Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАлина Ястребова
1 Формирование метапредметных умений через работу с информацией Организатор: Вторая Санкт-Петербургская Гимназия Видеоконференцию вели педагоги Гимназии: Юркова Татьяна Анатольевна, к.п.н., заместитель директора по научно- методической работе Королева Елена Леопольдовна, учитель словесности, Зайко Татьяна Юрьевна, учитель биологии, Маханькова Светлана Геннадьевна, учитель словесности
2 Планируемые образовательные результаты, направленные на формирование информационных компетенций Ниже представлены рабочие материалы учителей Гимназии по направлением работы с информацией: Поиск информации Обработка информации Логические действия с информацией Оценка полноты и достоверности информации
3 Выпускник начальной школы класс класс 9 класс класс 1. Умение выполнять Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет. 2. Умение самостоятельно определять, какая информация необходима для решения. проблемного вопроса при организации проектной и исследовательской деятельности. 1. Умение определять, какая информация необходима для решения проблемного вопроса при организации проектной и исследовательской деятельности (под руководством учителя) 2. Умение грамотно формулировать поисковый запрос 3. Владение разными методами информационного поиска 1. Поиск в разных источниках неявно заданной информации. 2. Обобщение информации, заданной в разных источниках. 3. Определение основной и второстепенной информации. 1. Поиск единиц информации, заданных в явном виде, требующий дополнительного, но несложного осмысления в текстах разного назначения, словарях, источниках Интернет. 2. Умение определять, какая информация нужна для решения данной задачи. 3. Поиск единиц информации, заданных в явном виде в учебном, художественном, документальном тексте. 1. Поиск информации по заданному основанию, существенным признакам (в простом учебном тексте) 2. Поиск информации, представленной в явном и неявном виде (в простом учебном тексте) Поиск информации Формирование информационных умений
4 Выпускник начальной школы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс класс 1. Умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения проблемных вопросов. 1. Владение приемами отбора информации для систематизации материала. 1. Умение преобразовывать информацию, заданную знаковв- символическими средствами из одного вида в другой для решения задач. 2. Структурирование информации с использованием таблиц, схем, диаграмм, графов и понимание их. 3. Структурирование с использованием системы вопросов. 1. Умение Выделить основные блоки информации. 2. Умение Выделить главную и избыточную информацию. 3. Оформление информации с помощью знаковв-символических средств (таблицы). 4. Умение структурировать информацию на основе списков, ссылок, оглавления; умение озаглавить блок информации. Проводить селекцию найденной информации Фиксировать информацию разными способами: словесно, в виде таблицы, рисованной схемы, графически и т.д. Обработка информации Формирование информационных умений
5 Распределение планируемых образовательных результатов по возрастным параллелям Методический день обучения в Гимназии
6 Выпускни к начальной школы 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс класс 1. Выдвижение гипотезы и ее обоснование 2. Умение объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования 3. Построение доказательной базы. 1. Установление причинно-следственных связей с помощью учителя. 2. Самостоятельный выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации. 1. Выделение существенных и несущественных признаковвв объекта 2. Синтез целого из частей с достраиванием недостающих компонентов 3. Сериация и классификация на основе данных критериев 4. Классификация на основе дихотомии 5. Установление иерархических отношений, переход от признаковвв объектов к обобщенным понятиям 1. Умение выделять существенные признаки объекта 2. Составление целого из частей 3. Умение выполнять сравнения на основе указанных критериев 4. Умение выполнять переход от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом 1. Упорядочивать информацию по заданному или самостоятельно выбранному основанию 2. Сравнивать между собой объекты 3. Понимать инструкцию к выполнению задания, представленную разными способами (словесно, в виде таблицы, рисованной схемы). Устанавливать простые связи 4. Делать предположения и элементарные выводы, основываясь на личном опыте 5. Находить аргументы, подтверждающие выводы 6. Сопоставлять и обобщать информацию. Отвечать на поставленные в задаче вопросы Логические действия с информацией Формирование информационных умений
7 Выпускник начальной школы 5 -6 класс 7 класс 8 класс 9 класс класс 1. Умение анализировать результаты поиска информации с различных точек зрения: достоверности, полноты, полезности и современности. 2. Проверка правильности полученных результатов практическими методами самостоятельно. Умение анализировать достоверность полученной информации с помощью сравнения данных из различных источников самостоятельно. 1. Оценивать достоверность информации, используя различные источники, предложенные учителем. 2. Умение оценивать достоверность и полноту информации путем взаимной проверки результатов. 3. Проверка правильности полученных результатов практическими методами под руководством учителя. 4. Умение критически относиться к информации, полученной из неофициальных источников, составлять план проверки ее достоверности и полноты. 1. Умение оценивать полноту полученной информации на основе коллективного обсуждения. 2. Умение коллективно создавать эталон под руководством учителя и проверка достоверности информации с его помощью. 1. Умение оценивать достоверность полученной информации на основе эталона или информации учителя. 2. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, представленной в разных видах. 3. Обнаруживать недостоверность получаемых сведений. 4. Обнаруживать пробелы в информации. 5. Находить пути восстановления пробелов в информации. Оценка информации Формирование информационных умений
8 Опорный конспект Что? Виды? Для чего? Что? Виды? Для чего?
9 Опорный конспект… План Вторичный текст Пересказ Кластер Глоссарий Схема Рисунок ………
10 Опорный конспект Структурированная конструкция опорных сигналов, наглядно представляющая систему знаний, понятий и идей как взаимосвязанных элементов.
11 Зачем? Перевод информации на другую систему знаковвв Структурирование информации Выделение главного и второстепенного Установление логических связей Лучшее понимание и усвоение информации Перевод информации на другую систему знаковвв Структурирование информации Выделение главного и второстепенного Установление логических связей Лучшее понимание и усвоение информации
12 Опорный конспект - метод обучения, обеспечивающий взаимодействие педагога и учащегося на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаковвв, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Ученическая шпаргалка составляется на тех же принципах. Опорный конспект - метод обучения, обеспечивающий взаимодействие педагога и учащегося на основе предельного обобщения, кодирования, «свертывания» знаний с помощью условных знаковвв, символов, схем, графиков, таблиц и их последующего «развертывания», полноценного воспроизведения в сознании учащихся. Ученическая шпаргалка составляется на тех же принципах.
13 Основные принципы составления опорного конспекта (по В.Ф.Шаталову): Лаконичность. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций. Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов). Унификация печатных знаковвв. (Шрифт). Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов. Ассоциативность. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации; Доступность воспроизведения. Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Цветовая наглядность и образность требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание. Основные принципы составления опорного конспекта (по В.Ф.Шаталову): Лаконичность. В конспекте находит отражение лишь самое главное в этой теме, изложенное с помощью символов, схем, формул, ассоциаций. Структурность предполагает использование приема укрупнения дидактических единиц знания. Смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов). Унификация печатных знаковвв. (Шрифт). Бывает удобно ввести определенные знаки-символы для обозначения ключевых или часто повторяющихся слов. Ассоциативность. При составлении опорного конспекта следует подбирать ключевые слова, предложения, ассоциации, схемы. Удачный образ позволяет оживить в памяти рассказ по ассоциации; Доступность воспроизведения. Простота требует избегать вычурных шрифтов, сложных чертежей и оборотов речи. Цветовая наглядность и образность требует разнообразить опорные конспекты и блоки по форме, структуре, графическому исполнению, цвету, поскольку одинаковость очень затрудняет запоминание.
14 1. Облегчить восприятие структуры явления благодаря преобразованию линейного построения текстовой информации в сжатую обобщенную форму. 2. Активизировать мышление учащегося в процессе переработки информации в таблицы, схемы, кластеры, символы и т.п. 3. Освоить форму анализа явлений через синтез (знаковввое моделирование). 4. Научиться использовать способ схематической визуализации знания. 1. Облегчить восприятие структуры явления благодаря преобразованию линейного построения текстовой информации в сжатую обобщенную форму. 2. Активизировать мышление учащегося в процессе переработки информации в таблицы, схемы, кластеры, символы и т.п. 3. Освоить форму анализа явлений через синтез (знаковввое моделирование). 4. Научиться использовать способ схематической визуализации знания. Опорный конспект помогает
16 ВЕТЕР Ветром называется перемещение масс воздуха из области высокого атмосферного давления в область с низким давлением. Ветер характеризуется силой (скоростью) и направлением. Ветер по своей структуре не однороден. Он может быть струйным (ламинарным), когда слои воздуха движутся не перемешиваясь, т.е. их частицы не переходят из слоя в слой. Такое движение воздуха обычно бывает при слабых ветрах. Если же скорость ветра превышает 4 м/с, то частицы воздуха начинают двигаться беспорядочно, его слои перемешиваются и движение воздуха приобретает турбулентный характер. Чем выше скорость ветра, тем больше турбулентность, тем больше скачки скорости в отдельных точках воздушного потока и тем более порывистым становится ветер, возникают шквалы. Скорость шквального ветра достигает 20 м/с и более, а в отдельных порывах м/с. Вертикальные вихри со скоростью до 100 м/с в грозовом облаке образовывают смерчи. ВЕТЕР Ветром называется перемещение масс воздуха из области высокого атмосферного давления в область с низким давлением. Ветер характеризуется силой (скоростью) и направлением. Ветер по своей структуре не однороден. Он может быть струйным (ламинарным), когда слои воздуха движутся не перемешиваясь, т.е. их частицы не переходят из слоя в слой. Такое движение воздуха обычно бывает при слабых ветрах. Если же скорость ветра превышает 4 м/с, то частицы воздуха начинают двигаться беспорядочно, его слои перемешиваются и движение воздуха приобретает турбулентный характер. Чем выше скорость ветра, тем больше турбулентность, тем больше скачки скорости в отдельных точках воздушного потока и тем более порывистым становится ветер, возникают шквалы. Скорость шквального ветра достигает 20 м/с и более, а в отдельных порывах м/с. Вертикальные вихри со скоростью до 100 м/с в грозовом облаке образовывают смерчи.
17 Логическая модель Подходы к структурированию информации Фреймовая модель Модель семантической сети Продукционная модель
18 Информационный Классификация учебных текстов на основе фреймов Повествовательный Рассуждающий «сравнение»«понятие» «цель-действие-результат»«проблема»
19 Примеры граф-схем для фрейма «понятие» основные характеристики понятие Главная идея Поддерживающие детали
20 Примеры граф-схем для фрейма «понятие» КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА ( СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ) ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) 1……………. 2……………. 3……………. 4……………. 5…………….. /во время чтения/ 1…………….. 2…………….. Таблица-синтез (Разработано Загашевым И.О.)
21 Граф-схемы фрейма «сравнение» новое известное «Кольца Венна». Различное Общее Различное "Сводная таблица" (описана Дж. Беллансом) Тема 1Тема 2Линия сравнения Тема 3Тема 4
22 Типы интеллекта по Говарду Гарднеру вербально-лингвистический (опора на работу с текстом: статьи, интервью, игры в слова и т.д.); логическо-математический ( опора на решение задач, выполнение задания шаг за шагом, анализ, работа с таблицами, схемами) визуально-пространственный ( опора на работу с наглядным материалом, схемами, символами, образами изучаемого предмета, цветными пометками и т.д.); моторно-двигательный ( опора на движение во время обучения, ролевые игры); музыкально-ритмический ( опора на работу под музыку, использование ритмичности); межличностный ( опора на групповые и парные методы работы); внутриличностный ( опора на самооценку, разбор ситуаций) натуралистический ( опора на работу с объектами природы)
23 Можно выделить три основных типа опорных конспектов по способам предъявления информации Образно- символические Условно- графические Словесно-логические Типы интеллекта Формы предъявления учебного содержания
24 ДВА БОГАЧА И.С. Тургенев Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых я хвалю и умиляюсь. Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко. Возьмем мы Катьку, говорила баба, последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить... А мы ее... и не соленую, ответил мужик, ее муж. Далеко Ротшильду до этого мужика! Возможно ли с помощью опорного конспекта помочь детям осмыслить данное рассуждение? Каким он может быть?
25 Вопросы по тексту Ротшильд Мужик Кому помогает? Богат ли герой в прямом смысле этого слова? Чем помогает? Каково отношение автора к герою? Осмысление содержания произведения в виде таблицы
26 Сопоставление героев произведения (сходства и различия) «Два богача» Богач Ротшильд Мужик-бедняк Оба героя помогают другим Племяннице-сироте Людям Отдает последнее Тысячи «из громадных своих доходов» Отдают свое
27 Осмысление содержания через символы. Знаковое моделирование Мужик и племянница Ротшильд и те люди, которым он помог
28 Два богача Мужик Ротшильд Богач - бедняк
29 Весы авторского отношения к героям Ротшильд мужик
30 Символы произведения - копейка и сердце. (иллюстрирование)
31 Дерево взаимоотношений
32 Карта Карта текста
38 Тема письма: ВКС
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.