Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемВадим Севергин
Урок биологии в 11 классе по теме "Происхождение человека" Цель: Создать условия для формирования представлений учащихся о предках человека, их развитии и становлении вида – человек разумный. Задачи: Образовательные: 1. Знать предков человека, их среду обитания и образ жизни;2.Знать усложнения в строении и поведении предков человека в процессе исторического развития;3. Знать основные этапы в развитии человека. Развивающие: 1. Уметь работать с различными источниками знаний (текстом учебника, рисунками, коллекциями), извлекая из них нужную информацию;2. Уметь сравнивать, анализировать, обосновывать и делать выводы;3. Уметь составлять ленту времени. Воспитательные: 1) Развивать умения и навыки, необходимые для групповой работы;2) Способствовать формированию толерантного отношения друг к другу. Формы работы: 1) индивидуально- групповая2) самостоятельная3) работа с учебником Оборудование: коллекция «Происхождение человека», мультимедийная презентация «Происхождение человека». Структура урока 1. Организационный момент 2. Подготовка к восприятию нового материала Учитель: Когда и как появилась наша планета?Ученик: Наша планета возникла одновременно с Солнцем из межзвездного вещества частиц пыли и газа. Это холодное вещество постепенно уплотнялось, сжималось, а затем распалось на несколько сгустков. Один, самый большой, дал начало Солнцу. Его вещество сжималось и разогревалось. Вокруг него образовалось вращающееся газово-пылевое облако, которое имело форму диска. Из сгустков этого облака возникли планеты, в том числе и наша Земля. Примерно это было 4,5-5 млрд. лет назад. (Современная гипотеза) Учитель: Когда на Земле появилась жизнь?Ученик: Учёные считают, что развитие жизни на Земле началось 3,5 млрд. лет назад. Учитель: Как прекрасна Земля. И на ней человек. Эти строки принадлежат русскому поэту С.
1 Выполнили: Талайло Д. Юсупова Э.
5 Схематическое изображение дифференциально окрашенных хромосом человека и шимпанзе (расположены попарно): в каждой паре слева - хромосома человека, справа - гомологичная ей хромосома шимпанзе. Обратите внимание на пару 2: видно, что человеческая хромосома - продукт слияния двух обезьяньих и поперечная исчерченность всех хромосом у обоих видов очень близка. Такие ничтожные различия в структуре кариотипа обычно характеризуют чрезвычайно близкие виды-двойники
6 Можно оценить генетическую близость человека и, например, шимпанзе количественно. Для этого нужно определить так называемое генетическое сходство и генетическое расстояние (дистанцию). Допустим, имеются две генетические группировки (популяции, близкие виды) А и В. В обеих имеется ген, представленный несколькими аллелями, соответственно частоты аллелей у А и В обозначим как а 1, а 2, а 3... и b1, b2, Ь3... Тогда генетическое сходство Обычно считают по нескольким (чем больше, тем лучше) генам и получают среднее значение. Натуральный логарифм J, взятый с обратным знаком, дает нам генетическое расстояние (дистанцию) D:
7 Как видно из этого рисунка люди делятся на Пралюдей (австралопитеки) Древнейших людей (питекантроп, синантроп) Древних людей (неандертальцы) Люди современного типа (homo sapiens)
8 Кроманьонец Неандерталец прямоходящий Афара Австроло питек Австролопитек африканский Австролопитек могучий Автролопитек Бойса Человек умелый
9 Ряд ученых полагают, что только 14 млн лет назад на нашей планете появилась обезьяна, которую можно отнести к семейству гоминид. Это рамапитек. Обитал он на территории современных Индии, Восточ-ной Европы, России. В отличие от первых человекообразных обезьян, задние зубы рамапитека были более широкими и плоскими, а между задними и передними зубами появились клыки. Питались рамапитеки растительной пищей: семенами злаков, кореньями, листьями и стеблями растений. Их необходимо было искать, срывать или выкапывать, подносить ко рту, совершая при этом множество движений передними конечностями, постоянно наклоняясь, разгибая и выпрямляя спину.
10 На смену рамапитеку пришли другие гоминиды, из них лучше всего изучены австралопитеки. Многочисленные их остатки найдены на территории Южной и Восточной Африки. Возраст остатков австралопитеков колеблется от 5,5 до 1 млн лет. Австралопитеки были значительно больше похожи на человека, чем их предшественники. Это были небольшие, прямоходящие существа (рост см, масса 2545 кг), с плоским лицом и объемом мозга, равным в среднем 530 см 3 (что несколько больше, чем у современных человекообразных обезьян). Однако считать австралопитека предком человека нельзя, поскольку никаких, даже примитивных, орудий, которыми он пользовался, не найдено (ведь известно, что изготовление и использование орудий труда один из основных признаков человека).
11 В этот же исторический период существовало животное, внешне очень входное с австралопитеком. Объем его головного мозга был значительно больше до см 3. Стопа, как и у современного человека, имела свод, т. е. он свободно ходил на двух ногах. Кисти этого гоминида были более совершенны, большой палец был противопоставлен указательному. Значит, он мог держать в руках каменные орудия и использовать их в работе. Действительно, ученым удалось обнаружить несколько примитивных инструментов из камня на месте их стоянок. Ученые дали этому гоминиду название Человек умелый. Полагают, что именно он является первым представителем самых древних людей.
12 Остатки древнейших людей найдены в Азии, Европе, Африке.. Они жили от 1 млн до 300 тыс. лет тому назад. Это было существо среднего роста (160 см) с объемом головного мозга до 1100 см 3. Тело человека прямоходящего мало чем отличалось от тела современного человека. Древнейшие люди вели активный образ жизни: охотились, изготавливали примитивные орудия, помогающие им резать растения, мясо. Жили они группами так легче было защищаться от врагов, находить пищу, охотиться, строить жилища. древнейшие люди могли пользоваться и огнем. Основными эволюционными приобретениями человека прямоходящего были изготовление каменных орудий, появление абстрактного мышления и речи.
13 Стадия древних людей пред-ставлена большим числом находок (свыше 100) в Европе, Азии, Африке. Жили древние люди тыс. лет тому назад. Все они относились к одному виду Человек неандертальский, названному так в честь долины Неандерталь (Германия). Череп неандертальца был более куполообразным и вмещал мозг объемом до 1600 см 3. Несмотря на это, во внешнем облике неандертальца было еще много примитивных черт.. Рост неандертальцев достигал 1 м 70 см; они имели крепкое телосложение, обладали развитой мускулатурой, недюжинной физической силой. Неандертальцам выпало жить на Земле в суровое время в ледниковый период. Спасаясь от холода, они научились добывать и поддерживать огонь, шить из шкур примитивную одежду.
14 Ископаемых людей современного типа называют кроманьонцами (в честь местности Кро-Маньон, Франция). Это были высокие, рослые люди (до 180 см), объем их мозга достигал 1800 см 3. Кроманьонцы обла-дали всеми признаками современного человека: высокий свод черепа, развитый подбородочный выступ. За последние 40 тыс. лет внешний облик человека почти не изменился. Всех ископаемых людей современного типа относят к одному виду - Человек разумный
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.