Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемНаталия Скоропупова
1 ТРИЗ для начальной школы Ведущий вебинара: Васецкая Екатерина Николаевна, специалист отдела дистанционных мероприятий ЦДО «Снейл»
2 2 Разработка теории ТРИЗ конец 40-х годов XX века Первая публикация о ТРИЗ год Начало применения в педагогике 60-е годы Автор - Генрих Саулович Альтшуллер 15 октября 1926 г сентября 1998 г. Азербайджанский индустриальный институт Псевдоним - Генрих Альтов Преподаватель, писатель-фантаст ТРИЗ Теория Решения Изобретательских Задач
3 3 Какая из функций ТРИЗ в большей мере применяется в педагогике? Основные функции и области применения ТРИЗ 1. Решение изобретательских задач любой сложности и направленности; 2. Прогнозирование развития технических систем; 3.Пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности; 4. Совершенствование коллективов по направлению к их идеалу.
4 4 ТРИЗ не является строгой научной теорией В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
5 5 Цель ТРИЗ-педагогики - воспитание творческой личности Принципы педагогики будущего по Г.С. Альтшуллеру: 1)Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов; 2)Обучение начинается в раннем возрасте и заканчивается в 13, 15, 16 лет; 3)Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам; 4)Обучение производится с максимальной скоростью; 5)Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться; 6)Учебные группы должны быть малыми для учета индивидуальных особенностей ребенка; 7)ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью.
6 6 ФГОС начального общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1)Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2)Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения. Какой из результатов в большей степени может быть получен с помощью ТРИЗ-технологий?
7 7 ТРИЗ-педагогика: цели и основы Главная цель ТРИЗ в школе состоит в целенаправленном развитии творческого системного мышления, направленного на преобразование действительности. В основе ТРИЗ-педагогики лежат: методики и технологии, позволяющие овладеть способами снятия психологической инерции (РТВ – развитие творческого воображения); методология решения проблем, основанная на законах развития систем, общих принципах разрешения противоречий и механизмах приложения их к решению конкретных творческих задач (ОТСМ – общая теория сильного мышления); воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности (ТРТЛ)
8 8 ТРИЗ-педагогика: цели и основы Чтобы обучать с помощью ТРИЗ в начальной школе, необходимо соблюдать условия: 1. Учителю необходимо научиться приёмам и методам ТРИЗ; 2. Регулярно тренировать творческое мышление.
9 9 ТРИЗ-педагогика: цели и основы К основным свойствам творческого мышления относятся: умение находить и выделять закономерности в объеме информации, владение навыками систематизации и структурирования информации, способность использовать скрытые ресурсы для решения задачи, навык генерирования гипотез и способов их проверки, умение видеть, формулировать и разрешать противоречия.
10 10 ТРИЗ-педагогика: компоненты Триз–технологии базируются на следующих компонентах: 1)Решение открытых задач. 2)Формирование творческого воображения. 3)Преодоление психической инерции. 4)Развитие ассоциативного и системного мышления. Почему детям в начальной школе иногда легче даются открытые задачи, чем ученикам старшей школы?
11 11 Методические приемы ТРИЗ- технологий Приём Да-нетка Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Пример. Окружающий мир. Тема «Лесные обитатели» Задание отгадать загаданных животных используя только вопросы, на которые можно ответить «Да» или «Нет». После этого назвать, что их объединяет. На каком из этапов урока можно применять этот метод?
12 12 Методические приемы ТРИЗ- технологий Прием «Хорошо-плохо» Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций. Важно! Прием «Хорошо-плохо» не предполагает конкретного ответа. Пример. Окружающий мир. Метод «хорошо-плохо» 1-ый вариант. Зима- хорошо: можно кататься на санках, плохо: очень холодно, хорошо: Новый год, плохо: рано темнеет и т.д 2-ой вариант. Учитель предлагает ситуацию: Весна, идет дождь. Ученики предлагают варианты, почему это хорошо и почему плохо.
13 13 Методические приемы ТРИЗ- технологий «Я беру тебя с собой» Формирует: умение объединять объекты по общему значению признака; умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение; умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов; умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков. Пример. Математика. Учитель просит называть учеников числа, при этом каждый раз говорит, «подходит» число или нет. Приведите пример использования метода «Я беру тебя с собой».
14 14 Методические приемы ТРИЗ- технологий Прием «Отсроченная отгадка» Формирует: умение анализировать и сопоставлять факты; умение определять противоречие; умение находить решение имеющимися ресурсами. Пример. Русский язык. Слова с несколькими значениями. На доске перечислены слова: ножка, листок, хвост. Что общего между ними?
15 15 Методические приемы ТРИЗ- технологий Прием Пинг-пон «Имя – Значение» Формирует: для заданного конкретного объекта выделять имена признаков; определять значения признаков объекта по заданному имени признака. Пример. Русский язык. Слово «подберезовик» 1-ая команда: часть речи 2-ая команда: существительное 1-ая команда: приставка 2-ая команда: под
16 16 Методические приемы ТРИЗ- технологий Прием «Цепочка признаков» Формирует: умение описывать объект через имена и значения признаков; умение определять по заданным частям модели скрытые части; умение составлять внутренний план действий. Пример. ИЗО. Цепочка признаков Объект рыба. Назовите любое имя признака. Внимание! Признак должен быть существенным, т. е. иметь только одно значение. - Способ передвижения. - Назовите объект с тем же значением признака. Осьминог. Теперь назовите другое имя признака для объекта «осьминог»
17 17 Трудности применения технологии ТРИЗ Какие проблемы могут возникнуть при применении технологии ТРИЗ?
18 18 Трудности применения технологии ТРИЗ проблемы дисциплины; проблемы взаимодействия детей в классе, организации игры и соревнования; проблемы контроля, оценки и поощрения, само - и взаимоконтроля; проблемы планирования урока; вопрос о применимости наработанного в одном классе к условиям другого класса; проблема воспитания воли, внимания, эмоций.
19 19 ТРИЗ в начальной школе Главная цель ТРИЗ в школе - целенаправленное развитие творческого системного мышления. Эта цель может быть реализована посредством применения приемов ТРИЗ.
20 Уважаемые участники вебинара, заказать свидетельство, подтверждающее участие в вебинаре, можно на сайте Фестиваля педагогического мастерства «Дистанционная волна» в разделе Дополнительные услуги (
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.