Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемДарья Пупышева
1 Спрос и предложение
2 Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.
3 СПРОС Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара.
4 Наличие спроса согласие уплатить за товар определенную цену, а значит, и согласие пожертвовать "в обмен" на покупку данного товара покупкой некоторого количества других товаров и услуг на ту же сумму.
5 На спрос оказывают влияние вкусы и предпочтения покупателей, их желания, но и размеры их денежных доходов и сбережений, а также цены предлагаемых товаров.
6 Объемом спроса называют количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся вкусы и предпочтения покупателей, цены данного и других товаров, величина денежных доходов и накоплений.
7 Ценой спроса называют максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
8 ценовая эластичность спроса, или эластичность спроса по цене. - это мера реакции величины спроса на данный товар или услугу (изменение объема потребления), вызванной изменением цены этого товара или услуги.
9 К товарам с эластичным спросом обычно относятся: предметы роскоши (ковры, драгоценности, деликатесы); товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор); легкозаменяемые товары (отдельные виды продуктов питания). Товары с неэластичным спросом включают: предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество, телефон); товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка); труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, клавиатура и т. д.).
10 Графический способ изображения функции спроса линия DD представляет графическое отображение функции спроса от цены. Она называется линией спроса. Абсциссы (Q) точек линии спроса характеризуют объем спроса, а ординаты (Р) - цены спроса
11 Изменение объема спроса Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены - движение вдоль линии спроса. при снижении цены с Р1 до P2 объем спроса увеличивается с Q1 до Q2.
12 Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, то произойдет сдвиг линии спроса от D1D1 до D2D2, так что при цене Р1 объем спроса возрастет с Q1 до Q3, а при цене Р2 с Q2 до Q4- В этом случае говорят, что увеличился сам спрос. Изменение спроса
13 закон спроса - при снижении цены объем спроса растет, и наоборот Известно одно исключение из этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Английский экономист Роберт Гиф-фен ( ) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продукт питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.
14 Цена – показатель качества. Пусть на какой-то товар при цене Р2 предъявлялся спрос в объеме Q2- Внеся незначительные изменения в конструкцию или внешний вид изделия, изготовитель повышает цену до Р1. Потребители, полагая, что рост цены означает и улучшение качества, увеличивают объем спроса до Q3. вместо того чтобы снизить его до Q1, т.е. переходят к новой линии спроса D2D2. Как только покупатели убедятся в том, что новый товар по своему качеству не отличается от старого, спрос на него вновь вернется к линии D1D1. Поэтому практика такого скрытого повышения цен может быть успешной лишь при непрерывной смене моделей, марок выпускаемых товаров, при значительном и даже избыточном их разнообразии.
15 Более краткое пояснение Спрос – отражает то количество товара, которое покупатели готовы купить по каждой из предложенных цен, в данном месте, в данное время. Закон спроса – при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены – повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара. Неценовые факторы, влияющие на спрос: 1. Уровень доходов в обществе; 2. Размеры рынка; 3. Мода, сезонность; 4. Наличие товаров-субститутов (заменителей); 5. Инфляционные ожидания.
16 Предложение характеризует готовность продавца продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени.
17 Объемом предложения называют количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. К числу этих условий относятся характер применяемой технологии, цены данного и других товаров, включая цены производственных ресурсов, наличие и размеры налогов и дотаций, а в природе эксплуатирующих отраслях и природно-климатические условия.
18 Цена предложения - это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.
19 Закон предложения количество товара, которое готов предложить производитель, увеличивается с ростом цены этого товара Это ценовой фактор На предложение также влияют некоторые неценовые факторы. Например, снижение налогов приводит к росту рыночного предложения. уровень технологии, цены ресурсов, уровень налогов и емкость рынка (количество потребителей) дотации (субсидии) производителям.
20 графическое отображение функции предложения от цены. линия SS Она называется линией предложения. Абсциссы (Q) точек линии предложения характеризуют объем спроса, а ординаты (Р) цены предложения. Линия предложения в отличие от линии спроса имеет здесь положительный наклон, с ростом цены увеличивается и объем предложения. Однако так бывает далеко не всегда.
21 следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара при повышении цены с P1 до P2 объем предложения увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора (например, в связи с неблагоприятными погодными условиями в случае сельскохозяйственного производства) изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии предложения с S1S1 до S2S2, так что при прежней цене P1 объем предложения составит лишь Q3, а при цене P2 Q4. В этом случае говорят, что уменьшилось само предложение.
22 Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по следующим причинам: а) понижение цен на применяемые в производстве данного товара ресурсы; б) понижение цен на товары, которые являются "конкурентами" данного товара в производстве (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови); в) повышение цен на товары, производимые "совместно" с данным товаром. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины; г) улучшение технологии производства данного товара; д) уменьшение налога на данный товар или введение дотации; е) благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье.
23 На рисунке отражена ситуация на рынке туристических услуг: линия спроса D переместилась в новое положение D1. (P – цена товара, Q – объем спроса товара) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с 1. ожиданиями экономического подъема 2. завершением туристического сезона 3. увеличением доходов потребителей 4. ростом числа туристических фирм
24 Более краткое изложение Предложение – отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене. Закон предложения – при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены – к снижению величины предложения. Факторы, влияющие на предложение: 1. Наличие товаров заменителей; 2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих); 3. Уровень технологий; 4. Объём и доступность ресурсов; 5. Налоги и дотации; 6. Природные условия; 7. Ожидания (инфляционные, социально-политические); 8. Размеры рынка.
25 1. На рисунке отражена ситуация на рынке зерна: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со) 1) предоставлением производителям зерна налоговых льгот 2) снижением цен на топливо и удобрения 3) ростом числа хлебопекарных и кондитерских предприятий 4) ожиданиями низкого урожая зерна
26 2. На рисунке отражена ситуация на рынке экзотических фруктов: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P – цена товара, Q – количество товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со) 1) высоким урожаем экзотических фруктов 2) снижением доходов потребителей 3) ростом таможенных пошлин на импорт фруктов 4) повышением тарифов на грузовые перевозки
27 3. На рисунке отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объем спроса товара). Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со) 1) ростом числа продавцов компьютеров на рынке 2) переходом многих пользователей на ноутбуки и нетбуки 3) снижением пошлин на ввод комплектующих для стационарных компьютеров 4) существенным удешевлением системных блоков и мониторов
28 4. На рисунке отражена ситуация на рынке телевизоров: линия спроса D переместилась в новое положение D1 (P – цена товара, Q – объём спроса товара). Это перемещение может быть вызвано в первую очередь 1) снижением доходов потребителей 2) увеличением налогов на производителей телевизоров 3) удешевлением технологии производства телевизоров 4) увеличением количества магазинов, торгующих телевизорами
29 5. На рисунке отражена ситуация на рынке производителей косметики: линия предложения S переместилась в новое положение S1 (P цена товара, Q объём предложения товара). Это перемещение может быть связано в первую очередь с 1) увеличением доходов потребителей 2) сокращением количества потребителей 3) снижением налогов на производителей косметики 4) закрытием ряда косметических фирм
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.