Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 9 лет назад пользователемЗахар Микулин
Сочинения-рассуждения к варианту 2 (по Цыбулько, 36 вар.) с цитатой из Д.Э. Розенталя: «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому». Рассказ о повести В.К.Железникова "Чучело", анализ текста, композиция сочинений 15.1, 15.2, 15.3
1 В.К.Железников «Чучело»
4 Прости нас, чучело!
5 Вариант 2 1. Определить тему и основную мысль текста 2. Связать с текстом изложения
6 Тема: дружба, взаимоотношения подростков Основная мысль: (какие вопросы возникают при чтении текста, как на них отвечает автор: на чьей он стороне?) относится к окружающим нужно... люди имеют право на ошибку? нужно ли прощать ошибки? Как научиться это делать?
7 Даем определение лингвистическому явлению экспрессивная лексика это... эмоционально-окрашенные слова, которые показывают чувства говорящего. 2. Ищем их в тексте и в ответах на тестовые задания (3 - средства выразительности; 6 замена стилистически нейтральным синонимом)
8 Итак, эмоционально-окрашенные слова - это Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (нежность, близость отношений, фамильярность...) Высокая или разгонорная лексика (=не нейтральная). Например, садани (разгон.), час расплаты (высокая) Эмоционально-окрашенная лексика (предатель, чучело) Междометья Усилительные частицы Нужно отобрать те, которые показывают «отношение говорящего к высказываемому»
9 3. Выяснив, какие эмоционально- окрашенные слова у нас есть, формулируем комментарий к цитате, т. е.объясняем ее просто. Действительно «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому», - писал Д.Э. Розенталь. Действительно, для того, чтобы понять отношение человека к своим словам, достаточно понаблюдать за их эмоциональной окраской.
10 Приводим 2 аргумента, подтверждающие наш комментарий ВО-ПЕРВЫХлингвистическое явление, ВО-ПЕРВЫХ, назвать лингвистическое явление, НАПРИМЕР,процитировать НАПРИМЕР, процитировать, предложения указать предложения, роль в передаче основной мысли текста указать роль в передаче основной мысли текста 1 разгонорные слова и выражения«облез малость» (предложение 9)«садани»(предложение 15) Так они показывают презрительное отношение к мальчику. Во-первых, ребята, осуждающие Димку за предательство, используют разгонорные слова и выражения. Например, «облез малость» (предложение 9), «садани» (предложение 15). Так они показывают презрительное отношение к мальчику.
11 «истинное лицо»(предложение 13)«час расплаты»(предложение 20)Очевидно, она очень серьезно относится к своей роли борца за справедливость. Во-вторых, Железная Кнопка использует эмоционально-окрашенные слова высокого стиля. Например, «истинное лицо» (предложение 13), «час расплаты» (предложение 20). Очевидно, она очень серьезно относится к своей роли борца за справедливость. лингвистическое явление,процитировать Назвать лингвистическое явление, процитировать, предложения указать предложения, роль в передаче основной мысли указать роль в передаче основной мысли текста 2
12 Формулируем вывод, учитывая основную мысль: что из этого следует? Корректируем тезис и аргументы при необходимости Следовательно, с помощью экспрессивной лексики автор текста показывает нам ожесточенность ребят, решивших наказать предателя... Чего не хватает в этом сочинении? … и уверенность Ленки в том, что «никогда никого» нельзя «травить». Чего не хватает теперь? Ленка, отстаивая свои принципы, тоже использует высокую лексику: «Я была на костре». Добавляем к аргументу 2. Ленка, отстаивая свои принципы, тоже использует высокую лексику: «Я была на костре».
13 Проверяем текст. Вводные слова можно не использовать в чистовике, но в черновике они помогут сохранить построение сочинения 1. Тезис «цитата». ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, комментарий) 2. Доказан 2 примерами ВО-ПЕРВЫХ, …. НАПРИМЕР, … ВО-ВТОРЫХ, …. НАПРИМЕР, Сделан вывод СЛЕДОВАТЕЛЬНО,...
14 «Употребление экспрессивной лексики создает возможность лаконично выразить отношение говорящего к высказываемому», - писал Д.Э. Розенталь. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, для того, чтобы понять отношение человека к своим словам, достаточно понаблюдать за их эмоциональной окраской. ВО-ПЕРВЫХ, ребята, осуждающие Димку за предательство, используют разгонорные слова и выражения. НАПРИМЕР, «облез малость» (предложение 9), «садани» (предложение 15). Так они показывают презрительное отношение к мальчику. ВО-ВТОРЫХ, Железная Кнопка использует эмоционально-окрашенные слова высокого стиля. НАПРИМЕР, «истинное лицо» (предложение 13), «час расплаты» (предложение 20). Очевидно, она очень серьезно относится к своей роли борца за справедливость. Ленка, отстаивая свои принципы, тоже использует торжественную лексику: «Я была на костре». СЛЕДОВАТЕЛЬНО, с помощью экспрессивной лексики автор текста показывает нам ожесточенность ребят, решивших наказать предателя и уверенность Ленки в том, что «никогда никого» нельзя «травить».
15 15.2 Все то же самое, только без ссылок на лексику «- Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять... И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» Комментарий 2 аргумента Вывод
16 «- Я была на костре, - ответила Ленка. - И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять... И никогда никого не буду травить. Хоть убейте.» Смысл финала текста в том, что девочка, которую «травили» ее одноклассники не хочет, чтобы так же относились к кому-то другому, даже если он поступил плохо. Ребята, узнав о предательстве, отнеслись к Димке с презрением (предложения 9, 15). Железная кнопка «была в восторге» от того, что справедливость восторжествует (предложения 17 25). И только Ленка Бессольцева была против бойкота (предложение 38), потому что хорошо помнила, как «травили» ее. Сознание собственной правоты не должно мешать с пониманием относиться к людям, даже если они совершают ошибки.
17 15.3 Все то же самое, только 1) тезис свой, 2) один аргумент меняем на пример из своего жизненного опыта
18 Что такое дружба? понимать и прощать. Мне кажется, в дружбе важнее всего умение понимать и прощать. Яркий пример этого мы видим в тексте детского писателя В.К.Железникова. Девочка, которую «травили» одноклассники, защищает предателя, потому что понимает, как ему тяжело. Она уверена, что «никогда и никого не будет травить». В школе часто бывают такие ситуации. Ребята, не принятые коллективом по какой-то причине, оказываются в одиночестве, их дразнят, обижают. Но по мере взросления все понимают, что люди вокруг разные, ошибки совершают все, к этому можно относиться с пониманием. Верными друзьями оказываются те люди, которые не судят сгоряча, а пытаются встать на место другого.
19 Стало ли понятнее, как писать сочинение? Что из урока оказалось наиболее полезно? Мы молодцы:))
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.