Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемФилипп Слонимский
1 Периодизация литературного процесса ХХ века 1895 – 1925 гг. Дальнейшее развитие реализма и ранний модернизм 1918 – 1945 гг. Зрелый модернизм 1944 – 1975 гг. Новые формы реализма. Ранний постмодернизм 1970 – 1995 гг. Диверсификация и экспериментирование
2 Литература Великобритании и США ХХ век Лекция 3 Модернизм и его концептуальные формы Модернистский роман
3 Неоднозначность понятия МОДЕРНИЗМ (фр. modernisme, от moderne современный, англ. modernism) неоднозначное понятие, использующееся в науке в нескольких смыслах. В наиболее широком из них оно употребляется в западной эстетике и искусствознании XX в. для обозначения большого круга явлений культуры и искусства авангардно-модернизаторского характера, возникших под влиянием научно-технического прогресса в техногенной цивилизации 2 ой половины XIX - 1 ой половины XX в. (или даже несколько шире), начиная с символизма и импрессионизма и кончая всеми новейшими направлениями в искусстве, культуре и гуманитарной мысли XX в., включая все авангардные движения, вплоть до его антипода постмодернизма. // Философия: Энциклопедический словарь. М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина
4 Основные различия между модернистским и «реалистическим» мировосприятием 1. Реализм стремился к описанию существующей реальности, модернизм стремился моделировать свою реальность. 2. У реализма ХIХ в. отчетливо материалистическая установка - реальность первична. Для модернизма характерна идеалистическая установка - первичным является сознание или агностическая - мы не знаем, что первично и что вторично, и нам это не важно.
5 Основные различия между модернистским и «реалистическим» мировосприятием 3. Для реалистов ХIХ в. наиболее фундаментальным было понятие реальности. Для модернизма понятие реальности растворялось в аллюзиях, реминисценциях, в зеркальных отображениях одного в другом. Фундаментальным становилось понятие текста, который, обрастая цитатами, аллюзиями и реминисценциями, превращался в интертекст, а потом уже, в эпоху постмодернизма превратился в гипертекст.
6 Основные различия между модернистским и «реалистическим» мировосприятием 4. Для реалистического понимания литературы был характерен чисто романтический конфликт героя и толпы. В модернизме этот конфликт рассасывается, идея изображения личности с ее сложными душевными переживаниями уходит на второй план. 5. Если для реализма ХIХ в характерна «семейность», изображение семьи и ее микро- и макросоциальных проблем, модернизм рисует распад семьи и ее психическое нездоровье.
7 Модернизм изображает мир без будущего, мир в преддверии фашизма и тоталитарного сознания, атомной бомбы и массового терроризма. Руднев В. Словарь культуры ХХ века
8 James Joyce ( гг.) Я всегда пишу о Дублине, потому что, если я могу постичь суть Дублина, я могу постичь суть всех городов на свете. Дж.Джойс
9 Проза Джеймса Джойса «Портрет художника» (A Portrait of the Artist) «Святая контора» (The Holy Office) 1904 «Дублинцы» (Dubliners) «Газ из горелки» (Gas From A Burner) 1912 «Портрет художника в юности» (A Portrait of the Artist As a Young Man) «Изгнанники» (Exiles) «Улисс» (Ulysses) «Поминки по Финнегану» (Finnegans Wake)
10 «Дублинцы» (Dubliners) Сборник из 15 рассказов, в которых в импрессионистской манере изображена жизнь дублинцев средней руки. «Не моя вина в том, что мои рассказы пропахли отравой, гнилыми водорослями и вонью отходов. Дайте ирландскому народу как следует вглядеться в собственное отражение в моем отполированном зеркале.» Дж. Джойс
11 «Портрет художника в юности» Portrait of an Artist as a Young Man Роман как полемика между натурализмом и символизмом «Роман воспитания»/Bildungsroman Главный герой – Стивен Дедал. Место действия – Дублин как лабиринт, из которого надо найти выход.
12 «Портрет художника в юности» Portrait of an Artist as a Young Man Главные темы романа: отчуждение (alienation) изоляция отверженность предательство моральное падение поиск отца (духовно близкой личности)
13 «Портрет художника в юности» Portrait of an Artist as a Young Man Творческий потенциал героя сдерживают религия (искусство как новая религия) язык (язык не должен отражать реальность) национальность (побег из Ирландии)
14 Прием «поток сознания» Поток сознания (англ. Stream of consciousness) приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса.
15 «Улисс» (Ulysses) 1922 «Вы жалуетесь, что это написано не по-английски. Это вообще не написано. Это не предназначено для чтения... Это для того, чтобы смотреть и слушать. Здесь форма есть содержание и содержание есть форма.» С. Беккет «Задача, которую я ставлю перед собой технически, написать книгу с восемнадцати точек зрения и в стольких же стилях, которые, по-видимости, все известны моим друзьям коммерсантам, но никогда не были ими открыты...» (Дж.Джойс)
16 «Улисс» (Ulysses) 1922 Время: 16 июня 1904 г. (с 8 утра до 2-х ночи) Место: Дублин Герои романа: Леопольд Блум (Bloom), еврей, рекламный агент Стивен Дедал, молодой писатель Молли Блум, жена Леопольда Бык (Buck) Маллиган, студент-медик
17 «Улисс» (Ulysses) 1922 Ключевые лейтмотивы Стивена - смерть матери, разрыв, изгнание (разрыв со своей семьей, уход из башни Мартелло, разрыв с католицизмом, с Ирландией). Лейтмотивы Блума - измена Молли, самоубийство отца, смерть сына. Леопольд Блум и Стивен Дедал оказываются связаны внутренне между собой, а также с фигурой автора, и на протяжении всего романа готовится их встреча как встреча «отца» и «сына» в 15 эпизоде.
18 «Улисс» (Ulysses) 1922 «Джойс использует три основных стиля: 1. Подлинный Джойс: прямой, ясный, логичный, неторопливый. 2. Незавершенная, поспешная, рваная речь, представляющая собой…поток сознания, точнее, камешки, проложенные для перехода через поток сознания. 3. Пародирование всевозможных нероманных форм, стилей, свойственных литературным направлениям и отдельным авторам.» (В.Набоков)
19 «Улисс» (Ulysses) 1922 Одна из ключевых особенностей «Улисса» связь с «Одиссеей» Гомера. «Улисс» состоит из 18 эпизодов, каждому эпизоду «Улисса» соответствует эпизод из «Одиссеи»: «Я взял из «Одиссеи» общую схему «план», в архитектурном смысле, или, может быть, точней, способ, каким развертывается рассказ, и я следовал ему в точности». Д. Джойс
20 «Улисс» (Ulysses) 1922 «Если все сказать сразу, я потеряю свое бессмертие. Я вставил сюда столько головоломок и загадок, что профессора будут над ними целые столетия ломать головы, и это единственный способ обеспечить себе бессмертие.» Джеймс Джойс
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.