Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВалентин Тельнов
1 План урока: 1. Особенности общественного движения 3050-х гг. XIX в. 2. Консервативное движение. 3. Либеральное движение. Западники и славянофилы. 4. Кружки 2030-х гг. XIX в. 5.П. Я. Чаадаев. Чупров Л.А. МКОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
2 Цели урока: 1. Показать исторические причины активизации общественного движения в 3050-е гг. XIX в. и его особенности; 2. Охарактеризовать его основные направления, цели и задачи участников консервативного, либерального и социалистического движения; 3. Определить результативность общественного движения данного периода.
3 Основные понятия: общественное движение; консерватизм; «православие, самодержавие, народность»; либерализм; социализм; революционеры; западники; славянофилы; общинный социализм. Основные даты: конец 20-х начало 30-х гг. XIX в. кружковой период общественного движения; конец 30-х начало 40-х гг. XIX в. формирование идеологии западничества и славянофильства; 40-е начало 50-х гг. XIX в. формирование революционного лагеря в общественном движении. Персоналии: С. С. Уваров; Н. Г. Устрялов; М. П. Погодин; Т. Н. Грановский; С. М. Соловьев; К. С. и И. С. Аксаковы; А. И. Герцен; Н. П. Огарев; В. Г. Белинский; П. Я. Чаадаев.
4 Общественные движения тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах организованные коллективные усилия, которые способствуют или препятствуют, вплоть до отмены, социальным изменениям
5 Особенности общественного движения Главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы. Развивалось в условиях политической реакции Разрыв с практикой жизни. Оформление либеральных и социалистичес ких движений Образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения;
6 Основные направления в общественном движении Консервативное ЛиберальноеРеволюционное Теория официальной народности С. Уваров Н. Греч М. Погодин Ф. Булгарин Хомяков Самарин Братья Аксаковы Западники Славянофилы Грановский Соловьев Кавелин Тургенев Боткин Кружки годов. Русский утопический социализм. Герцен Огарев Бакунин
7 Теория официальной народности Автор Уваров С.С. министр народного просвещения Самодержавие ПравославиеНародность Власть императора – от Бога. Не исполнять его указы – нарушать волю Бога. Император обязан заботиться о своих подданных. Безоговорочная вера людей в Бога принесет на Русь спокойствие и благополучие. Народ должен соблюдать заповеди Бога, волю царя и они будут заботиться о его процветании. По этой причине Русь не нуждается в преобразованиях.
8 1. Какие особенности общественного движения в 3050-е гг. XIX в. вы знаете? Чем вы можете их объяснить? 1. Какие особенности общественного движения в 3050-е гг. XIX в. вы знаете? Чем вы можете их объяснить? 1. Образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения; 2. Развивалось в условиях политической реакции 3. Разрыв с практикой жизни 4. Главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы. 5. Оформление либеральных и социалистических движений 1. Образовались кружки, представлявшие собой своеобразную форму общественного движения; 2. Развивалось в условиях политической реакции 3. Разрыв с практикой жизни 4. Главное воздействие на формирование общественного мнения оказывали журналы. 5. Оформление либеральных и социалистических движений Какие черты, по мнению С. С. Уварова, отличали Россию от Запада? Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада Для Российского общества характерен дух коллективизма Глубокая вера в Бога и царя Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада Для Российского общества характерен дух коллективизма Глубокая вера в Бога и царя Какие идеи объединяли западников и славянофилов? О Б Щ Е Е : необходимость изменений, отмена крепостного права, надежда на мирный характер преобразований.
9 Западники считали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Славянофилы считали, что Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада Западники считали, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Славянофилы считали, что Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада Что разделяло их позиции? Какое содержание Уваров вкладывал в свою «триаду» православие, самодержавие, народность? 1. Власть императора – от Бога. Не исполнять его указы – нарушать волю Бога. 2. Безоговорочная вера людей в Бога принесет на Русь спокойствие и благополучие 3. Народ должен соблюдать заповеди Бога, волю царя и они будут заботиться о его процветании. 1. Власть императора – от Бога. Не исполнять его указы – нарушать волю Бога. 2. Безоговорочная вера людей в Бога принесет на Русь спокойствие и благополучие 3. Народ должен соблюдать заповеди Бога, волю царя и они будут заботиться о его процветании.
10 Западники Славянофилы Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада Видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости Считали капитализм порочным. Считали возможной конституционную монархию.. Допускали сохранение самодержавия, но народ имеет право на выражение своего мнения, которое доводится до царя совещательным Земским собором. Отрицали особую роль крестьянской общины, считали её навязанной для удобства сбора налогов и управления. Подчеркивали дух коллективизма в России. Выступали за просвещение народа Считали нравственной религией – православие О Б Щ Е Е : необходимость изменений, отмена крепостного права, надежда на мирный характер преобразований. З Н А Ч Е Н И Е: заложили основу либерально-реформистского направления в общественном движении.
11 Революционные и просветительские кружки годов Кружки братьев Критских, Сунгурова и др. Москва, университет Всего 6 человек, не выросли в организацию Обсуждали внутреннюю политику, строили наивные планы реформирования. Попытка продолжения декабристской идеологии, мысли о цареубийстве. Жестокая расправа с членами кружка. Литературное общество 11 номера. Москва, В.Г. Белинский Обсуждение проблем России, чтение литературы Кружок Станкевича , Москва Станкевич, Аксаков, Грановский, Бакунин Изучали философию Шеллинга, Канта, Гегеля. Осуждали крепостничество. Насилия не допускалось, считали важным просвещение. Кружок распался. Кружок Герцена и Огарева , Москва Герцен, Огарев, Савин, Сазонов. Изучали идеи французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе. Полиция раскрыла кружок, ссылка, надзор полиции за членами.
12 Петрашевцы Москва, Петербург, Киев, Ростов Буташевич - Петрашевский, Салтыков-Щедрин, Достоевский, Плещеев. и др Обсуждали проблемы России, Выступали против крепостничества и самодержавия. Пропаганда революционных идей, демократии. Кружок раскрыт, приговорены к расстрелу, в последнюю минуту расстрел заменили каторгой. Кирилло-Мефодиевское общество, Украина Шевченко, Костомаров, Гулак Демократия, славянская республика, ликвидация крепостничества – основные идеи. Общество раскрыто. Главными особенностями революционной идеологии 40-х-50-х годов стали: 1. утрата надежды на реформирование России «сверху» в результате сотрудничества верховной власти и общества 2. обоснование правомерности и необходимости революционного насилия в целях осуществления перемен в обществе; 3. выдвижение социалистических учений в качестве идейной основы будущей революции и устройства жизни страны после победы революции.
13 Теория Русского или Общинного Социализма - основателем ее был А.И. Герцен. Зародышем социализма признавалась крестьянская поземельная община, а его основами считались: крестьянское общинное землевладение, равное право людей на землю, общинное самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина. Император Сословия русского общества Крестьянская община Чиновничество Крестьянская община Русский народ более, чем какой-либо другой готов к социалистическому переустройству. Община – ячейка социализма. В ней все равны и все решается сообща, по справедливости. Следует революционным путем уничтожить все структуры общества, стоящие над общиной. И настанет социализм. Русский народ более, чем какой-либо другой готов к социалистическому переустройству. Община – ячейка социализма. В ней все равны и все решается сообща, по справедливости. Следует революционным путем уничтожить все структуры общества, стоящие над общиной. И настанет социализм. СОЦИАЛИЗМ – общество всеобщего равенства.
14 Особое место в общественном движении занимал П. Я. Чаадаев. Он утверждал, что Россия занимает особое место в мировой истории, говорил о «духовном застое» в России, о «национальном самодовольстве», что препятствует ее развитию. За свои идеи он был объявлен сумасшедшим, а его журнал «Телескоп» был закрыт.
15 Вопросы и задания 7. Почему, на ваш взгляд, так популярны именно в 2030-е гг. XIX в. стали кружки сторонников революционного изменения существующих порядков в России? 8. С чем было связано формирование в 40-е гг. XIX в. на базе революционных кружков революционного движения? 9. В чем вы видите главное звено в теории «общинного социализма»? На какие традиции и явления русской жизни она опиралась? 10. Какие внешние факторы определили рост революционного движения в стране в 4050-е гг. XIX в.? (Поражение революций гг. в странах Западной Европы произвело глубокое впечатление на Герцена, породило у него неверие в европейский социализм, разочарование в нем.) 11. Какие вы можете назвать особенности революционной идеологии х гг. XIX в.? 12. Какую роль сыграло революционное движение в реформаторской деятельности властей? 14. Что явилось, на ваш взгляд, главным итогом развития общественного движения России в эти годы?
16 Домашнее задание: 1.§ 13 учебника и вопросы к нему; 2. Задания к документу, помещенному в конце параграфа. 3. Задания к § 13 рабочей тетради. 4.Атлас: показать географию кружков х гг. XIX в.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.