Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемМария Микифорова
Школьное экономическое образование является неотъемлемой и важной частью общего среднего образования. Оно призвано сформулировать у школьников адекватные представления о сути экономических явлений и процессов; воспитывать экономическую культуру и мышление; создавать предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной практической деятельности.На сегодня издано большое количество учебников и учебных пособий по экономике для школьников, как написанных российскими специалистами, так и переводных. Однако многим учителям экономики по-прежнему приходится «по крохам» собирать из разных источников и самостоятельно структурировать информацию, необходимую для систематического изложения предмета.Данное пособие «не привязано» к какому-либо конкретному учебнику, является в значительной мере универсальным и позволяет работать во всех классах (с 5-го по 11-й) и с разными учебниками.Главная цель пособия состоит в том, чтобы оказать помощь при преподавании и изучении экономики, так как оно может быть использовано в качестве раздаточного материала для обучения и самоконтроля.
1 Экономика для школьников Схемы, таблицы, графики Л. Н. Овчинникова Кемерово 2012
2 Л. Н. Овчинникова Кемерово 2012 Экономика для школьников Схемы, таблицы, графики
3 Овчинникова Л. Н. Экономика для школьников. Схемы, таблицы, графики – 73 с. В пособие включены схемы, таблицы и графики, представляющие собой экономические положения в упрощённом и обобщённом виде, по отдельным темам курса «Экономика». Главная цель пособия состоит в том, чтобы оказать помощь при преподавании и изучении экономики, так как оно может быть использовано в качестве раздаточного материала для обучения и самоконтроля. Пособие разработано в соответствии с «Обязательным минимумом содержания образовательных программ» по экономике, утвержденным Министерством образования в 2004 году. Пособие предназначено для учащихся и преподавателей общеобразовательных школ
4 7 Понятие экономики
5 8 Структура экономики ЭКОНОМИКА Культура Образование Здравоохранение Соц.обеспечение Наука Управление Жилищно-коммунальное хозяйство Бытовое обслуживание Отрасли материального производства Промышленность Сельское и лесное хозяйство Транспорт и связь Торговля и общепит Строительство Материально- техническое обеспечение Отрасли соц.культурной сферы
6 9 Система факторов производства
7 10 Потребности
8 11 Иерархия человеческих потребностей по Эпикуру ( г.г. до н. э.) Потребности Потребности естественные и необходимые (еда, вода, безопасность…) Потребности естественные, но не необходимые (общение…) Потребности не естественные и не необходимые (роскошь, богатство…)
9 12 Иерархия человеческих потребностей по Вагнеру ( ) Потребности Потребности, удовлетворения которых требует инстинкт самосохранения Прочие потребности
10 13 Иерархия человеческих потребностей по А. Маслоу ( ) Потребность в самореализации Потребность в уважении Социальные потребности Потребности в безопасности Физиологические потребности
11 14 Алгоритм рыночных потребностей Потребности человека Производство продукта для других в виде товара Обмен товарами, получение товаров для себя Потребление полученных товаров и услуг
12 Проблема выбора в экономике Труд Капитал Земля Ресурсы Потребности Материальные Духовные Социальные Ограничены Безграничны Проблема выбора Цель выбора Альтернативы Критерии Цена выбора (альтернативная стоимость)
13 16 Основная проблема экономики Потребности человека Потребности человека + Труд, земля, капитал, товары, деньги 8 limit Основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречии между желанием людей удовлетворить свои безграничные потребности и ограниченностью (редкостью) ресурсов,находящихся в их распоряжении,используемых для данной цели.
14 17 Три главных вопроса экономики ЧТО? КАК? ДЛЯКОГО? Какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время? При какой комбинации производственных ресурсов,с использованием какой технологии должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги? Кто будет покупать выбранные товары и оплачивать, извлекая из них пользу? Как должен быть распределен валовый доход общества от производства данных товаров и услуг?
15 18 Кривая производственных возможностей A B C D L M A, B, C, D – максимально возможный объем производства средств и предметов, ресурсы используются в полном объеме. L – возможный объем производства, но не все ресурсы используются в полном объеме, либо используются неэффективно. M – недостижимый объем производства из-за нехватки ресурсов.
16 19 Собственность Экономическая категория Юридическая категория Собственность в экономическом смысле Присвоение Владение Пользование Распоряжение Реализация
17 20 Субъекты и объекты собственности Собственность Субъекты собственности (Активная сторона отношений собственности) Человек Семья Социальная группа Производственный коллектив Народ Объекты собственности (Пассивная сторона отношений собственности) Земля Природные ресурсы Средства производства Имущество Деньги и ценные бумаги Информация Рабочая сила Собственность
18 21 Товарное хозяйство Товарное производство – такой тип организации хозяйства, при котором продукты создаются для их продажи на рынке. Обслуживает различные социально-экономические системы Характерные черты товарного производства Открытая система организационно- экономических отношений Зависит от степени специализации предприятия; связано с процессом производительных сил Существуют косвенные, экономические связи между производством и потреблением. Экономические отношения устанавливаются через рынок Причины возникновения товарного хозяйства Общественное разделение труда Хозяйственное обособление производителей, специализирующихся на изготовлении какого-либо продукта
19 22 Типы экономических систем Модели экономических систем Традиционная РыночнаяЦентрализованная СмешаннаяПереходная
20 23 Изменение спроса и величины спроса D1D1 D D2D2 Q P QDQD Q D2 Q D1 Q P Q2Q2 Q1Q1 P1P1 P2P2 A B Изменение спроса (сдвиг кривой) Изменение величины спроса (движение вдоль кривой)
21 24 Изменение предложения и величины предложения Q P QSQS Q S2 Q S1 Q P Q2Q2 Q1Q1 P1P1 P2P2 PSPS S1S1 S S2S2 S Изменение предложения (сдвиг кривой) Изменение величины предложения (движение вдоль кривой)
22 25 Рыночное равновесие P Q E D S PEPE QEQE
23 26 Изменение рыночного равновесия P Q E1E1 D S1S1 P1P1 Q1Q1 S2S2 P2P2 E2E2 Q2Q2
24 27 Образование избытка и дефицита товара P Q E D S P1P1 P2P2 PEPE Q D1 Q S2 QEQE Q D2 Q S1 Избыток Дефицит
25 Взаимодействие спроса и предложения Событие ГрафикиP и Q 123 1) D S = P Q 2) D S = P Q P P2P2 P1P1 Q1Q1 Q2Q2 D1D1 D2D2 S P P2P2 P1P1 Q1Q1 Q2Q2 D1D1 D2D2 S Q Q
26 123 3) D = S P Q 4) D = S P Q P P1P1 P2P2 Q1Q1 Q2Q2 D S2S2 Q S1S1 P P1P1 P2P2 Q1Q1 Q2Q2 D S2S2 Q S1S1
27 123 5) D S а) P Q б) P Q в) P = Q P P1P1 P2P2 Q1Q1 Q2Q2 S2S2 Q S1S1 D1D1 D2D2 P P2P2 P1P1 Q1Q1 Q2Q2 S2S2 Q S1S1 D1D1 D2D2 P P Q1Q1 Q2Q2 S2S2 Q S1S1 D1D1 D2D2 а) б) в)
28 123 6) D S а) P Q б) P Q в) P = Q P P2P2 P1P1 Q2Q2 Q1Q1 S1S1 Q S2S2 D2D2 D1D1 P P1P1 P2P2 Q2Q2 Q1Q1 S1S1 Q S2S2 D2D2 D1D1 P P Q2Q2 Q1Q1 S1S1 Q S2S2 D2D2 D1D1 а) б) в)
29 123 7) D S а) P Q б) P Q в) P Q = P P1P1 P2P2 Q1Q1 Q2Q2 S1S1 Q S2S2 D1D1 D2D2 P P1P1 P2P2 Q2Q2 Q1Q1 S1S1 Q S2S2 D1D1 D2D2 P P2P2 Q S1S1 Q S2S2 D2D2 D1D1 а) б) в) P1P1
30 123 8) D S а) P Q б) P Q в) P Q = P P2P2 P1P1 Q2Q2 Q1Q1 S2S2 Q S1S1 D2D2 D1D1 P P2P2 P1P1 Q1Q1 Q2Q2 S2S2 Q S1S1 D2D2 D1D1 P P1P1 Q S2S2 Q S1S1 D1D1 D2D2 а) б) в) P2P2
31 34 Рыночная экономика Преимущества способствует более эффективному использованию ресурсов вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства создает условия по оптимальному использованию НТП при создании новых товаров, внедрении новых технологий, методов организации и управления производством обеспечивает свободу выбора, действий потребителей и производителей нацеливает производителей на удовлетворение потребностей и повышение качества товаров и услуг Недостатки не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов отрицательно сказывается на защите окружающей среды не обеспечивает развития производства товаров и услуг коллективного использования (дамбы, общественный транспорт) не создает условий для развития фундаментальной науки, системы образования и т. д. не гарантирует прав на труд, отдых, доход не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен
32 35 Субъекты рыночной экономики Государство Домашнее хозяйство Предприятие Банк
33 36 Экономический кругооборот Рынок благ Государство Фирмы Домохозяйства Потребительские расходы Товары и услуги Доход Расходы Товары и услуги Общ. блага Налоги Общ. блага Налоги Рынок ресурсов Денежный доход Земля, труд, капитал Издержки Ресурсы Товары и услуги Расходы Ресурсы
34 37 Функции рынка Функция саморегулирования товарного производства. При росте спроса объемы производства расширяются, при снижении – уменьшаются. регулирование происходит через куплю-продажу товаров и услуг. Стимулирующая функция. Побуждает производителей к созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получению более высокой прибыли за счет снижения издержек и внедрения нововведений. Функция учета затрат на производство продукции. На рынке происходит сопоставление индивидуальных затрат труда со средними общественными. При сопоставлении учитывается также и качество товаров. Регулирующая функция. Рынок устанавливает основные пропорции в хозяйстве на микро- и макроуровне за счет расширения или сужения спроса и предложения. Функция демократизации хозяйственной жизни. С помощью рыночных рычагов происходит развитие эффективных производств и разорение неэффективных. За счет этого происходит дифференциация производителей.
35 38 Классификация рынков рынки По экономическому назначению: -товаров и услуг; -ценных бумаг; -средств производства; -труда; -сырья; -научно-технических разработок; -денег; -другие. По степени ограничения конкуренции: -совершенной конкуренции; -абсолютной монополии; -монополистической конкуренции; -олигополии. По географическому положению: -местные; -национальные; -мировые. По отраслям: -автомобилей; -зерна; -нефти; -и т.д. По видам участников рыночных отношений: -оптовой торговли; -розничной торговли; -государственных закупок. С учетом соблюдения законности: -легальный; -теневой (нелегальный).
36 39 Инфраструктура рынка Информационные центры, страховые, инжиниринговые, аудиторские, консалтинговые и другие фирмы Товарные биржи, предприятия торговли и услуг Банки, фондовые биржи Биржи труда, товарные биржи Рынок товаров и услуг Финансовый и денежный рынки Рынок факторов производства
37 40 Рыночная конкуренция
38 41 Формы рыночной конкуренции Формы конкуренции Совершенная конкуренция на рынке имеется много независимых товаропроизводителей объем производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемой продукции на рынке покупатель хорошо информирован о ценах. Если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей продавцы не вступают в сговор по поводу цен фирмы могут свободно входить на рынок и выходить из него Несовершенная конкуренция Несовершенная конкуренция – это рынок, на котором не выполняется ни одно из условий свободной конкуренции. В результате: фирмы не могут воздействовать на условия реализации товаров и ведут конкурентную борьбу ограничен вход на рынок продукции
39 42 Характерные черты основных моделей рынка Совершенная конкуренция Монополистичес- кая конкуренция Олигополия Чистая монополия Число фирм Очень большое БольшоеНесколько Одна Тип продукта Стандартизиро- ванный Дифференцирован- ный Стандартиз. или дифференцир. Уникальный Контроль над ценой Имеется в уз- ких рамках Отсутствует Ограниченный Значительный Условия вступ- ления в отрасль Очень легкие Сравнительно легкие Блокировано Неценовая конкуренция Примеры Отсутствует Сельское хозяйство Трудные Реклама. Торговые марки Очень развито Реклама Производство обу- ви, одежды Машиностроение Предприятия общественного пользования Характерные черты
40 43 Основные организационные формы монополии Картели Синдикаты Тресты Концерны Монополистические объединения с целью организации совместного сбыта продукции Многочисленные соглашения о квотах выпускаемой продукции и рынках сбыта Монополистические объединения на основе совместной собственности и общего управления производством и сбытом Многоотраслевая система предприятий с единым финансовым центром и разнообразием выпускаемой продукции
41 44 Налоговая система Виды налогов Субъект налога Объект налога Единица обложения Норма обложения Налоговые льготы Структура налогов
42 45 Виды налоговых ставок Налоговые ставки Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения Пропорциональные ставки – действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета изменения его величины Прогрессивные ставки – повышаются по мере возрастания величины объекта обложения Регрессивные ставки – снижаются по мере возрастания величины объекта обложения
43 46 Виды налогов Налоги Прямые Косвенные По форме возложения налоговой ответственности В зависимости от территориального уровня Федеральные МестныеНалоги субъектов РФ Налоги с физических лиц Налоги с юридических лиц Налоги, общие для физических и юридических лиц
44 Налоговая система РФ Налоги Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги 1. Налог на добавленную стоимость 2. Акцизы на отдельные виды товаров 3. Налог на прибыль (доход) организаций 4. Налог на доходы от капитала 5. Подоходный налог с физических лиц 6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (социальный налог) 7. Налог на пользование недрами 8. Лесной налог 9. Водный налог 10. Экологический налог 1. Налог на имущество организаций 2. Налог на недвижимость 3. Дорожный налог 4. Транспортный налог 5. Налог с продаж 6. Налог на игорный бизнес 1. Земельный налог 2. Налог на имущество физических лиц 3. Налог на рекламу 4. Налог на наследование и дарение
45 48 Экономические издержки
46 49 Бухгалтерские издержки Прямые Затраты на сырье, материалы, полуфабрикаты Затраты на топливо и энергоресурсы Зарплата рабочим Косвенные Накладные расходы Амортизация Зарплата управленческому персоналу Проценты на заемные средства
47 50 Структура выручки В ы р у ч к а Экономические издержки Экономи- ческая прибыль Явные издержки (бухгалтерские) Неявные издержки Постоянные издержки Переменные издержки Бухгалтерская прибыль
48 51 Виды современных денег Деньги Наличные Бумажные Монета Безналичные Банковский вклад, чек, пластиковая карта
49 52 Изменение учетной ставки Учетная ставка процента растет Кредиты становятся более дорогими Фирмы берут меньше кредитов Денежная масса в обращении уменьшается Учетная ставка процента падает Кредиты становятся более дешевыми Фирмы берут больше кредитов Денежная масса в обращении увеличивается
50 53 Изменение нормы обязательного резервирования Норма резервирования увеличивается Количество ссужаемых денег уменьшается Фирмы берут меньше кредитов Денежная масса в обращении уменьшается Норма резервирования уменьшается Количество ссужаемых денег увеличивается Фирмы берут больше кредитов Денежная масса в обращении увеличивается
51 54 Регулирование объема денежной массы Уменьшить Снизить Покупать Ослабить Увеличить Повысить Продавать Усилить Обязательные резервы Учетная ставка (ставка рефинансирования) Операции на открытом рынке Выборочный кредитный контроль Для увеличения денежной массы необходимо Для уменьшения денежной массы необходимо
52 55 Типы денежно-кредитной политики Денежно- кредитная политика Купля- продажа Обязат- ельные резервы Учетная ставка Банков- ские резервы Депозиты до востребо- вания Денежная масса Расшири- тельная Покупают- ся ценные бумаги падаютпадаетрастут растет Ограни- чительная Продаются ценные бумаги растутрастетпадают падает
53 56 Виды инфляции И н ф л я ц и я Открытая (явная) Скрытая (подавленная) Естественная (менее 10 %) Ползучая (от 10 до 20 %) Галопирующая (свыше 20 %) Гиперинфляция (свыше 200 %) Инфляция спроса Инфляция предложения По характеру По уровню (в % годовых) По факторам
54 57 Антиинфляционная политика Активная политика Направлена на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию Адаптивная политика Приспособление к инфляции, смягчение ее отрицательных последствий Монетарные рычаги Немонетарные рычаги
55 58 Виды заработной платы Заработная плата Номинальная – фактическая заработная плата, выраженная в денежной форме Реальная – количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату Минимальная – официально устанавливаемый государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любых форм собственности
56 59 Формы заработной платы Зарплата Сдельная Повременная Труд оплачивается в зависимости от количества изготовленной продукции Труд оплачивается в зависимости от затраченного времени
57 60 Причины безработицы п/п Вид безработицы Причина возникновения 1Фрикционная Переход с одного места работы на другое или первичный поиск работы 2Сезонная Для некоторых профессий существует проблема занятости в определенное время года 3Структурная Закрытие устаревших предприятий или структурные преобразования сопровождаются сокращением числа мест 4Циклическая Рынок переживает спады и подъемы. Период от спада до подъема – цикл. Спад производства всегда приводит к закрытию многих предприятий, к сокращению и увольнению работников
58 61 Виды безработицы Безработица Фрикционная СтруктурнаяЦиклическая + Фрикционная Структурная Естественный уровень безработицы
59 62 Элементы системы регулирования рынка труда Биржи труда Частные посреднические фирмы Специализированные государственные учреждения, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы Специализированные фирмы, осуществляющие посреднические функции на рынке рабочей силы
60 63 Основные направления деятельности бирж и посреднических фирм Основные направления деятельности Регистрация безработных Регистрация вакантных мест Трудоустройство безработных Изучение конъюнктуры рынка и предоставление информации о ней Профессиональная переподготовка безработных Выплата пособий Анализ рабочих мест Содействие найму Планирование карьеры Подготовка и переподготовка трудовых ресурсов Тестирование лиц, желающих получить работу Регулирование трудовых отношений
61 64 Структура ВВП Национальные доход Косвенные налоги Амортизационные отчисления ВВП ЧНП
62 65 Методы подсчёта ВНП Измерение ВНП по сумме расходов Метод потока товаров Измерение ВНП по сумме доходов Метод потока издержек Личные потребительские расходы+Объём потреблённого капитала+ Валовые частные внутренние инвестиции+Косвенные налоги на бизнес+ Государственные закупки товаров и услуг+Заработная плата+ Чистый экспорт-Арендная плата+ ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ=Проценты+ Амортизационные отчисления-Доходы от индивидуальных вложений+ ЧИСТЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ=Налоги на прибыль+ Косвенные налоги на бизнес-Дивиденды+ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ДОХОД=Нераспределённая прибыль+ Взносы на социальное страхование-ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ= Налоги на прибыль- Нераспределенная прибыль- Трансфертные платежи+ ЛИЧНЫЙ ДОХОД= Индивидуальные налоги- РАСПОЛАГАЕМЫЙ ДОХОД=
63 Национальный доход: потребление и накопление Национальный доход Накопление Сбережения и инвестиции Потребление Расходы на удовлетворения общественных потребностей Расходы на личное потребление Национальный доход – часть стоимости совокупного общественного продукта, остающаяся после возмещения потребительских средств производства, обобщающий показатель экономического развития страны. Заработная плата наемных работников Прибыль предпри- нимателей Доход владельцев ссудного капитала Доход собственников земель
64 67 Экономический рост Темпы экономи- ческого роста Интенсивный Экстенсивный Увеличение производственного потенциала за счет повышения качества используемых факторов производства, совершенствования техники, технологии и организации производства Увеличение производственного потенциала за счет увеличения количества используемых факторов производства
65 68 Факторы экономического роста
66 69 Система предпринимательства Предпринимательство Экономическая категория Метод хозяйствования Тип экономического мышления Субъекты предпринимательства Объекты предпринимательства
67 70 Виды предпринимательства Предпринимательство Производственное КоммерческоеФинансовое ПосредническоеСтраховое
68 71 Виды предприятий Предприятия Коммерческие Некоммерческие Хозяйственные товарищества Хозяйственные общества Производственные кооперативы Государственные и муниципальные предприятия Общественные и религиозные организации Фонды УчрежденияАссоциации и союзы Некоммерческое партнерство Автономные некоммерческие организации
69 72 Типы хозяйственных товариществ и обществ Полное ХТ ХТ на вере (коммандитное) ХО с ограниченной ответственностью ХО с дополнительной ответственностью Акционерные общества (АО) Открытые АО Закрытые АО Хозяйственные общества (ХО) Хозяйственные товарищества (ХТ)
70 73 Используемая литература Автономов В. С. Введение в экономику. - М.: Вита-Пресс, Иванов С. И. Основы экономической теории. - М.: Вита-Пресс, Линьков А. Я. Экономика. Практикум. - М.: Вита-Пресс, Линьков А. Я. Экономика. Учебник. - М.: Вита-Пресс, Липсиц И. В. Экономика. 1 и 2 части. - М.: Вита-Пресс, Любимов Л. Л., Ранеева Н. А. Основы экономических знаний. - М.: Вита-Пресс, Равичев С.А., Михеева С. А. Современная экономика. Пособие для старших классов. - М.: Вита-Пресс, 2003.
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.