Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемБорис Финашкин
КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ К ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ТЕМУ: «АФАЗИЯ», УЧИТЕЛЕМ-ЛОГОПЕДОМ МБДОУ №321 Г. КАЗАНИ ХАСАНЗЯНОВОЙ ЛЮЦИИ НАКИФОВНЫ.В ПРЕЗЕНТАЦИИ РАСКРЫВАЕТСЯ ОДИН ИЗ СЛОЖНЕЙШИХ ВИДОВ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ, КАК АФАЗИЯ. В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПРИВЕДЕНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ АФАЗИИ, УЧЕНИЯ ОБ АФАЗИИ, ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ АФАЗИИ, ОТЛИЧИЯ ОТ ДРУГИХ РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ, КАК АЛАЛИЯ И ДИЗАРТИРИЯ. ИЗУЧЕНЫ РАЗНЫЕ ФОРМЫ АФАЗИИ. ПОДОБРАНЫ ПРОГРАММЫ, ПРИЕМЫ И ЗАДАЧИ УСТРАНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ АФАЗИИ.
1 Хасанзянова Люция Накифовна Афазия Полная или частичная утрата речи, обусловленная локальным поражением головного мозга
2 Причины афазии Нарушение мозгового кровообращения Нарушение мозгового кровообращения Черепно – мозговые травмы Черепно – мозговые травмы Опухоли головного мозга Опухоли головного мозга Инфекционные заболевания мозга и его оболочек Инфекционные заболевания мозга и его оболочек
3 Сложность речевого расстройства при афазии зависит от: локализации поражения; локализации поражения; величины очага поражения; величины очага поражения; особенностей остаточных элементов речи; особенностей остаточных элементов речи; левшества. левшества.
4 Отличие афазии от алалии Афазия Афазия Утрата или распад сформированной речи Утрата или распад сформированной речи Детская афазия – после 3 лет, когда речь уже сформирована Детская афазия – после 3 лет, когда речь уже сформирована Возникает в результате сосудистой патологии, травм и инфекционных заболеваний мозга Возникает в результате сосудистой патологии, травм и инфекционных заболеваний мозга Алалия Алалия Отсутствие или недоразвитие речи Отсутствие или недоразвитие речи проявляется в раннем возрасте проявляется в раннем возрасте Часто возникает в результате внутриутробной патологии Часто возникает в результате внутриутробной патологии
5 Отличие афазии от дизартрии Афазия Афазия Корковое расстройство высших речевых функций Корковое расстройство высших речевых функций Нарушение всех компонентов речи Нарушение всех компонентов речи Сопровождается апраксией, аграфией, алексией, акалькулией Сопровождается апраксией, аграфией, алексией, акалькулией Дизартрия Дизартрия Подкорковое расстройство рече - двигательных механизмов Подкорковое расстройство рече - двигательных механизмов Нарушение произносительной стороны речи Нарушение произносительной стороны речи Сопровождается нарушением обще моторных функций Сопровождается нарушением обще моторных функций
6 История развития учения об афазии 1861, П. Брока – моторный центр речи в лобных отделах 1861, П. Брока – моторный центр речи в лобных отделах 1874, Вернике – сенсорный центр речи в височных отделах 1874, Вернике – сенсорный центр речи в височных отделах 1863, Джексон – каждая функция имеет сложную «вертикальную» организацию 1863, Джексон – каждая функция имеет сложную «вертикальную» организацию Либманн – апраксия артикуляционного аппарата Либманн – апраксия артикуляционного аппарата А. Пик – апраксии аграмматизмма А. Пик – апраксии аграмматизмма Х. Хэд – семантическая афазия Х. Хэд – семантическая афазия
7 Нейропсихологическая классификация форм афазий А. Р. Лурия акустико – гностическая афазия 1. акустико – гностическая афазия 2. акустико – мнестическая афазия 2. акустико – мнестическая афазия 3. семантическая афазия 3. семантическая афазия 4. афферентная моторная афазия 4. афферентная моторная афазия 5. эфферентная моторная афазия 5. эфферентная моторная афазия 6. динамическая афазия 6. динамическая афазия
8 Сравнительный анализ форм афазий Поражаются височные отделы коры головного мозга 1. Акустико – гностическая 2. акустико – мнестическая Поражаются нижние теменные отделы коры головного мозга 1. Семантическая 2. Афферентная Премоторные и заднелобные отделы коры головного мозга 1. Эфферентная моторная 2. динамическая
9 Сравнительный анализ форм афазий премоторные 1. Динамическая 2. Эфферентная моторная постцентральные 1. Афферентная м. 2. Акустико – гностическая 3. Акустико – мнестическая 4. семантическая
10 Акустико – гностическая сенсорная афазия Впервые описал немецкий психиатр Вернике Возникает при поражении задней трети верхней височной извилины Нарушается поле 22 Основная черта – нарушение понимания речи при ее восприятии на слух Нарушается экспрессив- ная речь (парафазии) Логорея с выраженным аграмматизм- мом Нарушения чтения и письма Грубые нарушения счета
11 Акустико – мнестическая афазия А. Р. Лурия, 1969; Л. С. Цветкова, 1975 Поражаются средние и задние отделы височной области Поля 21 и 37 В основе лежит нарушение слухоречевой памяти Нарушение экспрессив- ной речи (трудности подбора слов) Повышенная речевая активность, нарушение общения с 2 собеседниками Аграмматизм – смешение флексий глаголов и сущ. в роде и числе Нарушается чтение и письмо (экспрессивный аграмматизмм)
12 Семантическая афазия Впервые описал Х. Хэд Поражается теменно – затылочная область доминантного полушария Поле 39 Сложный импрессивный аграмматизмм Замена слова целой фразой Пространствен- но – конструктивная апраксия Нарушается понимание пословиц, поговорок, метафор Амнестические трудности в экспрессивной речи, трудности начала фразы Бедность, стереотипность письма, нарушения счетных операций
13 Афферентная кинестетическая моторная афазия Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга Возникает при поражении вторичных зон постцентральных и нижнетеменных отделов коры головного мозга Поражаются поля 7 и 40 Поражаются поля 7 и 40 1 вариант - выраженная апраксия артикуляционного аппарата 1 вариант - выраженная апраксия артикуляционного аппарата 2 вариант – нарушение дифференцированного выбора способа артикуляций 2 вариант – нарушение дифференцированного выбора способа артикуляций Вторичные нарушения фонематического слуха Вторичные нарушения фонематического слуха Конструктивно – пространственная апраксия Конструктивно – пространственная апраксия Нарушение чтения и письма Нарушение чтения и письма
14 Эфферентная моторная кинетическая афазия Возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии Возникает при поражении передних ветвей левой средней мозговой артерии Поражаются поля 44, 45 Поражаются поля 44, 45 Патологическая инертность речевых стереотипов, трудности переключения с одного артикуляционного акта на другой: элизии, персеверации, контаминации, повторы Патологическая инертность речевых стереотипов, трудности переключения с одного артикуляционного акта на другой: элизии, персеверации, контаминации, повторы Наблюдается выраженная аграфия Наблюдается выраженная аграфия Вторичные нарушения понимания речи Вторичные нарушения понимания речи
15 Динамическая афазия Возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария Возникает при поражении заднелобных отделов левого доминантного по речи полушария Полная невозможность активного развертывания высказывания, нарушение внутреннего программирования высказывания Полная невозможность активного развертывания высказывания, нарушение внутреннего программирования высказывания Речевые шаблоны, эхолалии, эхолалии Речевые шаблоны, эхолалии, эхолалии Сохранны чтение и письмо Сохранны чтение и письмо
16 Исследование высших корковых функций при афазии Общая способность к речевой коммуникации Общая способность к речевой коммуникации Понимание речи Понимание речи Экспрессивная речь Экспрессивная речь Чтение, письмо и счет Чтение, письмо и счет Оральный, пространственный и динамический праксис Оральный, пространственный и динамический праксис Акустический и оптический гнозис Акустический и оптический гнозис Тесты на левшество - правшество Тесты на левшество - правшество
17 Основные положения коррекционной работы Определение сохранных и нарушенных функций речи Выбор приемов зависит от стадии восстановления речевых функций Выбор приемов предполагает восстановление нарушенных функций или реорганизацию сохранных звеньев (восстановительная терапия) Принцип работы над всеми сторонами речи При всех формах восстанавливается коммуникативная функция речи Используется принцип интериоризации
18 Задачи коррекционной работы при акустико – гностической афазии: восстановление фонематического слуха; восстановление вторично нарушенной экспрессивной речи; восстановление навыков чтения и письма.
19 Этапы коррекционной работы при акустико – гностической афазии Первый этап - дифференциация слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому рисунку (кот – машина) Второй этап – дифференциация слов, близкой слоговой структуры, но далеких по звучанию (ноги – рыба) Третий этап – дифференциация слов с дизъюнктными фонемами - (рак – мак) Четвертый этап – дифференциация слов с оппозиционными фонемами (рак – лак, дом – том) Пятый этап – подбор серий на заданный звук или букву в тексте
20 Задачи коррекционной работы при акустико – мнестической афазии: преодоление нарушений слухоречевой памяти; преодоление нарушений слухоречевой памяти; восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета; восстановление зрительных представлений о существенных признаках предмета; преодоление амнестических трудностей; преодоление амнестических трудностей; преодоление элементов экспрессивного аграмматизмма. преодоление элементов экспрессивного аграмматизмма.
21 Приемы восстановления речи при акустико – мнестической афазии: показ предметов, объединенных одним смыслом; показ предметов, объединенных одним смыслом; повтор серий слов (предметы, действия, качества, числа); повтор серий слов (предметы, действия, качества, числа); конструирование предметов из элементов (дорисовывание, зашумление); конструирование предметов из элементов (дорисовывание, зашумление); послоговое прослушивание и повторение сложных по слоговой структуре слов; послоговое прослушивание и повторение сложных по слоговой структуре слов; понимание многозначности слова; понимание многозначности слова; составление письменных текстов. составление письменных текстов.
22 Задачи коррекционной работы при семантической афазии: преодоление трудностей нахождения названий предметов; расширение лексического и синтаксического состава речи; преодоление импрессивного аграмматизмма.
23 Приемы коррекционной работы при семантической афазии: развитие зрительно – пространственной деятельности (зрительный анализ геометрических фигур, складывание из элементов, ориентация в левом и правом, в частях света, в географической карте); сопоставление различных смысловых связей слов; описание сходств и различий синонимов, антонимов, омонимов;
24 Приемы коррекционной работы при семантической афазии: уточнение значений отдельных предлогов и наречий, усвоение схемы предлогов с перемещением точки; сравнение описаний высоты, длины, логико – грамматических конструкций; уточнение разрядов, входящих в число; устное описание элементов букв для преодоления оптической алексии и аграфии.
25 Задачи коррекционной работы при афферентной моторной афазии Преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса Преодоление нарушений кинестетического артикуляторного праксиса Преодоление аграфии и алексии Преодоление аграфии и алексии Развитие вторичных нарушений понимания речи Развитие вторичных нарушений понимания речи Восстановление развернутого устного и письменного высказывания Восстановление развернутого устного и письменного высказывания
26 Приемы работы при афферентной моторной афазии Глобальное, сопряженное произнесение Глобальное, сопряженное произнесение Чтение автоматизированных речевых рядов Чтение автоматизированных речевых рядов Списывание и чтение про себя Списывание и чтение про себя Зрительные диктанты и чтение вслух Зрительные диктанты и чтение вслух Запись под диктовку букв Запись под диктовку букв Бухштабирование Бухштабирование Слуховой имитационный прием воспроизведения доступных звуков Слуховой имитационный прием воспроизведения доступных звуков
27 Приемы работы при афферентной моторной афазии По мере преодоления апраксии переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз По мере преодоления апраксии переходят к сопряженному и отраженному произнесению фраз По мере возникновения ситуативной речи переходят к восстановлению монологической речи По мере возникновения ситуативной речи переходят к восстановлению монологической речи Основные задачи – расширение словаря, предупреждение аграмматизмма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи Основные задачи – расширение словаря, предупреждение аграмматизмма, развитие развернутого устного и письменного высказывания, подготовка свободной диалогической речи
28 Задачи коррекционной работы при эфферентной моторной афазии Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова Преодоление патологической инертности в звене порождения слоговой структуры слова Восстановление чувства языка Восстановление чувства языка Преодоление инертности выбора слов Преодоление инертности выбора слов Преодоление аграмматизмма Преодоление аграмматизмма Восстановление структуры устного и письменного высказывания Восстановление структуры устного и письменного высказывания Преодоление алексии и аграфии Преодоление алексии и аграфии
29 Приемы восстановления речи при эфферентной афазии Повторение слогов при складывании их из букв разрезной азбуки Повторение слогов при складывании их из букв разрезной азбуки Чтение серий слов с одной слоговой структурой Чтение серий слов с одной слоговой структурой Повторение пословиц и поговорок с рифмующимися глаголами Повторение пословиц и поговорок с рифмующимися глаголами Ответы на вопросы по картинкам Ответы на вопросы по картинкам Договаривание однотипных фраз различными словами Договаривание однотипных фраз различными словами Подбор нескольких глаголов к существительным (сетки значений слов) Подбор нескольких глаголов к существительным (сетки значений слов) Метод пиктограмм и графического моделирования Метод пиктограмм и графического моделирования
30 Задачи коррекционной работы при динамической афазии Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования Преодоление дефектов внутреннего речевого программирования Создание программ высказывания с помощью внешних опор (вопросов, схем, фишек) Создание программ высказывания с помощью внешних опор (вопросов, схем, фишек) Повышение речевой инициативы Повышение речевой инициативы Обучение планированию текста Обучение планированию текста
31 Приемы коррекционной работы при динамической афазии Упражнения на классификацию предметов (мебель, одежда, посуда) Упражнения на классификацию предметов (мебель, одежда, посуда) Прямой и обратный порядковый счет Прямой и обратный порядковый счет Рассказы по сюжетным картинкам и серии картин с внешней опорой Рассказы по сюжетным картинкам и серии картин с внешней опорой Ответы на вопросы по картинкам Ответы на вопросы по картинкам Диалоги, беседы по данным опорным словам Диалоги, беседы по данным опорным словам Пересказы текстов Пересказы текстов Восстановление письменных текстов Восстановление письменных текстов
32 Выводы и проблемы При восстановлении речи у больных с афазией необходима предварительная неречевая работа При восстановлении речи у больных с афазией необходима предварительная неречевая работа Работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения Работа ведется над всеми сторонами речи с учетом специфики нарушения При афазии ставится конкретная перспективная цель, работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями При афазии ставится конкретная перспективная цель, работа ведется поэтапно в соответствии с индивидуальными особенностями Программы восстановления речи носят дифференцированный характер Программы восстановления речи носят дифференцированный характер Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий Одной из важных проблем афазиологии является изучение вариантов разных форм афазий
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.