Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемГерман Шаповалов
1 Крестьянская община и ее роль в жизнедеятельности ясачных марийцев
2 Что же такое община? В условиях неизбежных природных и социальных невзгод мелкопоместным, маломощным хозяйствам марийцев лишь сообща можно было как-то жить и регулировать свою жизнь. Таким универсальным способом жизни для ясачных марийцев являлась сельская крестьянская община. В условиях неизбежных природных и социальных невзгод мелкопоместным, маломощным хозяйствам марийцев лишь сообща можно было как-то жить и регулировать свою жизнь. Таким универсальным способом жизни для ясачных марийцев являлась сельская крестьянская община. Община – это общественно-производственное объединение крестьян на началах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей. Община – это общественно-производственное объединение крестьян на началах самоуправления, самоорганизации, взаимопомощи и совместного владения землей.
3 Основы существования общины (во всех ее разнообразных видах - вервь, задруга, печище и др.) лежали в "самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество", - писал видный исследователь русской общины И.Н. Миклашевский. Основы существования общины (во всех ее разнообразных видах - вервь, задруга, печище и др.) лежали в "самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество", - писал видный исследователь русской общины И.Н. Миклашевский.
4 В источниках XVII века община упоминается как "волость", "волость с починки", "сотня волость", "себе усадом" и "деревня". Она могла состоять из нескольких дворов одной деревни или же нескольких поселений (отцовское родоначальное поселение с выселками) с десятками крестьянских дворов, обмежеванных в определенных земельных границах. В источниках XVII века община упоминается как "волость", "волость с починки", "сотня волость", "себе усадом" и "деревня". Она могла состоять из нескольких дворов одной деревни или же нескольких поселений (отцовское родоначальное поселение с выселками) с десятками крестьянских дворов, обмежеванных в определенных земельных границах.
5 Для общины характерно: совместное владение надельной землей, совместное владение надельной землей, уравнительность землепользования, уравнительность землепользования, принудительный севооборот, принудительный севооборот, общинный выпас скота, общинный выпас скота, общее владение лесами, озерами, речками, болотами, сенокосами и пастбищами общее владение лесами, озерами, речками, болотами, сенокосами и пастбищами
6 Обычно пахотные и сенокосные участки давались каждому дворохозяину после переделов по жребию. Иногда марийцы свои земельные участки передавали наследникам или, по решению общинного схода, иным родственникам. Обычно пахотные и сенокосные участки давались каждому дворохозяину после переделов по жребию. Иногда марийцы свои земельные участки передавали наследникам или, по решению общинного схода, иным родственникам.
7 Собственные бортные деревья в общинных лесах их владельцы обозначали своими родовыми "тамгами" знаками индивидуальной собственности конкретного крестьянского двора. Собственные бортные деревья в общинных лесах их владельцы обозначали своими родовыми "тамгами" знаками индивидуальной собственности конкретного крестьянского двора.
8 Крестьянская община являлась и важнейшим инструментом регулирования всех сторон хозяйственной и духовной жизни (языческие моления, народная педагогика) ясачных марийцев. Крестьянская община являлась и важнейшим инструментом регулирования всех сторон хозяйственной и духовной жизни (языческие моления, народная педагогика) ясачных марийцев. Для решения "мирских" дел все взрослые мужчины – дворохозяева обязаны были присутствовать на общинном (сельском сходе) сходе. Для решения "мирских" дел все взрослые мужчины – дворохозяева обязаны были присутствовать на общинном (сельском сходе) сходе.
9 Сход собирался 12 раза в месяц. На нем решались такие вопросы, как: выборы должностных лиц сотники, старосты, пятидесятники и десятники. выборы должностных лиц сотники, старосты, пятидесятники и десятники. наем пастуха, наем пастуха, прием в общину, прием в общину, переделы земли, переделы земли, распределение денежных сборов и других повинностей между членами общины. распределение денежных сборов и других повинностей между членами общины.
10 Ясачная марийская община выступала и как целостная фискально-податная единица. Ясачная марийская община выступала и как целостная фискально-податная единица. Общинники, связанные круговой порукой, обязаны были своевременно вносить в царскую казну требуемую денежную сумму, выполнять различные повинности и платить подати. Общинники, связанные круговой порукой, обязаны были своевременно вносить в царскую казну требуемую денежную сумму, выполнять различные повинности и платить подати.
11 Марийские общины не были замкнутыми единицами, то есть были свободны для вхождения в ее состав новых членов. Поэтому в крае было много смешанных марийскойй-русских общин. Это объясняется, очевидно, давними хозяйственно-культурными связями марийцев с русскими. Марийские общины не были замкнутыми единицами, то есть были свободны для вхождения в ее состав новых членов. Поэтому в крае было много смешанных марийскойй-русских общин. Это объясняется, очевидно, давними хозяйственно-культурными связями марийцев с русскими.
12 Раскладка податей и повинностей между отдельными дворохозяевами обычно производилась по ясакам на общинных сходах, исходя из посильных возможностей каждого крестьянского хозяйства. Раскладка податей и повинностей между отдельными дворохозяевами обычно производилась по ясакам на общинных сходах, исходя из посильных возможностей каждого крестьянского хозяйства.
13 Обычно на один марийский двор приходилось 0,5 ясака. По данным 1678 г., в 22 марийских общинах- волостях Галицкой дороги Казанского уезда почти 4/5 дворов платили подати в размере 0,5 ясака. С части взыскивали по 0,25 ясака. С обедневших взимали лишь "бобыльский" оброк. В то же время небольшое число деревенских богатеев платило по 1,52 ясака со двора. Обычно на один марийский двор приходилось 0,5 ясака. По данным 1678 г., в 22 марийских общинах- волостях Галицкой дороги Казанского уезда почти 4/5 дворов платили подати в размере 0,5 ясака. С части взыскивали по 0,25 ясака. С обедневших взимали лишь "бобыльский" оброк. В то же время небольшое число деревенских богатеев платило по 1,52 ясака со двора. В гг. в среднем с каждого ясака в казну взыскивали деньгами по 48 копеек, а продуктами по 1 четверти (четверть – 8 пудов) ржи и овса, пол-осмины ячменя. В гг. в среднем с каждого ясака в казну взыскивали деньгами по 48 копеек, а продуктами по 1 четверти (четверть – 8 пудов) ржи и овса, пол-осмины ячменя. К 1678 году денежная часть ясака возросла до 58 коп., а хлебные поборы в 2 раза, не считая многочисленных оброчных платежей, податей и повинностей. Это было весьма обременительно для натурального хозяйства марийскоййй деревни, где труд был дешев, а деньги очень редки. К 1678 году денежная часть ясака возросла до 58 коп., а хлебные поборы в 2 раза, не считая многочисленных оброчных платежей, податей и повинностей. Это было весьма обременительно для натурального хозяйства марийскоййй деревни, где труд был дешев, а деньги очень редки.
14 Таким образом, внутри марийскоййй общины появилась небольшая прослойка зажиточных дворохозяев, владевшая значительными площадями пашни, сенокосов и использовавшая труд обедневших своих сородичей. Основная же масса общинников в целом едва сводила концы с концами. Таким образом, внутри марийскоййй общины появилась небольшая прослойка зажиточных дворохозяев, владевшая значительными площадями пашни, сенокосов и использовавшая труд обедневших своих сородичей. Основная же масса общинников в целом едва сводила концы с концами.
15 «Мирские» должностные лица были подконтрольны общине, но утверждались в своей должности воеводской властью. «Мирские» должностные лица были подконтрольны общине, но утверждались в своей должности воеводской властью. Как низовое звено воеводского управления сотники и старосты обязаны были доводить до сведения общинников царские указы, воеводские наказы, своевременно собирать ясачные платежи, осуществлять рекрутский набор, разбирать мелкие проступки общинников, помогать воеводе в поимке беглых и т.д. Как низовое звено воеводского управления сотники и старосты обязаны были доводить до сведения общинников царские указы, воеводские наказы, своевременно собирать ясачные платежи, осуществлять рекрутский набор, разбирать мелкие проступки общинников, помогать воеводе в поимке беглых и т.д. Характерно, что в первой половине XVII века на ботанической должности в марийских общинах были служилые тарханы, а во второй половине века в основном крестьяне из числа самих общинников. Характерно, что в первой половине XVII века на ботанической должности в марийских общинах были служилые тарханы, а во второй половине века в основном крестьяне из числа самих общинников.
16 Равные в своих правах, общинники обычно помогали друг другу. В особенности в страдную пору и при новостройках. Равные в своих правах, общинники обычно помогали друг другу. В особенности в страдную пору и при новостройках. Помочи (мума, вума) устраивала семья, нуждающаяся в срочном выполнении неотложной трудоемкой работы, требующей определенного количества рабочих рук. В этом случае глава небольшой семьи обращался к родственникам, так как своими силами эта семья вовремя с работой не справлялась и упускала благоприятные сроки Помочи (мума, вума) устраивала семья, нуждающаяся в срочном выполнении неотложной трудоемкой работы, требующей определенного количества рабочих рук. В этом случае глава небольшой семьи обращался к родственникам, так как своими силами эта семья вовремя с работой не справлялась и упускала благоприятные сроки На общинные "помочи" (вимя) приходили не только родственники, но и соседи. Обычно эти коллективные работы выполнялись исключительно «за угощение». На общинные "помочи" (вимя) приходили не только родственники, но и соседи. Обычно эти коллективные работы выполнялись исключительно «за угощение».
17 В целом крестьянская община являлась действенным и сплачивающимся инструментом марийскоййй общности, самостоятельно регулирующим важнейшие стороны жизни деревни. В целом крестьянская община являлась действенным и сплачивающимся инструментом марийскоййй общности, самостоятельно регулирующим важнейшие стороны жизни деревни.
18 С П А С И Б О З А В Н И М А Н И Е ! Выполнила работу: ученица 9 «б» класса «Лицея Бауманский» г. Йошкар-Олы Тимошева Анна
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.