Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАнастасия Филиппова
1 Согласно Д.Б. Эльконину, периодизация психического развития в детском возрасте включает три эпохи, каждая из которых состоит из двух связанных между собой периодов, причем в первом происходит преимущественное развитие мотивационно- потребностной сферы, а во втором интеллектуально- познавательной.
2 Периодизация Д.Б.Эльконина (кризисы развития человека) Возрастные кризисы это некие временные периоды в развитии человека, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Они длятся не долго, от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии. Кризис первого года Это выработка отношения к миру и базовое бессознательное решение о принятии его либо непринятии. Любить окружающих, презирать, или бояться? Кризис трех лет ярко негативное поведение даже при общем позитивном настрое. Осознание понятия «нет», «нельзя», первый опыт неполучения желаемого. Кризис семи лет кризис расставания с ранним детством. Социализация, обобщение всего, что можно обобщить (и чего нельзя), выбор на развилке между комплексом неполноценности и ощущением собственной исключительности. В этом возрасте многие из нас впервые учатся говорить неправду. Кризис переходного возраста 12 до 14 лет. (может начаться и в 9 лет, а закончиться и в 21). Статистически большинство подростков «переходит» в другое состояние с 11 до 17 лет. Возраст наступления сексуальной самоидентификации и, как следствие, повышения агрессивности, гормональный всплеск и резкие перепады настроения. Борьба за самостоятельность, первые ласточки последующих психических проблем. Кризис юности 18 до 20 лет окончательное расставание с детством, выбор профессии, начало долгой и упорной борьбы за место под солнцем.
3 Возрастные психологические особенности младшего школьника 1. Новая социальная ситуация с центром-учителем. 2. Ведущая деятельность - учение. 3. Доминирующая функция - мышление. 4. Завершается переход от наглядно-образного к словесно- логическому (теоретическому) мышлению. 5. Проявляются индивидуальные различия: «теоретики» или «мыслители», «практики», и «художники». 6. Переход от анализирующего к синтезирующему восприятию. 7. Память становится произвольной и осмысленной. 8. Развивается произвольное внимание. 9. Ведущий мотив обучения - получение высоких отметок.
4 Особенности физиологии подростка 1. Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов, вызывающая интенсивное физическое и физиологическое развитие. 2. Увеличение роста и веса. 3. Изменение пропорций тела. Сначала до взрослых размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги – и в последнюю очередь туловище. Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см. в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. 3. Трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Отсюда - изменение артериального давления, повышенная утомляемость, перепады настроения; гормональная буря, неуравновешенность. 4. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания.
5 Ведущие новообразования юности 1. Формирование жизненных планов. 2. Появление жизненных планов как совокупности намерений становится жизненной программой. 3. Желание больше получать не сочетается с психологической готовностью к более интенсивному и квалифицированному труду. 4. Профессиональные планы недостаточно корректны: реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений, юноши и девушки чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. При этом девушки ожидают достижений во всех сферах жизни в более раннем возрасте, чем юноши.
6 Основные психические новообразования ранней юности – это готовность к самоопределению и самосознание, которое складывается из: открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности; формирование личной идентичности, чувства индивидуальной самотождественности, преемственности и единства; становление личностного способа бытия, когда во многих жизненных коллизиях юный человек может сказать: «Я - лично отвечаю за это!». самоуважение, стремление к самопознанию.
7 Эмоционально-волевые характеристики юношеского возраста Эмоционально-волевая сфера старшеклассника отличается: 1. Многообразием переживаний, особенно нравственного порядка; 2. Повышением устойчивости эмоций; способностью сопереживать; 3. Появлением чувства юношеской любви, которой свойственны проявление нежности, мечтательности, лиричности и искренности; 4. Развитием эстетических чувств. 5. Высокой настойчивости в достижении поставленной цели. 6. Усилением формирования морального компонента воли. Часто, волевые усилия проявляются под влиянием социально значимой идеи. Волевая активность старшеклассника, практически всегда имеет характер целеустремлённости.
8 Как воспитывать и обучать старшеклассника Необходимо Не рекомендуется Подчеркнуто-уважительное обращение (на «Вы»); Назидательность и морализация; Доверие даже там, где возникают сомнения в его оправданности; Гиперконтроль и гиперопека; Предоставление права выбора, особенно в ситуациях самоопределения; Настойчивое вмешательство в личную жизнь; Включение в систему «взрослого» управления и ситуации принятия решений. Навязывание взрослого общества; Навязывание «правильных» решений.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.