Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлиса Ярилова
1 По материалам экспертного доклада «Что происходит с малым бизнесом и вокруг него?» (Авторы: Алимова Т.А., к.э.н., доц., Буев В.В., Володин В.Б., Глазатова М.К., к.э.н., доц., Калмыков М.С., Чепуренко А.Ю., д.э.н., проф.)
2 Показатель Средние предприятия Малые предприятия (без микро- предприятий) Микро- предприятия Всего Число предприятий (на конец года) Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) н/д н/д Оборот предприятий (в ценах 2012 года) Инвестиции в основной капитал (в ценах 2012 года) н/д н/д 2
3 Предпринимательские страты Доля взрослого трудоспособного населения d и ранг России R среди стран GEM d*, %Rd, %R R R R Владельцы устоявшегося бизнеса 1,11432,28523,94532,84492,0565 Ранние предприниматели (ТЕА), в том числе: 3,49423,88502,79524,57544,3466 с добровольной мотивацией 2,51412,63512,52553,17532,7067 с вынужденной мотивацией 0,73361,12391,26411,23411,5849 Всего предпринимателей 4,60- 6,16 -6,73 -7,41- 6,39- Всего стран - участниц *d – доля соответствующей категории лиц в общей численности взрослого трудоспособного населения 3
4 Большой разброс уровня предпринимательской активности, в большинстве субъектов РФ ТЕА аномально низкий! 4 GEM: ТЕАрф = 4,57% ЦФО
5 5 СЗФО, ПФО, ЦФО УФО, СФО, ЦФО ЮФО, УФО, ЦФО, ПФО СКФО, ДВФО
6 Воздействие вступления в ВТО на МСП как «угрозы» переоценивается: 1)усиление ценовой конкуренции с продукцией, ввозимой из- за рубежа, чувствительно для незначительной части МСП 2)сектор услуг, в котором сосредоточена подавляющая доля МСП – 33,98%, устойчив к внешней конкуренции Возможности ВТО как средства распространения лучшей практики используются слабо: 1)усилить экспортно-ориентированные МСП поддержку, используя недискриминационный выход на рынки стран ВТО 2)создать в рамках имеющейся финансово-гарантийной инфраструктуры специальные инструменты для поддержки экспортноориентированным МСП
7 «Ведение бизнеса 2013»: Россия переместилась со 118-го на 112-е место, но по-прежнему в группе стран с наименее благоприятными для ведения предпринимательской деятельности условиями. «Обзор деловой конъюнктуры и работы предприятий за 2012 год» (BEEPS-2012): 1)признаки улучшения деловой среды в промежутке между 2009 и 2012 гг., 2)основные проблемы бизнеса неизменны - величина налоговых ставок, квалификация кадров, коррупция, 3)инновационные фирмы предлагают продукт, новый главным образом для самого производителя, либо для местного рынка, инновации для международного рынка предлагают лишь 10% фирм, 4)характеристики деловой среды даже в соседних регионах сильно разнятся, что затрудняет межрегиональную мобильность МСП. 7
8 Социально-экономическая модель не стимулирует в массовом масштабе ни добровольного, ни вынужденного предпринимательства низкая предпринимательская активность населения Появление группы средних компаний – потенциальных и реальных лидеров инновационных кластеров МСП Нарастание дифференциации в секторе (микро – малый – средний бизнес) по степени успешности, стратегии, уровню формализации и т.п., а также между сравнительно более успешными и отстающими регионами запрос на «разные политики» Государственная политика на секторальном уровне ориентируется на свой и заемный опыт 20-летней давности, на макроэкономическом уровне – недружественна МСП 8
9 Ограничения на продажу алкоголя (включая пиво) и табака (табачных изделий) в киосках и т.п. падение оборота; Реформа ЕСН: «дробление" единого социального налога на несколько взносов во внебюджетные гос фонды) с одновременным увеличением размера общей ставки увеличение административных издержек; Введение обязательности бухгалтерского учета для «упрощенцев» увеличение административных издержек; Резкое повышение для ИП фиксированных социальных платежей в ПФ и фонд обязательного медицинского страхования снижение рентабельности; Распространение порядка ведения кассовых операций на индивидуальных предпринимателей увеличение административных издержек. Итог: за 6 мес. легальную экономику покинули около 600 тыс. ИП 9
10 10 При общем ухудшении предпринимательского климата – выделение федеральных ресурсов на поддержку сектора МСП: Увеличение финансирования «федеральной программы поддержки МСП» по линии МЭР - ежегодно, мониторинг экономических и социальных эффектов и оценка эффективности этих госрасходов не проводится. Один из основных «приоритетов» - выдача грантов (безвозмездная и безвозвратная субсидия) начинающим предпринимателям на открытие (развитие) собственного дела. Финансирование рег. Программ – без учета особенностей рег. экономики и сектора МСП
11 Деловая среда (результативность региональных программ, качество институтов по общепринятым критериям и т.д.) Благоприятная Неблагоприятная Уровень развития МСП (доля в ВРП, число МСП на 1000 чел., доля занятости в МСП и др. показатели) Выше среднего по РФ Содействие инновационному МСП (через стимулирование взаимодействия «газелей» и университетов, поддержку участия МСП в экспорте и выставочной деятельности и т.д.) Содействие становлению инфраструктуры, включая предпринимательские объединения, обучение менеджмента инфраструктурных объектов и т.п. Ниже среднего по РФ Содействие формированию акселераторов МСП (ассоциаций бизнес-ангелов и венчурных капиталистов, коворкинг-центров, пропаганда успеха и т.д) Программы обучения предпринимательству во всех уровнях образования, поддержка МФО и самозанятости 11
12 Ключевую роль в подъеме сектора МСП должны и могут сыграть средние предприятия-«газели». Выделение и косвенная поддержка «газелей» – ключ к поддержке цепочек (кластеров) МСП; Необходимо продолжить и закрепить намечающиеся изменения в налоговой системе, направленные на передачу значительной части налогов от МСП на уровень местного самоуправления. 12
13 Меры по созданию и развитию инновационной инфраструктуры – как физической (технопарки и бизнес-инкубаторы), так и финансовой (институты развития, венчурная индустрия) могут быть успешны на основе «предпринимательских университетов», т.е. Нужна реальная «стыковка» политики в сфере образования и предпринимательства! 13
14 Стимулирование конкуренции между регионами за качество деловой среды (рейтинги Doing Business и т.п. результаты сопоставительных исследований как индикаторы результативности политики в отношении МСП со стороны региональных администраций), чтобы лучшие практики, существующие в некоторых субъектах РФ, становились предметом тщательного изучения и воспроизводства 14
15 Всем категориям МСП – равные (недискриминационные) условия доступа на рынок и сокращение административных барьеров, группам потенциального роста – содействие в решении специфических проблем (инновационные старт-апы, растущий средний бизнес) Разным типам территорий – разные «наборы» мер поддержки МСП (исходя из потенциала, дееспособности институтов и готовности администраций и бизнеса к сотрудничеству) Поддерживать МСП не через госструктуры, а через привлечение и поощрение потенциальных инвесторов (бизнес-ангелов, венчурных капиталистов) Лучшая политика по созданию квалифицированных рабочих мест – содействие формированию кластеров МСП вокруг «газелей» Уйти от конфликта интересов: один и тот же государственный орган не может заниматься разработкой принципов, отвечать за выполнение и проводить мониторинг и оценку эффективности политики Принцип «двух ключей», один – у предпринимательских объединений Нужны и мониторинг, и оценка эффективности политики – проводимые независимыми экспертными институтами Нужны регулярные обследования как предпринимательской активности, так и деловой среды 15
16 Текст доклада размещен: / / 16
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.