Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 12 лет назад пользователемold.kipk.ru
1 ВЕРОЯТНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ Я.И.Кузьминов, Г.В.Андрущак, И.Д.Фрумин
2 Гипотезы о вариантах кризиса Важнейшей характеристикой кризиса для системы образования является не столько его глубина, сколько продолжительность Важнейшей характеристикой кризиса для системы образования является не столько его глубина, сколько продолжительность Три варианта продолжительности кризиса – от года до трех Три варианта продолжительности кризиса – от года до трех
3 Сценарий А: краткосрочное замедление развития Замедление экономической активности на период до 1 года Замедление экономической активности на период до 1 года Сохранение позитивных ожиданий и сложившихся в годах особенностей экономического поведения населения Сохранение позитивных ожиданий и сложившихся в годах особенностей экономического поведения населения Безработица в течение 2009 года на уровне 8-9 млн.человек (рост в 1,5 раза по сравнению с концом 2008 года) Безработица в течение 2009 года на уровне 8-9 млн.человек (рост в 1,5 раза по сравнению с концом 2008 года) Инфляция не превышает 15%. Инфляция не превышает 15%.
4 Сценарий В: среднесрочное снижение деловой активности Продолжительный спад производства до конца 2010 года Продолжительный спад производства до конца 2010 года Пессимистические потребительские настроения, сокращение реальных доходов населения, отказ от потребления дорогостоящих товаров и услуг Пессимистические потребительские настроения, сокращение реальных доходов населения, отказ от потребления дорогостоящих товаров и услуг Безработица в течение 2010 года на уровне млн.человек (прирост на 25-30% с 2009 годом) Безработица в течение 2010 года на уровне млн.человек (прирост на 25-30% с 2009 годом) Инфляция не превышает 15%. Инфляция не превышает 15%.
5 Сценарий С: затяжной экономический кризис Долговременный структурный экономический кризис продолжительностью 2,5-3 года Долговременный структурный экономический кризис продолжительностью 2,5-3 года Существенное сокращение реальных доходов населения и жесткая экономия расходов Существенное сокращение реальных доходов населения и жесткая экономия расходов Безработица в течение 2011 года на уровне млн.человек Безработица в течение 2011 года на уровне млн.человек Инфляция не превысит 12% Инфляция не превысит 12% Сокращается горизонт ожиданий семей, оказывающий влияние на выбор образовательных траекторий, сильно влияющий на их немонетарные вклады в образование Сокращается горизонт ожиданий семей, оказывающий влияние на выбор образовательных траекторий, сильно влияющий на их немонетарные вклады в образование
6 Как повлияет кризис на… Доступность образования для различных слоев населения Доступность образования для различных слоев населения Качество (конкурентоспособность) образовательных услуг Качество (конкурентоспособность) образовательных услуг
7 Основные факторы влияния Сокращение внебюджетных доходов Сокращение внебюджетных доходов Секвестирование бюджетных расходов Секвестирование бюджетных расходов Повышение социальных и политических рисков модернизации Повышение социальных и политических рисков модернизации Трудности трудоустройства выпускников и растущая безработица Трудности трудоустройства выпускников и растущая безработица Трансформация рынка труда (в том числе для педагогов) Трансформация рынка труда (в том числе для педагогов) Изменения социального самочувствия различных групп, причастных к образованию Изменения социального самочувствия различных групп, причастных к образованию Распространение культуры эффективности Распространение культуры эффективности
8 Наркотик роста
9 Сокращение внебюджетных доходов
10 Разные «источники» и эффекты сокращения Средства предприятий на подготовку и НИОКР (до 20% до 65%) Средства предприятий на подготовку и НИОКР (до 20% до 65%) Средства семей Средства семей Удар по рыночно активным организациям Удар по рыночно активным организациям Трудности для бедных семей Трудности для бедных семей
11 Снижение бюджетного финансирования
12 Эффекты секвестра Падение конкурентоспособности лидеров Падение конкурентоспособности лидеров Сворачивание программ развития Сворачивание программ развития Возможно усиление конкуренции и замещение рынка конкурсом Возможно усиление конкуренции и замещение рынка конкурсом Возможно относительное обогащение системы по сравнению с другими секторами Возможно относительное обогащение системы по сравнению с другими секторами
13 Повышение социально- политических рисков Замораживание неэффективной структуры и институтов Замораживание неэффективной структуры и институтов Отказ от кадрового обновления и инноваций Отказ от кадрового обновления и инноваций
14 Эффекты растущей безработицы Превращение системы образования в социальный резервуар Превращение системы образования в социальный резервуар Возможности выхода на рынок программ для безработных Возможности выхода на рынок программ для безработных
15 Трансформация рынка труда Пропадают сигналы рынка труда для профессионального самоопределения студентов и институтов (новый образ взрослости) Пропадают сигналы рынка труда для профессионального самоопределения студентов и институтов (новый образ взрослости) Особенный удар для НПО и СПО Особенный удар для НПО и СПО Острая необходимость ориентации на гибкую экономику Острая необходимость ориентации на гибкую экономику Относительная конкурентоспособность педагогической профессии Относительная конкурентоспособность педагогической профессии
16 Изменение социального самочувствия «стейкхолдеров) Растущая роль семейного воспитания в дошкольном возрасте Растущая роль семейного воспитания в дошкольном возрасте Повышение вынужденной мобильности Повышение вынужденной мобильности Снижение мотивации семей и учащихся особенно в профессиональном образовании Снижение мотивации семей и учащихся особенно в профессиональном образовании Отказ работодателей от кооперации и помощи) Отказ работодателей от кооперации и помощи) Отношение государства к системе образования с точки зрения социальных рисков, а не развития Отношение государства к системе образования с точки зрения социальных рисков, а не развития
17 Распространение культуры эффективности Снижение издержек Снижение издержек Поиск новых ресурсов Поиск новых ресурсов Повышение производительности Повышение производительности Сопротивление патернализму Сопротивление патернализму Формирование конкурентной среды Формирование конкурентной среды
18 Возможные ответы Выделение приоритетов финансирования Принципы: Принципы: Удержание роста социальной дифференциации в доступности Удержание роста социальной дифференциации в доступности Повышение конкурентоспособности качества образования Повышение конкурентоспособности качества образования Доступность дошкольного образования Доступность дошкольного образования Содержательное обновление школы Содержательное обновление школы Поддержка школ в трудных социальных условиях Поддержка школ в трудных социальных условиях Реформа НПО и СПО (ориентация на переподготовку или прикладной бакалавриат) Реформа НПО и СПО (ориентация на переподготовку или прикладной бакалавриат) Поддержка лидеров ВПО (исследовательские университеты и хорошие бакалаврские институты) Поддержка лидеров ВПО (исследовательские университеты и хорошие бакалаврские институты) Содержательная перестройка ВПО Содержательная перестройка ВПО
19 Механизмы финансирования Деньги в обмен на обязательства, а не деньги в обмен на подчинение Деньги в обмен на обязательства, а не деньги в обмен на подчинение Конкурсность как квазирынок Конкурсность как квазирынок Новые системы оплаты труда Новые системы оплаты труда Доступ негосударственного сектора Доступ негосударственного сектора
20 Возможные ответы Ускорение институциональной модернизации Принципы: Принципы: Повышение эффективности и производительности образования Повышение эффективности и производительности образования Повышение степени свободы и общественной прозрачности Повышение степени свободы и общественной прозрачности Гибкие формы дошкольного образования и поддержка семей Гибкие формы дошкольного образования и поддержка семей Стандарты школьного образования, направленные на повышение самостоятельности и инициативы. Профильная школа Стандарты школьного образования, направленные на повышение самостоятельности и инициативы. Профильная школа Гибкие программы и трансформация сети НПО и СПО (территориальные и отраслевые кластеры) Гибкие программы и трансформация сети НПО и СПО (территориальные и отраслевые кластеры) Дифференциация внутри системы ВПО Дифференциация внутри системы ВПО Гибкость профессиональных траекторий и «умелость» ВПО Гибкость профессиональных траекторий и «умелость» ВПО Расширение неформального и информального образования Расширение неформального и информального образования
21 Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Ф.И.Тютчев
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.