Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемСтанислав Спичаков
1 Общественное движение в годы правления Николая I Потоловская Т.М. ГОУ лицей 150 Калининского района Санкт-Петербурга
2 План урока: 1. Направления русской общественной мысли. общественной мысли. 2. Кружки 20 – 30 гг. 3. Консервативное движение. 4. Либеральное движение. 5. Революционное движение. 6. П.Я. Чаадаев.
3 1. Направления русской общественной мысли: 1. Направления русской общественной мысли: консервативное либеральное либеральное революционное революционное отстаивающеенеизменность за коренные изменения крайними методами за днемократические реформы «сверху»
4 Основные направления в общественном движении Основные направления в общественном движении Консервативное Либеральное Революционное Теория официальной народности С. Уваров Н. Греч М. Погодин Ф. Булгарин Хомяков Самарин братья Аксаковы Западники Славянофилы Грановский Соловьёв Кавелин Тургенев Боткин Кружки годов. Русский утопический социализм Герцен Огарёв Бакунин
5 Главные вопросы общественной мысли … 1. Каково настоящее и будущее России? 2. По какому пути в своём развитии должна идти Россия?
6 Революционные и просветительские кружки годов Кружки братьев Критских, Сунгурова и др. Москва, университет , 1831 Всего 6 человек, не выросли в организацию Обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования. Попытка продолжения декабристской идеологии, мысли о цареубийстве. Жестокая расправа с членами кружка. Литературное общество 11 номера. Москва, В.Г. Белинский Обсуждение проблем России, чтение литературы Кружок Станкевича , Москва Станкевич, Аксаков, Грановский, Бакунин Изучали философию Шеллинга, Канта, Гегеля. Осуждали крепостничество. Насилия не допуска- лось, считали важным просвещение. Кружок распался. Кружок Герцена и Огарёва , Москва Герцен, Огарёв, Савин, Сазонов. Изучали идеи французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе. Полиция раскрыла кружок, ссылка, надзор полиции за членами..
7 2. Кружковый период общественного движения (к. 20-х – н. 30-х гг.) гг. – кружок братьев Критских гг. – «общество 11-номера» В.Г. Белинского 1831 г. – кружок Н.П. Сунгурова 1833 г. – кружок Н.В. Станкевича гг. – кружок А.И. Герцена, Н.П. Огарёва Что их объединяло? с. 79 в студенческие кружки, При Николае I общ-ное движение переместилось из армии в студенческие кружки, в редакции газет и журналов
8 3. Консервативное движение лидеры: С.С. Уваров и М.П. Погодин С.С. Уваров и М.П. Погодин сложилось в е гг. XIX в. сложилось в е гг. XIX в. идейным выражением идейным выражением движения была теория движения была теория официальной народности официальной народности формула: « …, …, … » формула: « …, …, … » осн. цель: осн. цель: сохранение самодержавия сохранение самодержавия и крепостного права и крепостного права С.С. Уваров М. П. Погодин
9 Теория официальной народности Автор Уваров С.С. министр народного просвещения Самодержавие Православие Народность Власть императора – от Бога. Не исполнять его указы – нарушать волю Бога. Император обязан заботиться о своих подданных. Безоговорочная вера людей в Бога принесет на Русь спокойствие и благополучие. Народ должен соблюдать заповеди Бога, волю царя и они будут заботиться о его процветании. По этой причине Русь не нуждается в преобразованиях
10 Журналистика 30-х – 40-х гг. консервативного (охранительного) направления: «Русский вестник» С.Н. Глинки; «Северная пчела» Н.И. Греча и Ф.В.Булгарина; «Московский вестник» и «Москвитянин» М. П. Погодина; «Московский наблюдатель» С. П. Шевырева.
11 4. Либеральное движение Западный путь разв-я – это рев-ции. Нужно взять только полезное Россия должна идти по западному пути развития отношение к влиянию Запада Община - основа России на началах равенства, в этом граждан. мир отношение к кр. общине отрицательно; Петр сбил Россию с «истинного» пути возвеличивание Петра, кот. «спас» и обновил Россию отношение к реформам Петра отрицательное, выступали за отмену крепостного права «сверху» отношение к креп. праву монархия + нар. представительство (З.с.), днем. свободы ограничение монархии, парламентский строй, днем. свободы отношение к самодержавию А.С.Хомяков, И.В.Кире- невский, братья Аксако- вы, Ю.Ф. Самарин Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелинпредстави-теле Славянофилы Западники
12 А.И. Герцен «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»
13 Петру I Могучий муж! Желал ты блага, Ты мысль великую питал, В тебе есть сила и отвага И дух высокий обитал; Но истребляя зло в Отчизне, Ты всю Отчизну оскорбил; Гоня пороки русской жизни, Ты жизнь безжалостно давил... Вся Русь, вся жизнь ее доселе Тобою презрена была, И на твоем великом деле Печать проклятия легла... К.С. Аксаков
14 Журналистика 30-х – 50-х гг. либерального направления: «Европеец» И. В. Киреевского; «Телеграф» Н. А. Полевого; «Телескоп» Н. И. Надеждина (журнал был закрыт за публикацию первого из «Философических писем» П. Я. Чаадаева)
15 5. Революционное движение представителе: В.Г. Белинский, представителе: В.Г. Белинский, петрашевцы, А.И. Герцен, Н.П. Огарев петрашевцы, А.И. Герцен, Н.П. Огарев идейным выражением этого движения была идейным выражением этого движения была теория «общинного» социализма теория «общинного» социализма Россия Россия капитализм община социализм капитализм община социализм сложилось в е гг. XIX в. сложилось в е гг. XIX в.
16 Социализм - учение, выдвигающее в качестве цели и идеала установления общества, в кот. отсутствуют отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение; утверждаются утверждаются социальное равенство и справедливость. 22 декабря 1849 года состоялась инсценировка казни петрашевцев на Семёновском плацу в Петербурге
17 Петраше́вцы Петраше́вцы осуждённые правительством в 1849 г. участники собраний у М. В. Буташевича - Петрашевского. Собрания начались в 1844, а с осени 1845 стали еженедельными ("пятницы"). Их посещали чиновники, учителя, писателе, художники, студенты, офицеры. Утопические социалисты и днемократы, они стремились к переустройству самодержавной и крепостнической России. По доносу провокатора петрашевцы были арестованны. Кружок Петрашевского вошёл в историю в том числе и из-за участия в нём молодого Ф.М. Достоевского, и из-за поразившего современников обряда приготовлений к публичной казни, которому подверглись осуждённые, не знавшие о том, что они помело- ванны ( ). После обряда приготовления к смертной казни петрашевцы были сосланы на разные сроки на каторжные работы, в арестантские роты и рядовыми в линейные войска.
18 Петрашевцы Москва, Петербург, Киев, Ростов Буташевич– Петрашневский, Салтыков-Щед- рин, Достоневский, Плещеев. и др. Обсуждали проблемы России. Выступа- ли против крепостничества и самодержавия. Пропаганда революционных идей, днемократии. Кружок раскрыт, приговорены к расстрелу, в последнюю мину- ту расстрел заменили каторгой. Кирилло-Мефоди- евское общество, Украина Шевченко, Костомаров, Гулак Демократия, славянская республика, ликвидация крепостничества – основные идеи. Общество раскрыто. Главными особенностями революционной идеологии 40-х-50-х годов стали: 1. Утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества. 2. Обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе. 3. Выдвижение социалистических учений в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции.
19 Журналистика 30-х – 50-х гг. днемократического направления: «Современник» И. И. Панаева и Н. А. Некрасова; «Отечественные записки» А. А. Краевского, Н.А. Некрасова «Полярная звезда» и «Колокол» А.И. Герцена и Н.П. Огарёва
20 Особое место в общественном движении занимал П. Я. Чаадаев. Он утверждал, что Россия занимает особое место в мировой истории, говорил о «духовном застое» в России, о «национальном самодовольстве», что препятствует её развитию. За свои идеи он был объявлен сумасшедшим, а его журнал «Телескоп» был закрыт. Особое место в общественном движении занимал П. Я. Чаадаев. Он утверждал, что Россия занимает особое место в мировой истории, говорил о «духовном застое» в России, о «национальном самодовольстве», что препятствует её развитию. За свои идеи он был объявлен сумасшедшим, а его журнал «Телескоп» был закрыт.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.