Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЕлизавета Кандаурова
1 Учитель начальных классов: Евсеева С.М. МАОУ «СОШ 9» г. Мегион То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно. Л. С. Выготский Л. С. Выготский
2 Достичь образовательных результатов Решить современные педагогические задачи Получить новые качества личности школьника Проектная деятельность
3 По мнению некоторых исследователей, на первых порах, в начальной школе, собственно проектная деятельность, включающая все её компоненты, ещё невозможна. Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи
4 В деятельностной педагогике ключевым является задачный принцип. В образовательной практике используются следующие типы задач : учебная конкретно-практическая творческая (олимпиадная) задача
5 Учебная задача направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения
6 Конкретно-практическая ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного материала Творческая (олимпиадная задача) задача, не имеющая готового формального способа решения
7 содержательно мотивировать поиск решения задачи в малой группе; оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации, но (в отличие от творческой задачи) с использованием известных детям способов действий; задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов. стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знал бы до решения этой задачи; научить самостоятельному выбору способа решения задачи (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи; Что не могут сделать в обучении перечисленный тип задач? Они не позволяют:
8 Идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования Главное условие проектных задач – создать возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию
9 – это задача, которая в квазиреальной, в квази модельной ситуациях использует те общие способы, средства действия, которые дети формулируют в рамках учебных задач. То есть это перенос общих способов, средств действия в квазиреальную модельную ситуацию, где мы можем увидеть, как дети действуют в малых группах в нестандартной ситуации. Проектная задача
10 Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий, способности младших школьников к проектированию Предмет исследования : система проектных задач Гипотеза: метод решения проектных задач позволяет вывести школьников на функциональный уровень сформированности УУД, повысить эффективность образовательного процесса при одновременном усилении учебной мотивации учащихся в обучении, способствует освоению младшими школьниками способами проектирования как базу для будущей проектной деятельности в основной школе
11 Целью проекта является изучение, разработка и использование системы проектных задач в обучении младших школьников как средство реализации требований ФГОС Задачи: 1. Выяснить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе. 2. Рассмотреть проектные задачи в контексте ФГОС. 3. Разработать проектные задачи для младших школьников и методические рекомендации для учителей начальных классов по применению системы проектных задач в начальной общеобразовательной школе. 4. Провести мониторинг уровня сформированности УУД.
12 Отличие проектной задачи от других типов задач: наличие квази жизненной ситуации, сочетающей в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действий конструировать собственный новый способ действия; имеет общий сюжет, задаётся реальная ситуация, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или неизвестных им способов действия; состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу; двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно; неопределённость относительно способа решения и конечного результата;
13 задания могут иметь определённые «шумы», создающие разные препятствия для решения поставленной задачи. Значительный объём материала, включающий описание ситуации, которая может быть представлена как в виде единого текста, так и отдельных отрывков зашумлённых сведениями, не относящимися к конкретной ситуации, отсутствие в описательной части всего объёма необходимой информации, что требует самостоятельного обращения к дополнительным источникам; отсутствие жёсткого определённого «ответа» вызывает необходимость использования и особых форм представления результатов решения задачи в виде различных текстовых, знаковых и графических средств, причём важно не просто владение перечисленными средствами, но и умение выбирать из них наиболее подходящее для описания результатов работы;
14 заключительное задание задачи может быть общей «сборкой», позволяющей собрать вместе всё то, что выполняла группа в отдельных заданиях
15 Какие педагогические эффекты имеет подобный тип задач задаёт реальную возможность организации сотрудничества детей при решении поставленной ими самими задачи учит (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им способов действий в ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены
16 В ходе решения проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности: рефлексировать целеполагать (ставить и удерживать цели) планировать (составлять план своих действий) моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное проявлять инициативу при поиске способа вступать в коммуникацию
17 Основные этапы любого проекта 1. Анализ ситуации. Переформули рование её в проблему. 2. Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей. 3. Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей. 4. Быстрая и точная постановка цели действия. 5. Выработка критериев постановки и достижения цели. 6. Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу. 7. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий). 8. Решение проблемы и анализ полученного результата. 9. Представле- ние окружающим полученного результата.
18 Структура проектной задачи Описание квази жизненной модельной ситуации, постановка задачи (этап анализа ) Задание 1 Задание 2Задание 3 Итоговое задание (этап синтеза) Дополнительные источники информации
19 Стратегии решения системы заданий в проектной задаче : Последовательность заданий жёстко и явно определена в соответствии с логикой решения поставленной задачи Выполнение заданий в любой последовательности Требуемая последовательность скрыта и должна быть выявлена самими учащимися
20 Проектная задача ориентирована: На применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приёмов не в стандартной форме. Ситуации по форме и содержанию приближенные к реальным.
21 Решение проектной задачи принципиально требует коллективно-распределённой деятельности учащихся – работы в малых группах. При этом формируются умения: Планировать ход решения задачи Распределять работу между членами группы Вырабатывать общую стратегию решения задачи, договариваться между собой Осуществлять взаимопомощь, взаимоконтроль
22 Типология проектных задач Моно- предметные Межпре- дметные Разновоз- растные Одновозрас- тные
23 Основная педагогическая цель проектных задач: В 1-3 классах: способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества; возможность наблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и целой группы школьников В 4-5 классах: выявление у школьников способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию
24 Динамика формирования ведущих мотивов Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов:
25 Динамика уровня сформированности компонентов творческого мышления
26 Динамика уровня сформированности творческого мышления
27 Уровни сформированности компонентов учебной деятельности
28 Результаты работы полученные лично автором: 1. Обобщены имеющиеся в педагогической практике исследования по проектной деятельности, рассмотрены её сущность, принципы и факторы развития. 2. Выявлены особенности организации проектной деятельности в младшем школьном возрасте. 3. Создана и апробирована система проектных задач. 4. Выявлены взаимозависимости процессов формирования проектной деятельности и формирования мотивационной сферы учащихся, показателей творческого мышления, самостоятельной продуктивной учебной деятельности.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.