Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемАртем Петровых
В презентации семинара - практикума "Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста" раскрываются такие понятия, как: 1) экспериментирование, 2) проектная деятельность, 3) исследовательская деятельность. Подробно излагается алгоритм детского экспериментирования, его структура и возможное тематическое содержание. Также представлены факторы, "запускающие" исследовательскую мотивацию и правила сопровождения детского исследования. Рассмотрена методика прведения учебных исследований в детском саду на основе работы Савенкова А.И. "Детское исследование как метод обучения старших дошкольников".
1 Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Подготовила : Донога Л.В..
2 « …Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал…» В.А.Сухомлинский
3 Понятия: Экспериментирование (практикум) Экспериментирование (практикум) Проектная деятельность Проектная деятельность Исследовательская деятельность Исследовательская деятельность
4 Экспериментирование: Иллюстрация тех или иных законов природы (живой или неживой). Иллюстрация тех или иных законов природы (живой или неживой). Это важный компонент структуры исследовательской деятельности, т.е. её часть. Это важный компонент структуры исследовательской деятельности, т.е. её часть.
5 Последовательность детского экспериментирования: Проблемная ситуация Проблемная ситуация Целеполагание Целеполагание Выдвижение гипотез Выдвижение гипотез Проверка предположения Проверка предположения Формулирование выводов Формулирование выводов
6 Проектная деятельность: Предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий, ясное формулирование и осознание проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом. Предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий, ясное формулирование и осознание проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом. В проекте важен результат - готовый продукт деятельности В проекте важен результат - готовый продукт деятельности
7 Проект = 5П + П Проблема Проблема Проектирование (планирование) Проектирование (планирование) Поиск информации Поиск информации Продукт Продукт Презентация Презентация + Портфолио – папка, в которой собрано всё по данному проекту Портфолио – папка, в которой собрано всё по данному проекту
8 Исследовательская деятельность : Деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками, в ней больше места для импровизации. Исследовательская деятельность должна быть свободной, практически нерегламентированной какими-либо внешними установками, в ней больше места для импровизации.
9 Структура исследовательской деятельности: Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования) Выдвижение гипотезы Выдвижение гипотезы Поиск и предложение возможных вариантов решения Поиск и предложение возможных вариантов решения Сбор материала Сбор материала Обобщение полученных данных Обобщение полученных данных
10 Тематическое содержание исследовательской деятельности: Опыты (экспериментирование) Опыты (экспериментирование) с предметами и их свойства с предметами и их свойства Коллекционирование (классификационная работа) Коллекционирование (классификационная работа) Путешествие по карте (пространство мира) Путешествие по карте (пространство мира) Путешествие по «реке времени» (историческое время) Путешествие по «реке времени» (историческое время)
11 Факторы, «запускающие» исследовательскую мотивацию: Новизна объекта или явления Новизна объекта или явления Сложность объекта или явления Сложность объекта или явления Информационный конфликт Информационный конфликт
12 Формы работы: Групповая Групповая Подгрупповая Подгрупповая Индивидуальная Индивидуальная
13 Савенков А.И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Методика проведения учебных исследований в детском саду: 1. Методика проведения тренировочных занятий 2. Методика проведения самостоятельных исследований
14 Создание уголка «Маленький исследователь»: 1. Материалы и приборы 2. Карточки с символическими изображениями «методов исследования» «методов исследования» 3. Карточки с изображениями «темы исследования» 4. Карандаши и фломастеры + маленькие листочки
15 Карточки «методов исследования»
16 Карточки с изображением тем исследования
17 Последовательность: Подготовка Подготовка Проведение тренировочного занятия Проведение тренировочного занятия Выбор темы используя карточки «темы исследования» Выбор темы, используя карточки «темы исследования» Составление плана исследования, используя карточки «методов исследования» Составление плана исследования, используя карточки «методов исследования» Сбор материала, следуя составленному плану, фиксируем схематично в виде пиктограмм Сбор материала, следуя составленному плану, фиксируем схематично в виде пиктограмм Обобщение полученных данных, выделяя главное, отмечая второстепенное Обобщение полученных данных, выделяя главное, отмечая второстепенное Доклад с обязательным обсуждением Доклад с обязательным обсуждением
18 Правила сопровождения детского исследования 1. Всегда подходите к проведению работы творчески. 2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций. 3. Не сдерживайте инициативы детей. 4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно. 5. Не спешите с вынесением оценочных суждений. 6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний: а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования; в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
19 Методы и приемы активизации учебно-исследовательской деятельности дошкольников Умение видеть проблемы Умение видеть проблемы Учимся выдвигать гипотезы Учимся выдвигать гипотезы Учимся задавать вопросы Учимся задавать вопросы Учимся давать определения понятиям Учимся давать определения понятиям Учимся классифицировать Учимся классифицировать Учимся наблюдать Учимся наблюдать Познание в действии, или как провести эксперимент Познание в действии, или как провести эксперимент Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное Учимся делать выводы и умозаключения Учимся делать выводы и умозаключения
20 Умение видеть проблемы «Посмотрите на мир чужими глазами» «Посмотрите на мир чужими глазами» «Составьте рассказ от имени другого персонажа» «Составьте рассказ от имени другого персонажа» «Составьте рассказ, используя данную концовку» «Составьте рассказ, используя данную концовку» «Сколько значений у предмета» «Сколько значений у предмета» «Назовите как можно больше признаков предмета» «Назовите как можно больше признаков предмета» Наблюдение как способ выявления проблем Наблюдение как способ выявления проблем Тема одна сюжетов много (рисование) Тема одна сюжетов много (рисование)
21 Учимся выдвигать гипотезы Гипотетические предположения о причинах событий: Гипотетические предположения о причинах событий: 1. Назови самые правдоподобные (логичные) причины событий. 2. Назови две-три самых фантастических, самых неправдоподобных причины этих же событий. Упражнения на обстоятельства: Упражнения на обстоятельства: 1. При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? 2. При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
22 Учимся задавать вопросы Упражнение «Исправление ошибок» Упражнение «Исправление ошибок» Игра «Угадай, о чем спросили» Игра «Угадай, о чем спросили»
23 Учимся давать определения понятиям Описание Описание Характеристика Характеристика Разъяснение посредством примера Разъяснение посредством примера Сравнение Сравнение Различение Различение Загадки как определение понятий Загадки как определение понятий Игра «»Трудные слова» Игра «»Трудные слова»
24 Учимся классифицировать Задание: Найдите предметы и явления, которые можно поделить надвое. Найдите предметы и явления, которые можно поделить надвое. Подберите слова с противоположным значением к словам: Подберите слова с противоположным значением к словам: игрушки животные рыбы инструменты автомобили планеты большие летние веселые
25 Учимся наблюдать Упражнения на развитие Упражнения на развитие внимания и наблюдательности внимания и наблюдательности
26 Познание в действии, или как провести эксперимент Мысленный эксперимент Мысленный эксперимент Эксперименты с реальными объектами Эксперименты с реальными объектами Эксперимент с кляксой Эксперимент с кляксой Эксперимент с акварелью Эксперимент с акварелью Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Эксперимент «Определяем плавучесть предметов» Эксперимент «Как вода исчезает» Эксперимент «Как вода исчезает» Эксперименты с лучом света Эксперименты с лучом света Эксперименты с магнитом и металлами Эксперименты с магнитом и металлами Эксперименты с собственным отражением Эксперименты с собственным отражением
27 Литература: 1. Активизация мыслительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: материалы Всероссийской заочной научно –практической конференции с международным участием, апреля 2012 года. Киров: Изд-во ВятГТУ, 2012, с Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Лекции 5-8. М.: Педагогический Университет, «Первое сентября», 2007 г. 3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Ака демия», с. 5.«Дошкольное образование» 7, Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей. просмотреть!) 6. Дыбина О. В.,Рахманова Н. П., Щетинина В. В. "Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников" Издательство: Сфера, 2012 г. (можно просмотреть!)
28 Спасибо за внимание
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.