Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЛеонид Ленковский
1 Подготовила ученица 9 « А » класса МАОУ « Лицей 62» Щедрова Татьяна
2 Гжель один из традиционных российских центров производства керамики, а также это изделия из керамики с сочной синей росписью на белом фоне. Более широкое значение названия « Гжель », являющееся правильным с исторической и культурной точки зрения, это обширный район, состоящий из 27 деревень, объединённых в « Гжельский куст ». « Гжельский куст » расположен примерно в шестидесяти километрах от Москвы по железнодорожной линии Москва Муром Казань. Сейчас « Гжельский куст » входит в Раменский район Московской области. До революции этот район относился к Богородскому и Бронницкому уездам.
3 Название « Гжель » имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидрохимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька ; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать ( правый приток Вазузы ), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель ( чередование ж - з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто ). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- Поскольку Гжель является старинным центром производства фарфоровой, фаянсовой и глиняной посуды, ещё в 19 веке появились попытки связать непонятное название местности с её специализацией :
4 Издавна Гжель славилась своей глиной. Широкая добыча разных сортов глины велась с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ « во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам ». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и « повелено держать ту глину на аптекарские дела : и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь изымать и возить тое же волости крестьянам, какая же глина в Аптекарьский приказ надобна будет ». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу « для алхимической посуды ». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова : «… Едва ли есть земля самая чистая и без примечания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская …, которой нигде не видал я белизною превосходное …».
5 До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву. Полагают, что количество выпускаемых тогда игрушек должно было исчисляться сотнями тысяч штук в год. К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Среди них самыми популярными были заводы Ермила Иванова и Лаптевых в деревне Кузяево. По подписям на оставшихся изделиях известных мастеров : Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Кроме посуды, делали игрушки в виде птиц и зверей и декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина близ деревни Минино, в Гжели возникло производство полу фаянса, из которого во множестве делали квасники, кувшины и курганы. Со второй половины 20- х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью.
6 Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около годов был основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора, работая на заводе Отто в селе Перово. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, двух гончаров. Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн ( печь для обжига изделий ) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. Вторая четверть XIX века период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.
7 C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы. Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 670- летие. В х и х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва - Черусти была открыта железнодорожная станция, получившая название по местности Гжель. Выросший при станции посёлок также называется Гжель. Посёлок состоит из двух частей, неофициально именуемых « Посёлок известкового завода », или « Известковый » ( по имени находившегося здесь и снесённого известкового завода ), и « Посёлок кирпичного завода », или « Труженик ». в 1929 году в деревне Турыгино была создана первая артель под названием « Вперед, керамика ». Через некоторое время образовалось еще несколько артелей, которые впоследствии создали объединение « Художественная керамика ».
8 Возрождение промысла в послевоенные годы связано с именами художницы Натальи Ивановны Бессарабовой и ученого Александра Борисовича Салтыкова. В изделиях мастеров ученый видел характеристики национального быта, художественного, эстетического стиля эпохи. А. Б. Салтыков вместе с Н. И. Бессарабовой подготовил методику освоения гжельской росписи, создал алфавит мазков и приемов кистевой росписи. В то время была выбрана техника подглазурной росписи кобальтом. Л. П. Азарова. Н. И. Бессарабова научила своих учениц делать на изделиях « широкий мазок с тональными переходами цвета от темного синего до светлого голубого, почти белого ». На кружках можно было увидеть изображение сельского труда, людей с граблями, собирающих скошенную траву в стога, цветы, бабочки, стрекозы, деревья. Уже в то время на изделиях можно было увидеть надпись, символизирующие то или иное событие в жизни страны. Например, «30 лет ВЛКСМ » или «1948 СССР ». Художница Т. С. Дунашова – одна из учениц Н. И. Бессарабовой наносила узор уверенной рукой без предварительного рисунка. Ее называли мастером « цветочной росписи ». Розы, лилии, колокольчики, васильки запечатлены на ее изделиях. Художница Н. Б. Квитницкая в творчестве использует элементы декоративного искусства и работает над созданием скульптур малых форм « Бабушка и внучек », « Матрена », « Птичница ». Н. Б. Квитницкая. Бабушка и внучка, 1966 Художница Л. П. Азарова создает посуду крупных форм, украшая ее лепными изделиями. Например, на плечиках квасника фигурки петухов, готовых броситься друг на друга. Крышки у чайников украшены цветами. Все ее изделия несмотря на свою красоту сохраняют свое бытовое назначение.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.