодолеть психологические барьеры, негативные переживания, опасения, снять эмоциональное напряжение, тревожность - все это хорошо удается посредством техники "монотипия". Она выполняется красками на глянцевой бумаге, стекле или зеркале. Затейливые пятна- отпечатки - источник интересных ассоциаций. Работа над художественным образом пробуждает творческое воображение, фантазию, вызывает у участников философские размышления и глубокие чувства.
54 Артпедагог - это еще и активный наблюдатель. Его глаза и душа направлены на познание каждого ребенка как личности, на обеспечение психологического комфорта, доверия, теплоты и безопасности творящего ребенка. Артпедагог - это еще и активный наблюдатель. Его глаза и душа направлены на познание каждого ребенка как личности, на обеспечение психологического комфорта, доверия, теплоты и безопасности творящего ребенка. В учебном процессе любого образовательного учреждения можно хотя бы частично использовать методы артпедагогики. В учебном процессе любого образовательного учреждения можно хотя бы частично использовать методы артпедагогики. Во-первых, в структуре уроков искусства (музыка и изобразительное искусство), во-вторых, во внеклассной работе посредством организации кружковой работы определённой направленности. Необходимо использовать весь потенциал общеобразовательной школы как социального института. При желании её можно превратить в крупный семейный образовательный и досуговый центр и особенно для тех семей, где есть дети с проблемами.
55 Добро пожаловать в ИНТОКС!
56 Образовательный центр ИНТОКС Руководитель отдела артпедагогики Лада Валерьевна Шамшурина Телефон: (812)
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.