Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМихаил Зюряев
2 План лекции: 1. Понятие о методах, средствах и приемах обучения. 2. Сущность и содержание методов обучения.
3 1. Предлагаемый учителем путь изучения учебного материала должен вести к формированию диалектики-материалистический способ мышления, самостоятельных взглядов и убеждений, волевых черт характера и поведения. Этот метод должен носить воспитывающий характер. 2. Научное обоснование методов обучения должно быть ясным и определенным. 3. Систематичность обучения определят меры их эффективности. Метод обучения - это путь познавательной теоретической и практической деятельности учащихся и учителя, направленной на выполнение задач образования и к ним предъявлены определенные требования:
4 5. Существенным требованием является необходимость сознательности и активности в обучении. 6. Прочность и сознательность знаний. 7. Сочетание практических и теоретических явлений в методике обучения. 4. Доступность метода обучения: путь обучения должен быть приемлем для ученика, а способы изучения учебного материала соответствовать возрастным возможностям изучения знаний.
5 Всякий метод предназначен для достижения какой-либо цели. В структуру метода входят приемы обучения. Прием - это отдельные операции умственные или практические действия учителя или учащихся, которые дополняют форму усвоения материала, предлагаемую данным методом. Например, учитель дает приемы запоминания. Вне метода прием теряет свою значимость в усвоении знаний, в формировании умений и навыков, свою значимость в усвоении знаний, формировании умений и навыков.
6 Приемы обучения можно разделить на: Приемы, активизирующие переживания, чувства учащихся, связанные с изучением учебного материала; Приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности; Приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, воображения; Приемы управления в учебном процессе коллективными и личными взаимоотношениями учащихся. Приемы контроля, самоконтроля школьников ;
7 Нет в педагогике единого подхода и классификации методов обучения. Наиболее распространены в современной дидактике деления методов обучения: по источникам знаний (С.О.Лордкипанидзе, Е.Я.Голант), по дидактическим целям (Б.П.Есипов, И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов). Наиболее простой нешироко распространенной в школьной практике является классификация методов обучения по источникам знаний. По этому признаку методы делятся на три группы. 1. Словесные (устное изложение знаний, бесед, работа с учебником, справочной и научной литературой). 3. Практические (упражнения, лабораторные и практические упражнения). 2. Наглядный (иллюстрации, демонстрации, наблюдения).
8 Каждый метод обучения имеет свои функции. В литературе встречаются характеристики следующих общепедагогических функций методов обучения: побудительная (мотивационная), образовательная, воспитательная, развивающая. В последние десятилетия о себе мощный безбумажный источник информации - видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический, словесный, наглядный, работа с книгой, видео метод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения). Классификация по назначению, выступают последовательные этапы учебного процесса на уроке. Выделяются формирование умений и навыков; применение знаний, творческая деятельность; закрепление, проверка знаний, умений, навыков. Классификация методов по типу познавательной деятельности. Тип познавательной деятельности - это уровень самостоятельности познавательной деятельности, которого достигаются учащимися по определенной схеме разработанной учителям. В данной квалификации выделяются следующие методы объяснительно иллюстративный (информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический); исследовательский.
9 Сущность информационно-рецептивного метода выражается в следующих его признаках: знания учащимся предлагаются в готовом виде; учитель организует различными способами восприятие этих знаний; учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти. В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: знания учащиеся получают в «готовом» виде; учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают; необходимость прочности усвоения обеспечивается путем многократного повторения знания.
10 Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках: знания учащимися не предлагается в «готовом» виде, их нужно добиваться самостоятельно. Учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств; учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают, делают выводы и т.д. в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.
11 Сущность исследовательского метода обучения: учитель вместе с учащимися формирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубокой, прочностью, действенностью.
12 методы обучения. Рассказ: вступление, повествование, заключение. Беседа: вводная. Работа с книгой Демонстрация Видеометод Иллюстрация Упражнения: устные и письменные.
13 Выделяют пять этапов, через которые обычно проходит познавательная деятельность учащихся на практических занятиях: 1. Объяснение учителя. 4. Выполнение работы. 2.Показ. 3.Проба. 5.Контроль.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.